Какой налоговый режим лучше выбрать, если ТОО планирует заниматься платными медицинскими услугами?

Какой налоговый режим лучше выбрать, если ТОО планирует заниматься платными медицинскими услугами?

11.12.2018 06:43
3163

Вопрос:

Какой налоговый режим лучше выбрать, если ТОО планирует заниматься платными медицинскими услугами?

Ответ:

Для целей налогообложения медицинские организации и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой вправе применять:

1. общеустановленный порядок налогообложения;

2. специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса:

  • на основе упрощенной декларации;
  • на основе патента.

При первичной регистрации юридические лица и индивидуальные предприниматели автоматически встают на общеустановленный режим.

Общеустановленный режим не имеет ограничений по доходам за налоговый период, численности работников, видам деятельности.

Юридические лица - резиденты Республики Казахстан, являются плательщиками корпоративного подоходного налога в соответствии со статьей 222 Налогового кодекса.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по другим налогам и другим обязательным платежам (например, налог на имущество, налог на землю) производится в общеустановленном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 683 Налогового кодекса специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1. среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

  • на основе упрощенной декларации - 30 человек;
  • с использованием фиксированного вычета - 50 человек;

2. доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

  • на основе патента - 300-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.
  • на основе упрощенной декларации - 2 044-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;
  • с использованием фиксированного вычета - 12 260-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

3. не осуществляющие следующие виды деятельности:

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;
  • проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия;
  • деятельность в рамках финансового лизинга.

Не вправе применять специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:

  • юридические лица, имеющие структурные подразделения;
  • структурные подразделения юридических лиц;
  • налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

В целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

  • юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
  • юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;
  • некоммерческие организации;
  • плательщики налога на игорный бизнес.

Корпоративный подоходный налог при общеустановленном режиме налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся в соответствии с данной статьей организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса корпоративного подоходного налога на 100 процентов.

Согласно пункту 2 статьи 290 Налогового кодекса для целей Налогового кодекса к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в части второй данного пункта, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций.

К деятельности в социальной сфере относятся следующие виды деятельности, в том числе оказание услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию) субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Согласно подпунктам 70) и 73) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (Кодекс о здоровье) медицинская помощь - это комплекс медицинских услуг, включающих лекарственную помощь, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения, а также облегчение тяжелых проявлений неизлечимых заболеваний. Медицинская деятельность - профессиональная деятельность физических лиц, получивших высшее или среднее профессиональное медицинское образование, а также юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан.

Согласно статье 13 Кодекса о здоровье медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

Согласно пункту 1 статьи 32 Кодекса о здоровье субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

Статьей 37 Кодекса о здоровье установлено, что в Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской деятельности, в том числе медицинская помощь.

Согласно статье 38 Кодекса о здоровье основными видами медицинской помощи являются:

  • доврачебная медицинская помощь;
  • квалифицированная медицинская помощь;
  • специализированная медицинская помощь;
  • высокотехнологичная медицинская услуга;
  • медико-социальная помощь.

Доходы организаций, предусмотренных пунктом 2 статьи 290 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности. При нарушении условий, предусмотренных данной статьей, полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Если организация оказывает услуги в форме медицинской помощи в размере не менее 90 процентов совокупного годового дохода, а также не распределяет чистый доход между учредителями, то она может применить положение вышеуказанной статьи для освобождения от КПН.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в социальной сфере представляют декларацию по форме 100.00.

При нарушении условий, предусмотренных статьей 290 Налогового кодекса, полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, определенном Налоговым кодексом.

При составлении Декларации по КПН (форма 100.00) следует контролировать доходы от реализации, в которых доходы от оказания медицинских услуг должны составлять не менее 90% от полученного дохода и тогда исчисленный КПН уменьшается на 100%, в ином случае – налогообложение производится в общеустановленном порядке по ставке 20%.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС с облагаемого оборота

В соответствии с подпунктами 33), 34) 35) статьи 394 Налогового кодекса обороты по:

  • реализации лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, а также материалов и комплектующих для их производства;
  • реализации изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники; материалов и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники;
  • реализации услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию), оказываемых субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности,
  • освобождаются от налога на добавленную стоимость местом реализации, которых является Республика Казахстан.

При этом перечень товаров, указанных в пунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, освобождаемых от НДС, определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.02.2009 г. № 133.

Таким образом, если компания осуществляет деятельность в сфере медицинских услуг и не имеет оборотов по другой деятельности, доход по которым превышает 30 000-кратный размер МРП (статья 82 Налогового кодекса), то обязательств для постановки на регистрационный учет по НДС не возникает.

НДС с облагаемого импорта

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса импорт лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники:

  • зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Казахстан;
  • не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Казахстан, на основании заключения (разрешительного документа), выданного уполномоченным органом в области здравоохранения,
  • освобождается от налога на добавленную стоимость.

Перечень лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Казахстан и незарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Казахстан, импортируемых на основании заключения (разрешительного документа), выданного уполномоченным органом в области здравоохранения; лекарственных средств, используемых (применяемых) в области ветеринарии; изделий ветеринарного назначения и ветеринарной техники, сурдотифлотехники, включая протезно-ортопедические изделия, специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам; материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость утвержден постановлениемПравительства Республики Казахстан от 26 января 2009 года №56.

Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта товаров осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года №1229.

В соответствии с пунктом 5 данных Правил для целей освобождения импорта лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники от налога на добавленную стоимость необходимо соблюдение следующих условий:

  • представление в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, или талона о приеме уведомления о начале или прекращении осуществления деятельности или определенных действий или наличие сведений в государственной базе данных электронного лицензирования о разрешении на занятие фармацевтической или медицинской деятельностью;
  • наличие сведений о регистрации в Государственном реестре или представление копий регистрационного удостоверения на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику, выданного в соответствии с законодательством в области здравоохранения, или выписки из Государственного реестра, выдаваемой уполномоченным органом в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники для зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, или заключения (разрешительного документа) государственного органа в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники о ввозе не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники и в случаях, установленных пунктами 3 и 4 статьи 80 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

В случае импорта товаров в рамках договоров о государственных закупках, вместо вышеуказанных документов, за исключением копии лицензии на фармацевтическую или медицинскую деятельность (для видов деятельности, подлежащих лицензированию) или талона о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения, в органы государственных доходов представляется договор, заключенный между заказчиком и поставщиком, осуществляющим импорт.

В случае импорта материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения, включая протезно-ортопедические изделия, медицинской техники, а также специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, необходимо представление в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, или талона о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

В случае импорта сурдотифлотехники, протезно-ортопедических изделий, необходимо представление в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую или медицинскую деятельность, или талона о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также копии справки (свидетельства) о государственной регистрации (перерегистрации) для юридических лиц.

Также необходимо представить товаросопроводительные документы.

Если товар импортируется с территории государств-членов Евразийского экономического союза необходимо в налоговый орган по месту нахождения представить декларацию по косвенным налогами по импортированным товарам (форма 320) и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328).

Земельный налог и налог на имущество

Медицинские организации имеют право на пониженные ставки по объектам исчисления земельным налогом и налогом на имущество.

Если доход от оказания медицинских услуг с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода, то при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам применяется коэффициент 0.1 на основании п.п. 7) пункта 3 статьи 510 Налогового кодекса, а также при исчислении налога на имущество к налоговой базе.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: