Обязан ли налоговый агент перечислять ОПВ по договору ГПХ?
Вопрос:
Обязан ли налоговый агент перечислять ОПВ по договору ГПХ?
Ответ:
Законом № 203-VI внесены изменения в Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года.
В статье 1 в определение «Агента по уплате обязательных пенсионных взносов» добавлено уточнение о том, что для физических лиц по договорам ГПХ, агентом по уплате ОПВ является налоговый агент, определенный налоговым законодательством РК.
Внесенное изменение выглядит следующим образом:
….«28) агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – агент) – физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в РК через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством РК.
В качестве агента по уплате обязательных пенсионных взносов за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), рассматриваются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан (далее – налоговые агенты)».
Эта поправка означает, что за физических лиц по договорам ГПХ уплачивать ОПВ могут их налоговые агенты (агенты по уплате).
В статье 24 Закона в пункт 2 добавлен подпункт 5):
От уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются:
физические лица, работающие по трудовому договору, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами.
Данное изменение означает, что если физическое лицо оказывает услуги или выполняет работы по договору ГПХ в пользу другого физического лица, при этом такое лицо (оказывающее услуги, выполняющее работы) является работником (заключен трудовой договор с работодателем), то оно освобождается от уплаты пенсионных взносов.
То есть за такое лицо ОПВ будут уплачиваться только работодателем в соответствии с доходами, получаемыми по трудовому договору (по месту работы).
Однако, в соответствии со статьей 39 физические лица по доходам по договорам ГПХ, заключенным с другими физическими лицами, ВПРАВЕ уплачивать ОПВ в свою пользу (ОБЯЗАННОСТИ нет – только ПРАВО).
Участвовать в правоотношениях по уплате обязательных пенсионных взносов вправе граждане Республики Казахстан:
получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами.
Таким образом, лица, совмещающие трудовую деятельность по трудовому договору (ИТД) и выполняющие работы/услуги по договорам ГПХ, освобождены от обязательств по уплате ОПВ с доходов по договорам ГПХ.
За физических лиц, выполняющих работы/услуги по договорам ГПХ, ОПВ могут уплачиваться юридическими лицами, ИП и лицами, занимающихся частной практикой.
Они могут выступать налоговыми агентами.
При этом за физическими лицами сохраняется право участвовать в пенсионной системе.
Они могут самостоятельно отчислять ОПВ в свою пользу.
На основании вышеизложенного, вывод такой:
Как налоговый агент обязаны перечислять ОПВ за ФЛ заключивший договор ГПХ.
Касательно формы 200.00:
В форму 200.00 добавлено новое приложение 200.05 «Исчисление налога и социальных платежей по договорам гражданско-правового характера».
Данное приложение заполняется сведениями о доходах физических лиц по договорам ГПХ, но пока утвержденной формы и правил составления нет, скорее в официальную публикацию выйдет позже.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;