Может ли ТОО работать без наличия Учетной политики?

Может ли ТОО работать без наличия Учетной политики?

08.04.2018 09:09
1190

Вопрос:

Может ли  ТОО работать без наличия Учетной политики?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Пунктом 1 статьи 8 Закона определено, что руководство компании или индивидуальный предприниматель:

  • согласовывает и (или) утверждает учетную политику;
  • обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в том числе наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

При этом, согласно подпункту 2) статьи 1 Закона первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Согласно, статье 193 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI:

Требования к составлению и хранению учетной документации

  • Учетная документация составляется налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном и (или) электронном носителях на казахском и (или) русском языках.
  • При составлении учетной документации в электронной форме налогоплательщик (налоговый агент) обязан в ходе налоговой проверки по требованию должностных лиц налоговых органов представить копии такой документации на бумажных носителях, за исключением счетов-фактур, зарегистрированных в информационной системе электронных счетов-фактур.
  • Учетная документация, относящаяся к объектам налогообложения или объектам, связанным с налогообложением, хранится налогоплательщиком (налоговым агентом) до истечения срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса для каждого вида налога или платежа в бюджет, но не мене пяти лет.

Срок хранения учетной документации начинается с налогового периода, следующего за периодом, в котором на основании такой учетной документации исчислено налоговое обязательство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, если установленный ими срок хранения превышает срок, установленный настоящим пунктом.

Согласно, статьи 276 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.04.2018 г.):

  • Отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан, - влекут предупреждение.
  • Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей.
  • Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) - влечет предупреждение.
  • Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере трех, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пяти, на субъектов крупного  предпринимательства - в размере десяти процентов от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).

Примечание. Под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Таким образом проанализировав нормативно – правовые акты Республики Казахстан приходим к выводу о необходимости вести свою финансово – хозяйственную деятельность в том числе на основании наличия у предприятия учетной политики. И нет разницы в каком статусе вы находитесь как субъекты малого предпринимательства, либо как субъекты среднего предпринимательства, либо как субъекты крупного предпринимательства.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: