ТОО относится квазигосударственному сектору. Заключили договор ГПХ с физ лицом, а также он является директором и учредителем ТОО. Хочет нас привлечь субподрядом на оказание услуг в госзакупе, а его ТОО будет ген.подрядчиком. Насколько это правомерно ?

ТОО относится квазигосударственному сектору. Заключили договор ГПХ с физ лицом, а также он является директором и учредителем ТОО. Хочет нас привлечь субподрядом на оказание услуг в госзакупе, а его ТОО будет ген.подрядчиком. Насколько это правомерно ?

15.04.2020 08:19
1816

Вопрос:

ТОО относится квазигосударственному сектору. Заключили договор ГПХ с физ лицом, а также он является директором и учредителем ТОО. Хочет нас привлечь субподрядом на оказание услуг в госзакупе, а его ТОО будет ген.подрядчиком. Насколько это правомерно ?

Ответ:

Являясь и учредителем, и директором ТОО, физическое лицо представляет интересы уже юридического лица.

Таким образом, в данном случае у Вас отношения с двумя различными субъектами – физическим лицом и юридическим лицом. 

Конфликта интересов, указанного в ст. 55 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» в данной ситуации нет.

В качестве ограничений по привлечению субподрядчика по государственным закупкам, следует исходить из того, что Вы, как субподрядчик должны соответствовать требованиям ст. 6 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), в части ограничений, связанных с участием в государственных закупках:
1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если: 

1) близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники первых руководителей данного потенциального поставщика и (или) уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках; 

2) потенциальный поставщик и (или) его работник, и (или) его аффилированное лицо оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации. 

Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства; 

3) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок; 

4) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включенным в реестр недобросовестных участников государственных закупок; 

5) потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок; 

6) потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок; 

7) на имущество потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест; 

8) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников. 

Данное требование не распространяется на потенциальных поставщиков и поставщиков, определенных в случаях, предусмотренных п.п. 1, 2, 11, 27 и 36 п. 3 ст. 39 Закона; 

9) деятельность потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо законодательством государства потенциального поставщика-нерезидента Республики Казахстан; 

10) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель), и (или) их руководитель, учредители (акционеры) включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

11) потенциальный поставщик является юридическим лицом, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, перечень государств с льготным налогообложением (офшорных зон). 

1-1. Ограничения, предусмотренные п.п. 3, 4, 5 и 6 п. 1 настоящей статьи, также распространяются на потенциальных поставщиков, находящихся в реестре недобросовестных участников закупок, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, и (или) перечне ненадежных потенциальных поставщиков (поставщиков) Фонда национального благосостояния и юридических лиц, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно владеет Фонд национального благосостояния.

2. Потенциальный поставщик и аффилиированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном лоте конкурса (аукциона). 

3. Заказчик, в интересах которого осуществляются государственные закупки, не имеет права участвовать в таких закупках в качестве потенциального поставщика. 

4. Нарушения требований настоящей статьи могут быть установлены заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, уполномоченным органом либо органами государственного аудита и финансового контроля на любой стадии осуществления государственных закупок. 

5. Уполномоченный орган либо орган государственного аудита и финансового контроля не позднее пяти рабочих дней со дня установления факта нарушения требований настоящей статьи письменно уведомляет об этом: 

1) заказчика, если такой факт установлен после заключения договора о государственных закупках; 

2) организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, если такой факт установлен до заключения договора о государственных закупках. 

При этом к уведомлению должны быть приложены копии документов, подтверждающие данный факт. 

6. Страховые агенты и страховые брокеры не вправе участвовать в государственных закупках по предоставлению услуг, связанных с заключением договора страхования. 

В договоре подряда может применяться система генерального подряда, при которой заказчик заключает подрядный договор с одним, главным исполнителем – генеральным подрядчиком. Генподрядчик обычно берет на себя производство основных работ, а для других работ привлекает иных исполнителей – субподрядчиков (ст. 619 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Субподрядчики, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон, отбираются генеральным подрядчиком самостоятельно и в прямые правоотношения с заказчиком не вступают. 

Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за все нарушения договора субподрядчиками, а перед последними – за все нарушения договора заказчиком.

Не запрещена ситуация, при которой генеральный подрядчик ограничивает свое участие в работах их организацией и контролем за ними, а все производственные и технико-обеспечительные действия возлагает на субподрядчиков. Взаимоотношения между всеми участниками системы генерального подряда при этом не изменяются.

Заказчик вправе, не создавая системы генерального подряда, привлечь к исполнению работ нескольких подрядчиков, непосредственно вступая в договорные отношения с каждым из них. И каждый из подрядчиков отвечает, если иное не предусмотрено договором, за свою долю работ по правилам долевой ответственности в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Если же стороны договорятся об этом, либо комплекс предстоящих исполнению работ неделим, подрядчики отвечают перед заказчиком по правилам о солидарной ответственности, регулируемой ст. 287  Гражданского кодекса Республики Казахстан.

В договоре подряда в обязательном порядке указываются виды и объемы работ (услуг), которые подрядчик (генеральный подрядчик) намеревается передать на исполнение субподрядчикам. При этом не допускается передача на субподряд в совокупности более двух третей предусмотренных договором стоимости всех подрядных работ (цены подряда).

Предельные объемы работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках государственных закупок, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

В рамках государственных закупок, то требования к субподрядному объему работ установлены в размере одной второй объема выполняемых работ. 

В соответствии с требованиями п.п. 4 п. 1 ст. 9 Закона, потенциальный поставщик должен обладать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках.

Пунктом 6 ст. 9 Закона предусмотрено, что потенциальный поставщик, который предусматривает привлечение субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным п.п. 1, 2 в части налоговой задолженности и п.п. 3 части первой п. 1 настоящей статьи.

В случае привлечения субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения отдельных видов работ либо услуг документы, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям, установленным п.п. 1, 2 в части налоговой задолженности и п.п. 3 части первой п. 1 настоящей статьи, представляются на выполняемые ими виды работ, услуг.

В соответствии п. 8.8 Типового договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством, являющимся Приложением 20-2 к Правилам осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, в случае привлечения субподрядчиков (соисполнителей) Подрядчик/ Исполнитель предоставляет Заказчику копии всех субподрядных договоров, заключенных в рамках данного Договора. Наличие субподрядчиков не освобождает Подрядчика/ Исполнителя от материальной или другой ответственности по Договору. Предельные объемы работ, которые могут быть переданы субподрядчикам для выполнения работ, не должны превышать в совокупности одной второй объема выполняемых работ. При этом субподрядчикам запрещается передавать иным субподрядчикам объемы выполнения работ, являющихся предметом проводимых государственных закупок.

Таким образом, в случае Вашего соответствия требованиям Закона в части ограничений для участия в государственных закупках и отсутствия превышения объемов передаваемых по субподряду работ, привлечение Вас в качестве субподрядчика допустимо и не противоречит законодательно установленным нормам.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: