ЭСФ предусматривает указание кода ТНВЭД. Но есть товарные позиции, на которых этот код отсутствует. Является ли это нарушением? Предусмотрена ли административная ответственность в виде штрафа? Влияет ли отсутствие в ЭСФ кода ТНВЭД на возможность отнесения в зачет суммы НДС?
Вопрос:
ЭСФ предусматривает указание кода ТНВЭД. Но есть товарные позиции, на которых этот код отсутствует.
Является ли это нарушением? Предусмотрена ли административная ответственность в виде штрафа?
Влияет ли отсутствие в ЭСФ кода ТНВЭД на возможность отнесения в зачет суммы НДС?
Ответ:
Согласно пп.12 п.5 ст.412 Налогового кодекса РК указание кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности обязательно в отношении товаров.
Следовательно, отсутствие кода ТН ВЭД можно считать ошибкой или нарушением.
Кодексом об «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за следующие нарушения по оформлению счетов-фактур:
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП |
1 | Выписка фиктивного счета-фактуры Примечание. Фиктивным счетом-фактурой признается счет-фактура, выписанный плательщиком, не состоящим на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость, а равно лицом, фактически не производившим выполнение работ, оказание услуг, отгрузку товаров, и включающий в себя сумму налога на добавленную стоимость. | Ст.280 |
2 | Невыписка налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме | Пункты 1 и 2 статьи 280-1 |
3 | Выписка налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока | Пункты 3 и 4 статьи 280-1 |
4 | Отсутствие заверенных печатью органов государственных доходов товаросопроводительных документов, оформление которых предусмотрено при вывозе за пределы территории Республики Казахстан товаров, включенных в перечень в нарушение системы учета перемещения товаров | Пункты 3 и 4 статьи 280-1 |
Отсутствие кода ТН ВЭД в счете-фактуре не влечет административную ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса РК в случае приобретения товаров, работ, услуг НДС относится в зачет, если в счете-фактуре выделен НДС, указан ИИН налогоплательщика-поставщика и если полученные товары используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.
Ситуации, при которых НДС не относится в зачет, перечислены в статье 402 Налогового кодекса РК
Ситуации, при которых НДС исключается из зачета, перечислены в статье 403 Налогового кодекса РК.
В отношении оформления счетов-фактур пункт 1 статьи 400 гласит следующее:
Налогом на добавленную стоимость, не относимым в зачет, признается налог на добавленную стоимость, который подлежит уплате в связи с получением:
- товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в целях необлагаемого оборота, если плательщиком налога на добавленную стоимость применяется метод через ведение раздельного учета в соответствии со статьями 407 и 409 настоящего Кодекса;
- легковых автомобилей, учтенных (учитываемых) в качестве основных средств;
- товаров, работ, услуг, по которым:
в документе, являющемся основанием для отнесения в зачет, не отражены или некорректно отражен идентификационный номер лица, выписавшего такой документ, и (или) лица, которому выписан такой документ;
в счете-фактуре не отражены данные о дате выписки документа, номере счета-фактуры, наименовании товара, работы, услуги, размере облагаемого оборота;
счет-фактура не заверена в соответствии с требованиями статьи 412 настоящего Кодекса;
счет-фактура выписана на бумажном носителе в нарушение требований статьи 412 настоящего Кодекса;
Отсутствие кода ТН ВЭД не лишает покупателя права взять НДС в зачет.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
С 1 января 2026 года порядок выписки счетов-фактур регулируется Налоговым кодексом Республики Казахстан от 18 июля 2025 года № 214-VIII (далее – НК РК).
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
Несмотря на то, что с 1 января 2026 года стандартная ставка НДС в РК увеличивается с 12 % до 16 % согласно новому Налоговому кодексу, если в 2025 г. в 4 квартале был закуп товаров и услуг, а ЭСФ по ним будет оформлен в 2026 г.,
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
Вопрос относится к налоговому праву в части оформления электронных счетов-фактур (ЭСФ).
В соответствии с пунктами нормативных правовых актов:
Согласно п.53 Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
На практике при заключении соглашения о консорциуме одна из сторон назначается Управляющим консорциумом (в данном случае Лидером) и несет обязанности по ведению общих дел консорциума, в том числе заключению договоров и произведению расчетов с заказчиком.
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон), бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
Дополнительный счет-фактура – документ, выписываемый поставщиком в случаях:
корректировки размера оборота, несоблюдения требований условий передачи имущества в финансовый лизинг для целей применения налоговых льгот
-
Ответ:
В статье 644 НК РК приведен перечень доходов нерезидентов, которые признаются доходами из источников в РК и подлежат обложению КПН у источника выплаты. В нем доход от прощения не указан.
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
На основании п. 14 ст. 412 Налогового Кодекса РК(далее НК РК) в случаях, предусмотренных пп. 1, 2 п. 13 ст. 412 НК РК, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица.
-
Раздел: Счет-фактура Общие вопросы
Ответ:
Согласно п. 1, 3, 3-1 ст. 242 НК РК расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.
-
Раздел: Счет-фактура
Ответ:
ЭСФ обязаны выписывать не все налогоплательщики.
При этом необходимо различать ситуации, когда счет-фактуру можно не выписывать вовсе, и те, когда ее можно не выписывать электронно (ЭСФ), но в бумажном варианте выписать все равно требуется.