ТОО заключил договор с ИП об оказании услуг в 2017 г. ИП оказывал услуги до конца декабря 2017г, все эти услуги взял на затраты ТОО. У ТОО осталась кредиторская задолженность. В конце февраля 2018 г. ИП умирает и это ИП ликвидируется. Должна быть признана доходом от списания обязательств в 2018 г. кредиторская задолженность по налоговому и бухгалтерскому учету или по истечении срока исковой давности? Может ли супруга предпринимателя потребовать возврат долга?
Вопрос:
ТОО заключил договор с ИП об оказании услуг в 2017 г. ИП оказывал услуги до конца декабря 2017г, все эти услуги взял на затраты ТОО. У ТОО осталась кредиторская задолженность. В конце февраля 2018 г. ИП умирает и это ИП ликвидируется.
- Должна быть признана доходом от списания обязательств в 2018 г. кредиторская задолженность по налоговому и бухгалтерскому учету или по истечении срока исковой давности?
- Может ли супруга предпринимателя потребовать возврат долга?
Ответ:
Статья 36. Последствия прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в связи с наступлением определенных обстоятельств
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 33 настоящего Закона, наступают следующие последствия:
- переход прав и обязанностей умершего индивидуального предпринимателя при личном предпринимательстве его наследникам в порядке, установленном законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона;
- переход наследникам прав и обязанностей умерших супругов - индивидуальных предпринимателей по правилам наследственного права либо их дела в порядке, установленном настоящим Законом;
- переход наследникам прав и обязанностей умершего (умерших) участника (участников) совместного предпринимательства по правилам наследственного права либо переход его (их) дела в порядке, установленном настоящим Законом.
На основании данной статьи супруга, вступившая в право наследования имуществом, либо другие прямые наследники, имеют полные права на возврат задолженности перед ИП.
Налоговый учет по сомнительным обязательствам.
Сомнительными в рамках Налогового кодекса РК признаются обязательства налогоплательщика, которые возникли по приобретенным товарам, работам, услугам или начисленным доходам работников, но не были выплачены в течение трех лет с момента их возникновения.
Сумма этих обязательств (за исключением суммы НДС) должна быть включена в совокупный годовой доход в том налоговом периоде, когда истек трехлетний период, сумма же НДС подлежит исключению из зачета.
Если обязательство, ранее признанное сомнительным и отнесенное в доход, все-таки было выплачено налогоплательщиком, то разрешается осуществить вычет на величину произведенной выплаты в том налоговом периоде, в котором была произведена выплата.
Бухгалтерский учет по сомнительным обязательствам.
В бухгалтерском учете понятие «сомнительных» обязательств и требований шире и распространяется на все виды дебиторской и кредиторской задолженностей.
Для признания обязательств или требований сомнительными в бухгалтерском учете существует два метода: метод прямого списания (когда сумма сомнительного обязательства/требования списывается на доходы/расходы единовременной операцией) и метод начисления резерва.
Выбор применяемого метода, а также его особенности должны учитываться учетной политикой организации, разрабатываемой в привязке к её виду деятельности.
Вывод: В данном случае данное обязательство нужно учесть как сомнительное и по истечении трех лет отнести на доход компании.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 НК РК физическое лицо признается резидентом в случаях:
1) постоянного пребывания в Республике Казахстан;
2) наличия центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Раздел: Штатное расписание Общие вопросы
Ответ:
В Трудовом кодексе РК нет понятия «штатное расписание» и нет требований к его форме или обязательным графам. Это не регламентированный законодательством документ, а внутренний локальный акт работодателя, который оформляется так, как удобно компании для управления фондом оплаты труда и структурой должностей.
-
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, социальные налоговые вычеты применяются в том календарном году, в котором возникло право на их применение.
-
Ответ:
В соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), НК РК 03-2019 для основного вида деятельности (бурение скважин) подходящий код: 42.21.0 — Строительство распределительных инженерных объектов (основной, охватывает бурение скважин на воду).
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Запрет по ОКЭД 68204 касается именно субаренды крупных торговых объектов (рынки, ТЦ категорий 1–2 и пр.), а не любой аренды торговой недвижимости вообще.
-
Раздел: Общие вопросы
Ответ:
Нормативные основания признания расходов вычетом
Пункт 1 статьи 242 НК РК устанавливает, что расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат вычету, если такие расходы:
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены;
- непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика.
- экономически обоснованы;