Наша компания зарегистрирована в г. Алматы, но у нас есть офис, находящийся в г. Нур-Султан. В связи с тем, что графики (этапы) введения предприятий (возобновление деятельности) в г. Алматы и Нур-Султан происходят в разные даты (разное время), может ли наш офис в Нур-Султане возобновить свою деятельность, при условии что БИН и ОКЭД компании соответствует этапу возобновления деятельности? Какая процедура возобновления деятельности предусмотрена в данном случае?
Ответ:
Исходя из смысла ст. 1 ЗРК «О чрезвычайном положении», меры по возобновлению деятельности по ОКЭД разделены на несколько административно-территориальных единиц (Алматы и Нур-Султан). Это значит, что порядок и сроки возобновления деятельности по разрешенным ОКЭД должны проходить в порядке, предусмотренном для конкретной местности. Таким образом, Вы можете возобновить свою деятельность только в установленные сроки. Однако, если Вы считаете, что немедленное возобновление деятельности предприятия важна для жизнеобеспечения города, Вы можете предоставить письменный запрос с обоснованием на электронный адрес: business_stab@almatydc.kz.
Касательно процедуры возобновления деятельности в Нур-Султане, то на данный момент точной информации найти не удалось, однако, исходя из Протокола Оперативного штаба по обеспечению режима чрезвычайного положения при акимате города Алматы от 31 марта 2020 года № 8. Процедура возобновления будет схожей (если не идентичной) данному Приказу. С Протоколом можете ознакомится по ссылке: https://www.almaty.gov.kz/upload/files/o_vnesenii_izmenenii_i_dopolnenii_v_protokola_6,_7,_8-1.pdf.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется согласно Налоговому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется нормами Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 декабря 2013 года № 292 «О введении ограничений на проведение отдельных видов банковских и других операций финансовыми организациями». -
Ответ:
Согласно пп. 2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 15 августа 2020 года № 48 «Об ограничительных карантинных мерах и поэтапном их смягчении», установлен строгий запрет на проведение зрелищных, спортивных мероприятий, выставок, форумов, конференций, а также семейных, торжественных, памятных, мероприятий (банкетов, свадеб, юбилеев, поминок), в том числе на дому и иных мероприятий с массовым скоплением людей;
В Постановлении Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 16 сентября 2020 года данный запрет не был отменен.
На основании изложенного проведение конференций на территории офисного здания на данный момент запрещено.
Согласно ст. 425 КоАП за нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, –
влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двухсот тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот десяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тысячи шестисот месячных расчетных показателей.
2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –
влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере четырехсот шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестисот двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без такового.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
На территории Республики Казахстан, обстоятельства наступления форс-мажора подтверждает ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее - ВПК).
В соответствии с положениями Устава ВПК, осуществляет следующие виды деятельности:
1) совместно с зарубежными организациями образует деловые советы и иные консультативно-совещательные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и положениями международных договоров;
2) организация и проведение выставок, форумов и ярмарок, в том числе за рубежом;
3) ведет реестр проводимых международных выставок и ярмарок, национальных и региональных выставок и ярмарок, проводимых в Республике Казахстан, а также международных выставок за рубежом, в которых принимает участие Республика Казахстан;
4) осуществляет функции оператора системы развития и продвижения экспорта отечественных товаров и услуг, предусмотренные документами Системы государственного планирования Республики Казахстан;
5) осуществляет международный маркетинг и рекламную поддержку для продвижения казахстанских товаров и услуг на мировом рынке;
6) оказывает информационные, оценочные, брокерские, маркетинговые, рекламные, переводческие и консалтинговые услуги;
7) осуществляет сбор, анализ и предоставление информации о законодательстве всех стран по вопросам регулирования экспорта-импорта, проводимых ярмарках, выставках, международном товарообороте и платежах, состоянии других вопросов, связанных с международной торговлей и внутрихозяйственной деятельностью;
8) свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Республики Казахстан, а также торговые и портовые обычаи, признанные в Республике Казахстан;
9)свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями сделок и договоров заключенных на территории Республики Казахстан, а также наступление обстоятельств «Hardship» в соответствии с международной практикой;
10) выступает гарантом и выдает документы о временном ввозе в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан;
11) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Обстоятельства непреодолимой силы можно подразделить на обстоятельства форс-мажора и обстоятельства «Hardship»:
1) к форс-мажору относятся - чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, препятствующие или делающие практически невозможными надлежащее исполнение обязательств, за возникновение которых обязанная сторона не отвечает, и наступление которых она не могла предвидеть и/или предотвратить, включая, но не ограничиваясь:
стихийные бедствия природного и техногенного характера, ураганы, циклоны, землетрясения, цунами, наводнения, разрушения в результате молний и т.д.;
военные действия, объявленная или необъявленная война, беспорядки и революции, акты пиратства, саботаж;
решения и/или действия/бездействие государственных органов и т.п.;
бойкоты, забастовки и локауты в любой форме, замедляющие работу предприятия, влекущие остановку в работе;
взрывы, пожары, разрушения машин, заводов, установок и т.д.2) к обстоятельствам «Hardship» относятся ситуации, когда существенное изменение обстоятельств независящих от воли сторон, делает исполнение по контракту (договору, соглашению) излишне обременительными.
При подтверждении наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) или обстоятельств «Hardship» заявителям, выдается официальное заключение ВПК, оформленное в виде свидетельства. Свидетельство о наступлении форс-мажора выдается заявителю в опечатанном виде на официальном бланке ВПК. В свидетельстве указывается: наименование сторон контракта (договора, соглашения), его номер и дата заключения, место, время, период, в течение которого имели место чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, ссылка на предоставленные оригиналы документов выданных компетентными органами фиксирующие и подтверждающие факт обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), официальную переписку между сторонами (при наличии) и др.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
В соответствии с п.1 ст.92-1 Закона РК «О нотариате» устанавливает, что для взыскания денег или истребования иного движимого имущества от должника нотариус совершает исполнительную надпись на документе, устанавливающем задолженность, или выдает соответствующее постановление.
Очень часто исполнительная надпись содержит информацию о взыскании кроме основного долга еще и сумму неустойки, при этом, достаточно нередко встречается нарушение п.3 ст.92-1 указанного Закона, который устанавливает, что взыскание неустойки (пени), процентов, если таковые причитаются, производится на основании исполнительной надписи, за исключением банковских займов, при письменном признании должником неисполненного обязательства.
То есть для взыскания неустойки по исполнительной надписи необходимо письменное подтверждение должником суммы неустойки. Если в Вашем случае, кроме суммы долга дополнительно взыскивается сумма неустойки и Вы ее не подтверждали, то у Вас есть основание к отмене исполнительной надписи.
Кроме того, очень часто нарушается и процедурные моменты, в частности п.1 ст.92-6 указанного Закона - После совершения исполнительной надписи или вынесения соответствующего постановления нотариус не позднее следующего рабочего дня вручает или направляет их копию должнику по адресу электронной почты или по известному месту жительства (нахождения) или регистрации должника с использованием средств связи, обеспечивающих фиксирование доставки.
Достаточно часто нотариус направляет надпись или позже, чем следующий рабочий день, после вынесения надписи, или не на адрес, принадлежащий должнику, в том числе электронную почту.
Обращаю Ваше внимание на п.2 ст.92-6 указанного Закона, согласно которому должник вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения копии исполнительной надписи или соответствующего постановления направить нотариусу, совершившему исполнительную надпись или вынесшему соответствующее постановление, возражения против заявленного требования в письменном виде с уведомлением.
В возражении должны быть указаны иные основания к отмене, в том числе, Вы вправе ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы, при условии, что данные обстоятельства действительно помешали Вам исполнить договорные обязательства с Вашим кредитором. Как правило, в договоре предусматривается процедура уведомления стороны о наступлении форс – мажора, такие уведомления могут Вам помочь при обжаловании исполнительной надписи.
Обратите внимание на срок обжалования, у Вас 10 рабочих дней со дня получения надписи.
Если Вы получили надпись позже и она уже на взыскании у частного судебного исполнителя Вам необходимо будет в возражении привести факты о том, что Вы поздно получили исполнительную надпись. Если Вам откажет нотариус, то у Вас есть право обратиться в судебные органы.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
В вашем случае лучше подписать дополнительное соглашение с приложением нового графика, так как в данном дополнительном соглашении должны быть подробным образом указаны все основания для пересмотра графика, а также снятие за этот период всех санкций - поскольку имел место форс мажор, который подразумевает исключение ответственности в полном объеме. В ваших интересах необходимо подписать Дополнительное соглашение с графиком. Можете представить нам на экспертизу и мы максимально защитим ваши интересы.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Согласно п. 2 ст. 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее-Закон), объектом исчисления отчислений на ОСМС со стороны работодателя являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику, в т.ч. государственному и гражданскому служащему, в виде доходов, исчисленных в соответствии со ст. 29 Закона. Согласно п. 5 ст. 28 Закона, объектами исчисления взносов на ОСМС с работников, в т.ч. государственных и гражданских служащих, являются их доходы, исчисленные в соответствии со ст. 29 Закона.
Учитывая положения п. 1 ст. 29 Закона, доходами работников, в т.ч. государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов на ОСМС, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных п. 4 ст. 29 Закона.
К слову, п.4. ст. 29 Закона указывает, что доходами для исчисления не являются компенсационные, командировочные, вознаграждения по вкладам, алименты, гранты, доходы нерезидентов и т.п.
Таким образом, объектом исчисления отчислений и взносов на ОСМС являются доходы работников, начисленные/выплаченные таким работникам. Соответственно, если работники находятся в отпуске без сохранения заработной платы, то заработную плату (доход) они не получают. Следовательно, и обязательства по отчислениям и взносам на ОСМС за работников в период такого отпуска нет.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ
Статья 425. (Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов) Кодекса, предусматривает:
1. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, -
влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере трехсот десяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи шестисот месячных расчетных показателей.
2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере четырехсот шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестисот двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без такового.
Размер ответственности, согласно статьи 425 Кодекса, в денежном эквиваленте составляет:
- штраф для физических лиц составит 30 МРП (83 340 тенге);
- штраф для субъектов малого предпринимательства – 230 МРП (638 940 тенге);
- среднего – 310 МРП (861 180 тенге);
- крупного – 1 600 МРП (4 444 800 тенге).
С учетом расписанного Вами в вопросе, Вам следует обратить внимание на условия заключенного с Арендодателем договора аренды торговой площади, в котором наверняка есть отражение моментов, когда и в каких случаях Арендодатель уведомляет (предупреждает) о том, что по каким-либо причинам Арендатор не должен открывать бутик и какая ответственность лежит на Арендодателе, в случае нарушения им условий договора.
В связи с тем, что, с Ваших слов, администрация торгового центра не предупредила по какой-либо причине Вас о прописанной Вами в вопросе ситуации, Вы имеете право обратиться к Арендодателю с письмом и попросить разъяснений касательно всей возникшей ситуации.
Если уполномоченный орган власти, выписал Вам штраф, согласно статьи 425 Кодекса, то Вы, со своей стороны можете собрать все необходимые документы и попытаться оспорить выписанный штраф, если у Вас на это есть законные основания и доказательства.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
- штраф для физических лиц составит 30 МРП (83 340 тенге);
-
Ответ:
Данный вопрос регулируется статьей 4 Конституции РК, Гражданским кодексом РК, (далее – ГК РК), в частности, п. 2 статьи 359 ГК РК, Законом РК «О государственных закупках», в частности, статьей 12, а также Постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9 "Об утверждении Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения».
Согласно статье 4 Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.
В Постановлении пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9 «Об утверждении Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения» указано, что согласно пункту 2 статьи 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК) лицо, не исполнившее или не надлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.).
Непреодолимая сила, исходя из смысла данной нормы, это обстоятельство, обладающее двумя признаками:
- чрезвычайностью;
- непредотвратимостью.
Таким образом, введение и действие ЧП имеет характер чрезвычайности и непредотвратимости, и, соответственно, обладает всеми признаками обстоятельства непреодолимой силы.
Также в постановлении Верховного суда указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ГК установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, ели не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.).
Следовательно, неисполнение обязательств, вызванное только возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно принятыми мерами и временными ограничениями в рамках введения ЧП, не влечет имущественную ответственность.
К имущественной ответственности гражданское законодательство относит возмещение убытков, взыскание неустойки (штраф, пеня).
Тем не менее, у Заказчика есть обязанность согласно статье 12 Закона РК «О государственных закупках» инициировать иск о признании недобросовестным участником госзакупок Поставщика в случае ненадлежащего исполнения принятых обязательств по Договору о государственных закупках.
Однако, как Вы пояснили у Вас на руках уже есть свидетельство о наступлении непреодолимой силы, выданного ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана».
Вывод: Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законов, закон на Вашей стороне и Заказчик не имеет право подавать иск о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок, а также не может претендовать на взыскание неустойки согласно постановлению Верховного суда 6 мая 2020 года № 9 «Об утверждении Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения»
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
- чрезвычайностью;
-
Ответ:
Оперативным штабом и главным государственным санитарным врачом было принято решение изымать немедицинские объекты для помещения на карантин людей, контактировавших с заразившимися коронавирусом.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» (далее – Закон) физическим и юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для нужд ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, равноценное возмещение материального ущерба осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Так, согласно п. 1 ст. 253 Гражданского кодекса Республики Казахстан в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий, в период действия военного положения или в военное время и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законами Республики Казахстан, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
В описанной Вами ситуации следует обратиться в оперативный штаб при управлении акимата. Так как заселение осуществлено без какого-либо письменного уведомления, Вам необходимо подготовить письменное требование в Государственную комиссию по обеспечению режима ЧП, местные исполнительные органы (акимат) по разъяснению Вам ситуации по реквизиции Вашего имущества: основания, условия, период и так далее.
Обращение можно направить в электронном виде через портал Электронного правительства. Так же можно задать вопрос на официальном сайте https://www.coronavirus2020.kz/ в разделе «Задать вопрос».
В случае если после направлений письменных требований в уполномоченный орган не принесут должного результата, то для защиты своих интересов продеться обратится в судебный орган.
Помимо этого, также есть возможность обратиться в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» для оказания содействия при рассмотрении вопроса о реквизиции Вашего имущества.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.