Во время ЧП на данный момент какие льготы предусмотрены на МСБ в том числе, конкретно для организации частного образования и по каким видам, это полное освобождение или отсрочки, на какой срок?

Во время ЧП на данный момент какие льготы предусмотрены на МСБ в том числе, конкретно для организации частного образования и по каким видам, это полное освобождение или отсрочки, на какой срок?

13.04.2020 08:23
749

Ответ:

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 126 (вступило в силу со дня подписания) индивидуальным предпринимателям, применяющим общеустановленный режим налогообложения, предоставлено освобождение от ИПН за текущий год. 

Ранее в соответствии с поручением Главы государства от уплаты ИПН на три года уже были освобождены субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. 

В рамках постановления Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 141 (вступило в силу со дня подписания) для субъектов микро-, малого или среднего предпринимательства предусмотрены следующие меры поддержки: 

1) до 01.06.2020 г. - отсрочка по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей, социальных платежей. 

Кроме того, в настоящее время государственными органами также прорабатывается поручение Президента от 31 марта т.г. по оказанию содействия субъектам МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики в виде отмены на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября) начисления и уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда. 

2) до 01.06.2020 г. – приостановление принятия мер по начислению пени, приостановлению расходных операций, ограничению распоряжения имуществом и меры принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, задолженности по социальным платежам (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска). 

Таким образом, в отношении субъектов микро-, малого или среднего предпринимательства (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска) до 01.06.2020 года не будут начисляться пеня и не будет применяться приостановление расходных операций и ограничение в распоряжении имуществом. 

3) до 01.06.2020 г. – продление сроков исполнения уведомлений по результатам камерального контроля, наступающие в период с 15.03.2020 г. по 15.04.2020 г. (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска). 

4) приостановление течение сроков проведения налоговых проверок на период ЧП.

31 марта 2020 года в своем выступлении Касым-Жомарт Токаев озвучил меры поддержки малого и среднего бизнеса на период ЧП в Казахстане, включающие налоговые преференции, отсрочки по платежам и займам. 

Среди прочих мер поддержки МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября т.г.) отменяется начисление и уплата налогов и других платежей с фонда оплаты труда. Эти сектора включают в себя: общественное питание, отдельные сектора торговли, транспортные услуги, консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес, туризм и т.д.

В настоящее время государственными органами прорабатывается поручение Президента от 31 марта т.г. по оказанию содействия субъектам МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики в виде отмены на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября) начисления и уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда. 

В соответствии с письмом Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 17 марта 2020 года № КГД-14-1/6589-И и пресс-релизом, размещенным на сайте КГД МФ РК 19 марта 2020 года, сроки представления отдельных видов налоговой отчетности, сроки представления которых приходятся на период действия чрезвычайного положения, продлены до 30 апреля 2020 года. Однако необходимо учесть, что указанное продление на 30 календарных дней, распространяется только при условии представления налоговой отчетности в электронном виде. Продление распространяется на представление следующих форм налоговой отчетности: 

  • декларация по КПН (формы 100.00, 110.00, 150.00, 180.00); 
  • декларация по ИПН (формы 220.00, 240.00); декларация по ИПН и имуществу (форма 230.00);
  • декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма 700.00); 
  • декларация по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00); 
  • реестр договоров аренды (пользования) (форма 871.00); 
  • декларация по специальному налоговому режиму с использованием фиксированного вычета (форма 912.00);
  • декларация для плательщиков единого земельного налога (форма 920.00).   

В соответствии с пресс-релизом Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, размещенным на своем сайте 26 марта 2020 года, вводится ограничение по формированию уведомлений об установлении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Исключение составят нарушения, по которым в текущем году истекает срок исковой давности, данное исключение обусловлено необходимостью проведения постконтроля налоговых обязательств по налогоплательщикам, осуществляющим неоднократное изменение налоговой отчетности. 

Таким образом, к сфере налоговых льгот для организации образования можно отнести:

1. Срок предоставления налоговой отчетности за 2019 год продлен на 30 календарных дней, то есть до 30.04.2020 года при условии представления налоговой отчетности в электронном виде по следующим формам налоговой отчетности:

1) декларация по корпоративному подоходному налогу (формы 100.00, 110.00, 150.00, 180.00);

2) декларация по индивидуальному подоходному налогу (формы 220.00, 240.00);

3) декларация по индивидуальному подоходному налогу и имуществу (форма 230.00);

4) декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма 700.00);

5) декларация по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00);

6) реестр договоров аренды (пользования) (форма 871.00);

7) декларация по специальному налоговому режиму с использованием фиксированного вычета (форма 912.00);

8) декларация для плательщиков единого земельного налога (форма 920.00).

2. Приостановление работы по привлечению к административной ответственности налогоплательщиков.

3. Приостановление выставлений уведомлений/ извещений камерального контроля (за исключением периодов, по которым истекают сроки исковой давности.)

4. Приостановление мер в части проведения налогового обследования в связи с неисполнением уведомлений камерального контроля.

5. Приостановление проведения квалификационного экзамена лиц, претендующих на право осуществлять деятельность администратора.

6. Отложено оказание государственной услуги по включению в государственный реестр моделей ККМ.

7. Приостановление вручение уведомлений нарочно.

8. Приостановление заседание комиссий, в том числе по предварительному рассмотрению материалов по инициируемым искам.

9. Перенесение сроков рассмотрения материалов по административной ответственности в связи неисполнением уведомления камерального контроля.

10. Приостановление инициирования проверок, проводимых по особому порядку назначения проверок.

11. Освобождение от уплаты налогов путем введения поправочного коэффициента «0» к ставке индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения до 31.12.2020 г. Включительно. 

12. Для налогоплательщиков, отнесенных к категории субъектов микро, малого или среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан:

1) предоставлена отсрочка срока уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам до 1 июня 2020 года;

2) приостановлено до 1 июня 2020 года принятие мер в части применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, а также задолженности по социальным платежам, за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;

3) продлены до 1 июня 2020 года сроки исполнения уведомления, предусмотренного п.п. 10 п. 2 ст. 114 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), наступающие в период чрезвычайного положения (с 15 марта 2020 года по 15 апреля 2020 года), за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;

4) приостановлены сроки проведения проверок, осуществляемых органами государственных доходов, на период чрезвычайного положения, при этом срок приостановления не включается в срок проверки.

Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.

Вам также может быть интересно:
  • 13.07.2021 16:12
    1564

    Ответ:
    Данный вопрос регулируется согласно Налоговому Кодексу Республики Казахстан.

  • 03.07.2021 17:42
    2167

    Ответ: 
    Данный вопрос регулируется нормами Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 декабря 2013 года № 292 «О введении ограничений на проведение отдельных видов банковских и других операций финансовыми организациями».

  • 29.09.2020 07:38
    1336

    Ответ:

    Согласно пп. 2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 15 августа 2020 года № 48 «Об ограничительных карантинных мерах и поэтапном их смягчении», установлен строгий запрет на проведение зрелищных, спортивных мероприятий, выставок, форумов, конференций, а также семейных, торжественных, памятных, мероприятий (банкетов, свадеб, юбилеев, поминок), в том числе на дому и иных мероприятий с массовым скоплением людей;

    В Постановлении Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 16 сентября 2020 года данный запрет не был отменен.

    На основании изложенного проведение конференций на территории офисного здания на данный момент запрещено.

    Согласно ст. 425 КоАП за нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, –

    влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двухсот тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот десяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тысячи шестисот месячных расчетных показателей.

    2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

    влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере четырехсот шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестисот двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без такового.

    Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • 25.08.2020 07:47
    764

    Ответ:

    На территории Республики Казахстан, обстоятельства наступления форс-мажора подтверждает ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее - ВПК).

    В соответствии с положениями Устава ВПК, осуществляет следующие виды деятельности:

    1) совместно с зарубежными организациями образует деловые советы и иные консультативно-совещательные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и положениями международных договоров;

    2) организация и проведение выставок, форумов и ярмарок, в том числе за рубежом;

    3) ведет реестр проводимых международных выставок и ярмарок, национальных и региональных выставок и ярмарок, проводимых в Республике Казахстан, а также международных выставок за рубежом, в которых принимает участие Республика Казахстан;

    4) осуществляет функции оператора системы развития и продвижения экспорта отечественных товаров и услуг, предусмотренные документами Системы государственного планирования Республики Казахстан;

    5) осуществляет международный маркетинг и рекламную поддержку для продвижения казахстанских товаров и услуг на мировом рынке;

    6) оказывает информационные, оценочные, брокерские, маркетинговые, рекламные, переводческие и консалтинговые услуги;

    7) осуществляет сбор, анализ и предоставление информации о законодательстве всех стран по вопросам регулирования экспорта-импорта, проводимых ярмарках, выставках, международном товарообороте и платежах, состоянии других вопросов, связанных с международной торговлей и внутрихозяйственной деятельностью;

    8) свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Республики Казахстан, а также торговые и портовые обычаи, признанные в Республике Казахстан;

    9)свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями сделок и договоров заключенных на территории Республики Казахстан, а также наступление обстоятельств «Hardship» в соответствии с международной практикой;

    10) выступает гарантом и выдает документы о временном ввозе в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан;

    11) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

    Обстоятельства непреодолимой силы можно подразделить на обстоятельства форс-мажора и обстоятельства «Hardship»:

    1) к форс-мажору относятся - чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, препятствующие или делающие практически невозможными надлежащее исполнение обязательств, за возникновение которых обязанная сторона не отвечает, и наступление которых она не могла предвидеть и/или предотвратить, включая, но не ограничиваясь:

    стихийные бедствия природного и техногенного характера, ураганы, циклоны, землетрясения, цунами, наводнения, разрушения в результате молний и т.д.;
    военные действия, объявленная или необъявленная война, беспорядки и революции, акты пиратства, саботаж;
    решения и/или действия/бездействие государственных органов и т.п.;
    бойкоты, забастовки и локауты в любой форме, замедляющие работу предприятия, влекущие остановку в работе;
    взрывы, пожары, разрушения машин, заводов, установок и т.д.

    2) к обстоятельствам «Hardship» относятся ситуации, когда существенное изменение обстоятельств независящих от воли сторон, делает исполнение по контракту (договору, соглашению) излишне обременительными.

    При подтверждении наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) или обстоятельств «Hardship» заявителям, выдается официальное заключение ВПК, оформленное в виде свидетельства. Свидетельство о наступлении форс-мажора выдается заявителю в опечатанном виде на официальном бланке ВПК. В свидетельстве указывается: наименование сторон контракта (договора, соглашения), его номер и дата заключения, место, время, период, в течение которого имели место чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, ссылка на предоставленные оригиналы документов выданных компетентными органами фиксирующие и подтверждающие факт обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), официальную переписку между сторонами (при наличии) и др.

    Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • 12.08.2020 07:18
    3276

    Ответ:

    В соответствии с п.1 ст.92-1 Закона РК «О нотариате» устанавливает, что для взыскания денег или истребования иного движимого имущества от должника нотариус совершает исполнительную надпись на документе, устанавливающем задолженность, или выдает соответствующее постановление.

    Очень часто исполнительная надпись содержит информацию о взыскании кроме основного долга еще и сумму неустойки, при этом, достаточно нередко встречается нарушение п.3 ст.92-1 указанного Закона, который устанавливает, что взыскание неустойки (пени), процентов, если таковые причитаются, производится на основании исполнительной надписи, за исключением банковских займов, при письменном признании должником неисполненного обязательства.

    То есть для взыскания неустойки по исполнительной надписи необходимо письменное подтверждение должником суммы неустойки. Если в Вашем случае, кроме суммы долга дополнительно взыскивается сумма неустойки и Вы ее не подтверждали, то у Вас есть основание к отмене исполнительной надписи.

    Кроме того, очень часто нарушается и процедурные моменты, в частности п.1 ст.92-6 указанного Закона - После совершения исполнительной надписи или вынесения соответствующего постановления нотариус не позднее следующего рабочего дня вручает или направляет их копию должнику по адресу электронной почты или по известному месту жительства (нахождения) или регистрации должника с использованием средств связи, обеспечивающих фиксирование доставки.

    Достаточно часто нотариус направляет надпись или позже, чем следующий рабочий день, после вынесения надписи, или не на адрес, принадлежащий должнику, в том числе электронную почту. 

    Обращаю Ваше внимание на п.2 ст.92-6 указанного Закона, согласно которому должник вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения копии исполнительной надписи или соответствующего постановления направить нотариусу, совершившему исполнительную надпись или вынесшему соответствующее постановление, возражения против заявленного требования в письменном виде с уведомлением.

    В возражении должны быть указаны иные основания к отмене, в том числе, Вы вправе ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы, при условии, что данные обстоятельства действительно помешали Вам исполнить договорные обязательства с Вашим кредитором. Как правило, в договоре предусматривается процедура уведомления стороны о наступлении форс – мажора, такие уведомления могут Вам помочь при обжаловании исполнительной надписи.

    Обратите внимание на срок обжалования, у Вас 10 рабочих дней со дня получения надписи.

    Если Вы получили надпись позже и она уже на взыскании у частного судебного исполнителя Вам необходимо будет в возражении привести факты о том, что Вы поздно получили исполнительную надпись. Если Вам откажет нотариус, то у Вас есть право обратиться в судебные органы. 

    Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • 12.08.2020 07:15
    1041

    Ответ:

    В вашем случае лучше подписать дополнительное соглашение с приложением нового графика, так как в данном дополнительном соглашении должны быть подробным образом указаны все основания для пересмотра графика, а также снятие за этот период всех санкций - поскольку имел место форс мажор, который подразумевает исключение ответственности в полном объеме. В ваших интересах необходимо подписать Дополнительное соглашение с графиком. Можете представить нам на экспертизу и мы максимально защитим ваши интересы.

    Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. ​​​​​​​

  • 26.07.2020 10:19
    1284

    Ответ:

    Согласно п. 2 ст. 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее-Закон), объектом исчисления отчислений на ОСМС со стороны работодателя являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику, в т.ч. государственному и гражданскому служащему, в виде доходов, исчисленных в соответствии со ст. 29 Закона. Согласно п. 5 ст. 28 Закона, объектами исчисления взносов на ОСМС с работников, в т.ч. государственных и гражданских служащих, являются их доходы, исчисленные в соответствии со ст. 29 Закона. 

    Учитывая положения п. 1 ст. 29 Закона, доходами работников, в т.ч. государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов на ОСМС, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных п. 4 ст. 29 Закона. 

    К слову, п.4. ст. 29 Закона указывает, что доходами для исчисления не являются компенсационные, командировочные, вознаграждения по вкладам, алименты, гранты, доходы нерезидентов и т.п. 

    Таким образом, объектом исчисления отчислений и взносов на ОСМС являются доходы работников, начисленные/выплаченные таким работникам. Соответственно, если работники находятся в отпуске без сохранения заработной платы, то заработную плату (доход) они не получают. Следовательно, и обязательства по отчислениям и взносам на ОСМС за работников в период такого отпуска нет. 

    Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • ИП арендует в торговом центре торговую площадь и соответственно подчиняется распоряжению администрации данного торгового центра. 12 июля этого года приходили представители местной власти затребовали объяснительную за торговлю во время карантина и теперь штрафует на крупную сумму. Виновен ли ИП, если в тот день администрация торгового центра не запретила торговлю и заранее не предупредила, а так же каков размер штрафа в данном случае?.
    22.07.2020 07:14
    1244

    Ответ

    Статья 425. (Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов) Кодекса, предусматривает:

    1. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, -

    влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере трехсот десяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи шестисот месячных расчетных показателей.

    2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, -

    влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере четырехсот шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестисот двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без такового.

    Размер ответственности, согласно статьи 425 Кодекса, в денежном эквиваленте составляет:

    • штраф для физических лиц составит 30 МРП (83 340 тенге);
    • штраф для субъектов малого предпринимательства – 230 МРП (638 940 тенге);
    • среднего – 310 МРП (861 180 тенге);
    • крупного – 1 600 МРП (4 444 800 тенге).

    С учетом расписанного Вами в вопросе, Вам следует обратить внимание на условия заключенного с Арендодателем договора аренды торговой площади, в котором наверняка есть отражение моментов, когда и в каких случаях Арендодатель уведомляет (предупреждает) о том, что по каким-либо причинам Арендатор не должен открывать бутик и какая ответственность лежит на Арендодателе, в случае нарушения им условий договора.

    В связи с тем, что, с Ваших слов, администрация торгового центра не предупредила по какой-либо причине Вас о прописанной Вами в вопросе ситуации, Вы имеете право обратиться к Арендодателю с письмом и попросить разъяснений касательно всей возникшей ситуации.

    Если уполномоченный орган власти, выписал Вам штраф, согласно статьи 425 Кодекса, то Вы, со своей стороны можете собрать все необходимые документы и попытаться оспорить выписанный штраф, если у Вас на это есть законные основания и доказательства.

    Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • В рамках госзакупок с поставщиком был заключен договор на капитальный ремонт здания. Поставщик в настоящее время заявил что договор выполнит на 70%, а остальную часть выполнять отказывается. Ссылаясь на карантинные мероприятия в РК пояснил, что заказчик не имеет право применять к нему штрафные санкции, а также то что он обратился для выдачи сертификата о наступлении непреодолимой силы. Имеет ли право заказчик в настоящее время понудить его исполнить договор и взыскать неустойку?
    16.07.2020 08:23
    1476

    Ответ:

    Данный вопрос регулируется статьей 4 Конституции РК, Гражданским кодексом РК, (далее – ГК РК), в частности, п. 2 статьи 359 ГК РК, Законом РК «О государственных закупках», в частности, статьей 12, а также  Постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9 "Об утверждении Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения».

    Согласно статье 4 Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. 

    В Постановлении  пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9 «Об утверждении Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения» указано, что согласно пункту 2 статьи 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК) лицо, не исполнившее или не надлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.).

    Непреодолимая сила, исходя из смысла данной нормы, это обстоятельство, обладающее двумя признаками:

    • чрезвычайностью;
    • непредотвратимостью.

    Таким образом, введение и действие ЧП имеет характер чрезвычайности и непредотвратимости, и, соответственно, обладает всеми признаками обстоятельства непреодолимой силы.

    Также в постановлении Верховного суда указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ГК установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, ели не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.).

    Следовательно, неисполнение обязательств, вызванное только возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно принятыми мерами и временными ограничениями в рамках введения ЧП, не влечет имущественную ответственность.

    К имущественной ответственности гражданское законодательство относит возмещение убытков, взыскание неустойки (штраф, пеня).

    Тем не менее,  у Заказчика есть обязанность согласно статье 12 Закона РК «О государственных закупках» инициировать иск о признании недобросовестным участником госзакупок Поставщика в случае ненадлежащего исполнения принятых обязательств по Договору о государственных закупках.

    Однако, как Вы пояснили у Вас на руках уже есть свидетельство о наступлении непреодолимой силы, выданного ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана».

    Вывод: Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законов, закон на Вашей стороне и Заказчик не имеет право подавать иск о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок, а также не может претендовать на взыскание неустойки согласно постановлению Верховного суда 6 мая 2020 года № 9 «Об утверждении Разъяснения № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения»   

    Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

  • 26.06.2020 09:04
    1014

    Ответ:

    Оперативным штабом и главным государственным санитарным врачом было принято решение изымать немедицинские объекты для помещения на карантин людей, контактировавших с заразившимися коронавирусом.

    В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» (далее – Закон) физическим и юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для нужд ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, равноценное возмещение материального ущерба осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    Так, согласно п. 1 ст. 253 Гражданского кодекса Республики Казахстан в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий, в период действия военного положения или в военное время и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законами Республики Казахстан, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

    В описанной Вами ситуации следует обратиться в оперативный штаб при управлении акимата. Так как заселение осуществлено без какого-либо письменного уведомления, Вам необходимо подготовить письменное требование в Государственную комиссию по обеспечению режима ЧП, местные исполнительные органы (акимат) по разъяснению Вам ситуации по реквизиции Вашего имущества: основания, условия, период и так далее.

    Обращение можно направить в электронном виде через портал Электронного правительства. Так же можно задать вопрос на официальном сайте https://www.coronavirus2020.kz/ в разделе «Задать вопрос».

    В случае если после направлений письменных требований в уполномоченный орган не принесут должного результата, то для защиты своих интересов продеться обратится в судебный орган.

    Помимо этого, также есть возможность обратиться в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» для оказания содействия при рассмотрении вопроса о реквизиции Вашего имущества. 

    Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.