ТОО получило услугу от нерезидента- Итальянская Республика. Сдает отчет по форме ФНО 101.04 с применением освобождения от налогообложения согласно Международного договора, т.к нерезидент предоставляет документ, подтверждающий резиденство. Документ, подтверждающий резиденство нерезидента (Италия) апостилируется. Апостилирование документа, подтвержающего резиденство нерезидента производится в Италии. Достаточно ли предоставление данного документа при сдачи отчета по форме ФНО 101.04?
Вопрос:
ТОО получило услугу от нерезидента- Итальянская Республика. Сдает отчет по форме ФНО 101.04 с применением освобождения от налогообложения согласно Международного договора, т.к нерезидент предоставляет документ, подтверждающий резиденство. Документ, подтверждающий резиденство нерезидента (Италия) апостилируется. Апостилирование документа, подтвержающего резиденство нерезидента производится в Италии. Достаточно ли предоставление данного документа при сдачи отчета по форме ФНО 101.04?
Ответ:
При выплате нерезидентам доходов из источников РК применить освобождение от налогообложения, или сниженную ставку при выплате таких доходов, как роялти, дивиденды, вознаграждения, возможно только для нерезидентов, признаваемых резидентами стран, с которыми Республикой Казахстан заключены Конвенции.
По состоянию на 1 января 2019 года заключены и ратифицированы 55 Конвенции, одна из которых «Конвенция между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Италия об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доход и предотвращении уклонения от налогообложения» (г. Рим, 22 сентября 1994 года) Конвенция ратифицирована Указом Президента Республики Казахстан от 21 апреля 1995 г. № 2225.
Вступила в силу 26 февраля 1997 года Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство нерезидента.
При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой:
- 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 314 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;
- не позднее пяти рабочих дней до завершения налоговой проверки по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, за налоговый период, в течение которого выплачен доход нерезиденту. Дата завершения налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.
В соответствии со статьей 675 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» документом, подтверждающим резидентство нерезидента, является официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, представленный в одном из следующих видов:
- оригинала, заверенного компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Подпись должностного лица и печать компетентного органа, подтверждающего резидентство нерезидента, должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
- нотариально засвидетельствованной копии оригинала документа, соответствующего требованиям 1) пункта 1 статьи 675 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Подпись и печать иностранного нотариуса должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
- бумажной копии электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.
Согласно, статьи 3 вышеуказанной Конвенции «компетентным органом» в Ирландии является «Управление доходов или его уполномоченного представителя» Принимая во внимание, что Республика Казахстан и Италия являются участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов г. Гаага, 5 октября 1961 г. нерезидент вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской Конвенции, согласно которым единственной формальностью которая может быть потребована, является проставление апостиля компетентным органом государства резидентом которого является нерезидент-получатель дохода.
В соответствии со статьей 2 Гаагской Конвенции каждое из Договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется данная Конвенция и которые должны быть представлены на его территории.
Согласно статье 5 Гаагской Конвенции апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа.
Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Апостиль - это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждающий полномочия этого лица, а также подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ.
Штамп апостиля имеет форму квадратного клише.
В отличие от других госорганов, органами юстиции документы апостилируются как в подлинниках, так и в нотариально засвидетельствованных копиях.
В случае если гражданин находится за границей, то для направления документов на апостилирование он может обратиться в учреждения Министерства иностранных дел Республики Казахстан за рубежом, уплатив установленный действующим законодательством консульский сбор.
В соответствии со статьей 675 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» документом, подтверждающим резидентство нерезидента, является официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, представленный в одном из следующих видов:
- оригинала, заверенного компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Подпись должностного лица и печать компетентного органа, подтверждающего резидентство нерезидента, должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
- нотариально засвидетельствованной копии оригинала документа, соответствующего требованиям 1) пункта 1 статьи 675 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Подпись и печать иностранного нотариуса должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
- бумажной копии электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.
Согласно, статьи 3 вышеуказанной Конвенции «компетентным органом» в Ирландии является «Управление доходов или его уполномоченного представителя» Так же существует Разъяснительное письмо Министерства юстиции РК от 21 мая 2001 года «О приеме иностранных и официальных документов и порядке оформления документов, предназначенных для действия на территории стран участниц Гаагской конвенции».
В соответствии с Законом "О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование консульской легализации иностранных официальных документов" от 30 декабря 1999 года наша страна присоединилась к Конвенции, совершенной в г. Гааге 5 октября 1961 года.
В соответствии с уведомлением Министерства иностранных дел Нидерландов указанная Конвенция вступила в силу для Республики Казахстан с 30 января 2001 года.
Данная Конвенция отменяет легализацию официальных иностранных документов, которая осуществлялась до ее введения и заменяет ее формальной процедурой проставления апостиля. Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др.
В целях реализации вышеназванного Закона постановлением Правительства РК от 24.04.01 г. № 545 "О мерах по реализации положений Конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" функциями по проставлению апостиля наделены 9 государственных органов. Апостилирование этими органами будет осуществляться в соответствии с Едиными правилами о порядке и условиях проставления апостиля на официальных документах, исходящих из государственных органов, а также от нотариусов Республики Казахстан.
В этой связи, разъяснение:
I. Осуществление приема официальных документов, исходящих из государств-участников Гаагской конвенции, территориальными органами юстиции, работниками отделов ЗАГС и нотариусами. Территориальные органы юстиции, работники отделов записи актов гражданского состояния, а также нотариусы республики должны принимать иностранные официальные документы, поступающие из государств-участников упомянутой Конвенции при наличии апостиля (список государств-участников Гаагской конвенции прилагается).
Официальными иностранными апостилированными документами, поступающими из стран-участниц Гаагской конвенции, могут быть:
- документы органов или должностных лиц, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда, судебного исполнителя и других компетентных органов этих государств;
- документы, удостоверенные нотариусами этих стран;
- документы с официальными пометками (отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса и др.).
Официальные документы дипломатических или консульских учреждений государств-участников Гаагской конвенции, а также документы, прямо относящиеся к таможенным и коммерческим операциям, принимаются на территории Республики Казахстан без апостилирования за границей.
Исключение составляют уставы и учредительные документы юридических лиц, патентная и иная документация, поступающая из стран-участниц Гаагской конвенции (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.), которые должны быть апостилированы в обязательном порядке за границей.
Документы, поступающие из государств, не являющихся участниками названной Конвенции, подлежат по-прежнему легализации в установленном порядке законодательством Республики Казахстан.
Следует обратить внимание на то, что участниками Гаагской конвенции из числа стран СНГ являются только Российская Федерация, Беларусь, Армения и Казахстан.
Апостиль - это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждающий полномочия этого лица, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Штамп апостиля имеет форму квадратного клише размером не менее 9х9 см. Заголовок апостиля содержит текст на французском языке, а также на официальном и государственном языках государств-участников Гаагской конвенции (к примеру, образец штампа апостиля Германии прилагается).
Подпись, печать или штамп на апостиле, проставленные компетентными органами и должностными лицами государств-участников Гаагской конвенции, не требуют дальнейшего заверения или легализации.
Документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран участниц Конвенции.
II. Осуществление апостилирования официальных документов, исходящих из Республики Казахстан.
Официальные документы, исходящие из Республики Казахстан, подлежат апостилированию в государственных органах, уполномоченных постановлением Правительства "О мерах по реализации положений Конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 24 апреля 2001 года, № 545.
В Министерстве юстиции РК апостиль проставляется на официальных документах, исходящих из территориальных органов юстиции, отделов ЗАГС, а также нотариусов Казахстана. В Министерстве также апостилируются документы, исходящие из других государственных органов, должностных лиц, и не относящиеся к компетенции уполномоченных государственных органов на проставление апостиля, определенных вышеуказанным постановлением.
На официальных документах, исходящих из территориальных органов юстиции, отделов ЗАГС, а также нотариусов г. Алматы, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей апостиль, уполномочено проставлять Управление юстиции г. Алматы.
III. Оформление нотариусами официальных документов, подлежащих апостилированию и предназначенных для действия на территории стран участниц Гаагской конвенции.
Нотариусам при оформлении нотариально удостоверенных документов, предназначенных для действия на территории стран-участниц Гаагской конвенции, необходимо соблюдать требования, предусмотренные в разделе 8 Инструкции по нотариальному делопроизводству.
При подписании лицами, обратившимися к нотариусу, документов, предназначенных для действия за границей, нотариусу необходимо требовать от этих лиц указания в нотариально удостоверяемом документе своей фамилии, имени, отчества в последовательности соответствующей написанию в их национальных паспортах. После произведенной подписи лица, обратившегося к нотариусу, в нотариальных документах должна следовать его фамилия, имя, отчество, написанная собственноручно.
Нотариусу необходимо текст удостоверительной надписи печатать, а не проставлять мастичный штамп с удостоверительной надписью. При учинении удостоверительной надписи нотариусу необходимо полностью указывать свою фамилию, имя, отчество строго в соответствии с текстом оттиска его личной печати. Государственному нотариусу необходимо также дополнительно указать полное наименование государственной нотариальной конторы, частному нотариусу номер и дату выдачи лицензии. Дату в нотариально удостоверяемом документе и удостоверительной надписи обозначать только словами.
Нотариусу личную печать необходимо проставлять на свободном месте документа под удостоверительной надписью, не затрагивая текста документа и своей подписи.
Документы, предназначенные для действия на территории государств участников Гаагской конвенции, должны быть изготовлены на качественной бумаге. Весь текст документа должен быть отпечатан, в том числе номер реестра, сумма взысканной государственной пошлины или сумма, оплаченная частному нотариусу, за совершение нотариального действия.
Лицам, от имени которых совершается нотариальное действие, нотариус должен выдавать первые экземпляры нотариально удостоверенных документов.
Нотариусу не следует сгибать документы, предназначенные для апостилирования, а также прочеркивать незаполненные до конца строки, свободные места от текста нотариального документа.
Нотариусу следует сшивать документы шелковой лентой любого цвета или нитью красного или белого цвета.
Вывод: Согласно Гаагской конвенции, странами участницами которой являются Республика Казахстан и Республика Италия, для удостоверения подлинности документа необходимо проставление предусмотренного апостиля уполномоченным органом государства, в котором документ был совершен, т.е в Италии.
В Казахстане производится только перевод на государственный или русский язык для предъявления в УГД по месту регистрации вашей компании, при этом в РК нотариально заверяется (при необходимости) подлинность перевода.
К документу подтверждающему резидентство (сертификату) нерезидент обязан предоставить:
- либо нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов,
- либо выписку; из торгового реестра (реестра акционеров) или иной аналогичный документ, предусмотренный законодательства государства, в котором зарегистрирован нерезидент, с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров юридического лица-нерезидента.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ: Деятельность физического лица, направленная на систематическое получение дохода,
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
По товару, за который неплательщиком НДС был уплачен НДС при импорте, при реализации после постановки на учет по НДС придется платить НДС. Но этот НДС будет не повторным.
При этом НДС, уплаченный при импорте, будет учитываться в будущем, так как подлежит отнесению в зачет. Тем самым, НДС, подлежащий уплате в бюджет при реализации, будет уменьшен на сумму НДС, уплаченную при импорте.
Согласно Классификации поступлений бюджета (приказ Министра финансов РК от 18 сентября 2014 года № 403) две последние цифры КБК обозначают специфику.
При этом НДС, уплачиваемый при импорте:
из стран, не входящих в ЕАЭС, уплачивается по коду бюджетной классификации (КБК) 105102 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь»
из стран ЕАЭС уплачивается по КБК 105115 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС».
НДС при реализации на территории Казахстана уплачивается по КБК 105101 «Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан».
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Если денежные средства являются оплатой за выполненные работы, оказанные услуги, то могут быть перечислены без НДС при условии, что данные работы, услуги относятся к оборотам, освобожденным от НДС или к облагаемым по нулевой ставке. В этом случае счета-фактуры исполнителем будут выставлены без НДС или с нулевой ставкой.
По дополнительной информации, в данной ситуации оплата производится за транспортные услуги. Тогда, если такие услуги подпадают под международные перевозки, то счет-фактура за такие перевозки подлежит выставлению резиденту США по нулевой ставке и, значит, оплата на счет ТОО поступит без НДС.
Данный вывод основан на положениях статьи 387 Налогового кодекса РК, которой установлено, что оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.
При этом международной перевозкой признается:
1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
2) перевозка пассажиров, багажа и груз багажа в международном сообщении.
Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами.
В рассматриваемом вопросе не уточнены вид груза, способ перевозки, вид транспорта, поэтому ниже приводятся виды международных перевозочных документов для различных видов транспорта.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: С начала 2015 года появился упрощенный порядок ликвидации ИП, предусмотренный ст.67 НК РК. Упрощенной процедурой могут воспользоваться предприниматели, одновременно удовлетворяющие условиям:
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Во-первых, если ТОО на упрощенке, то необходимо сдавать налоговую форму 910
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Расходы допускается брать на вычет в целях ИПН, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Основанием при этом
-
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Кодексу «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Налоговому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» -
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Данный вопрос решается по Налоговому законодательству РК.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Срок исковой давности, предусмотренный Налоговым кодексом, распространяется на налоговые обязательства. Это период времени, в течение которого: