ТОО импортирует товар из стран Таможенного Союза. Какие налоги нужно оплачивать при заключении договора перевозки груза автотранспортом с физическими лицами?
Вопрос:
ТОО импортирует товар из стран Таможенного Союза. Какие налоги нужно оплачивать при заключении договора перевозки груза автотранспортом с физическими лицами?
Ответ:
При заключении с физическим лицом договора ГПХ.
Согласно, п.п.53) п.1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет:
- налоговый агент - индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, юридическое лицо, в том числе его структурные подразделения, а также юридическое лицо-нерезидент, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты;
Согласно Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI:
Пункт 1 Статья 318 Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доход физического лица, облагаемый у источника выплаты.
пункт 1 статьи 316. Плательщики
1. Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения в виде облагаемого дохода физического лица у источника выплаты и при самостоятельном налогообложении.
пункт 1 статьи 317. Особенности налогообложения доходов в отдельных случаях
1. По доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, гражданина Республики Казахстан, иностранца или лица без гражданства, являющегося резидентом Республики Казахстан (далее - физическое лицо-резидент), исчисление, удержание и перечисление индивидуального подоходного налога, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом в порядке и сроки, которые установлены настоящей главой, параграфом 1 главы 36, главой 38 и статьей 657 настоящего Кодекса, по ставкам, предусмотренным статьей 320 настоящего Кодекса.
пункт 2 статьи 321 доходы, включаемые в годовой доход физического лица
В годовой доход физического лица включаются все виды его доходов:
- доход от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой;
пункта 1 и 2 Статья 350 общие положения по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты
1. Исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в подпунктах 1) - 12) и 17) статьи 321 настоящего Кодекса, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.
2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, налоговыми агентами признаются следующие лица, выплачивающие доход физическому лицу-резиденту:
- индивидуальный предприниматель;
- лицо, занимающееся частной практикой;
- юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.
При этом юридическое лицо-нерезидент признается налоговым агентом с даты постановки его филиала, представительства или постоянного учреждения без открытия филиала или представительства на регистрационный учет в налоговых органах Республики Казахстан;
- юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, в случае, если филиал, представительство не образуют постоянного учреждения в соответствии с международным договором, регулирующим вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, или статьей 220 настоящего Кодекса.
согласно статьи 351 Исчисление, удержание и уплата индивидуального подоходного налога
1. Исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.
Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем применения ставок, установленных статьей 320 настоящего Кодекса, к сумме облагаемого дохода у источника выплаты, определяемого в соответствии с настоящим разделом.
2. Удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, подлежащего налогообложению у источника выплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Доходы физического лица по заключенным договорам ГПХ являются доходом физического лица от налогового агента, облагаемым у источника выплаты по ставке 10%.
Таким образом у вас, как у налогового агента при оказании услуг/выполнении работ/приобретении товара у физического лица возникает обязательство по исчислению и уплате ИПН у источника выплаты по ставке 10 %.
По ОПВ.
В пенсионном законодательстве предусмотрено, что в 2019 году физические лица, получающие доходы по договорам ГПХ от налоговых агентов за выполненные работы (оказанные услуги) не должны сами платить за себя ОПВ. Эта обязанность возложена на налоговых агентов, выплачивающих физическим лицам доходы по договорам ГПХ, из которых должны удерживать и перечислять ОПВ.
Так, подпункт 28 статьи 1 Закона дополнен частью третьей, согласно которой определено: «В качестве агента по уплате обязательных пенсионных взносов за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), рассматриваются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан (далее - налоговые агенты)».
Таким образом, ОПВ из доходов, выплачиваемых физическим лицам по договорам ГПХ налоговыми агентами, должны удерживаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые заключили договора ГПХ с физическими лицами на выполнение работ (оказание услуг) и выплачивают доходы по этим договорам.
С января 2019 года внесены изменения в положения пункта 4: «Для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».
В соответствии со статьей 353 НК РК, облагаемый ИПН доход физического лица по договорам ГПХ определяется по следующей формуле:
Облагаемый доход физ. лица от налогового агента = доход, подлежащий налогообложению у источника выплаты – корректировки дохода (статья 341) – стандартный вычеты (пп2) и 3) п 1 статьи 346 НК РК).
Таким образом, по договору ГПХ на налогового агента возлагается обязанность по исчислению и удержанию ИПН с дохода физического лица по ставке 10 %, и ОПВ .
Например налоговые обязательства у компании:
Доход по договору ГПХ 556000,00 тенге:
ИПН= 556 000* 10% = 55600,00 тенге
ОПВ= 556 000*10% = 55600,00 тенге
на руки 444 800,00 тенге
В договоре необходимо прописать порядок оплаты и указать 1) сумму к начислению и 2) сумму к выплате за минусом вычитаемых налогов.
Если сумма оговорена уже на руки в размере 556 000 тенге, то соответственно налоговый агент применяет формулу от обратного, для исчисления налогов.
707500 сумма к начислению, за оказанные услуги, минус 70750 (ИПН) – минус 70750 (ОПВ) = 566 000 тенге.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Оформление физического лица, применяющего специальный налоговый режим для самозанятых, для выполнения работ или оказания услуг в пользу ТОО осуществляется на основании гражданско-правового договора, если фактические отношения сторон не имеют признаков трудовых отношений.
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии с п. 4.3 Договора Заказчик обязан при приемке работ утвердить акт выполненных работ, сформированный и подписанный ЭЦП в информационной системе уполномоченного органа, либо отказать в его принятии с указанием мотивированных оснований.
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» иностранцы в Республике Казахстан имеют права и свободы, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Действующим законодательством Республики Казахстан не предусмотрена обязанность работодателя (заказчика) регистрировать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) на портале Enbek.kz (Единая система учета трудовых договоров (ЕСУТД)).
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Гражданский кодекс Республики Казахстан не предусматривает ограничений по заключению договоров гражданско-правового характера с иностранными гражданами, в том числе с гражданами Турции, а также не устанавливает минимального или максимального срока действия такого договора.
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите» (далее – Закон) персональные данные – это сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.
-
Ответ:
Действующим законодательством Республики Казахстан на сегодняшний день не предусмотрена обязанность работодателя регистрировать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) в Enbek.kz (ЕСУТД) или иных информационных системах.
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В связи со вступлением в силу с 8 июня 2026 года изменений в законодательство Республики Казахстан, направленных на усиление разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, включая дополнение статьи 26 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) пунктом 1-1,
-
Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
С 1 января 2026 года в Казахстане действует специальный налоговый режим для самозанятых. Самозанятые - это физические лица, не зарегистрированные как ИП, которые не привлекают наёмных работников, ведут деятельность из перечня разрешённых видов
-
Раздел: Все ответы Услуги и подряд
Ответ:
Согласно пп. 14) Статьи 2 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – «Закон»)
Общим имуществом объекта кондоминиума являются – части объекта кондоминиума, включая лифты;