Является ли переплата по таможенным процедурам и пошлинам сомнительными требованиями?

Является ли переплата по таможенным процедурам и пошлинам сомнительными требованиями?

03.03.2019 06:47
941

Вопрос:

Является ли переплата по таможенным процедурам и пошлинам сомнительными требованиями?

Ответ:

Согласно пункту 11 Приказа «О некоторых вопросах перечисления и учета поступлений таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней»:

11. В целях возврата (зачета) излишне (ошибочно) уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней из бюджета, плательщик обращается в орган государственных доходов-бенефициар, находящегося по месту регистрации органа государственных доходов, в котором совершено таможенное декларирование, таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, принято предварительное решение, с налоговым заявлением на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, таможенных платежей, пеней и штрафов в порядке и сроки, установленные статьями 599, 601 и 602 Налогового кодекса.

Процедура возврата есть в документе Стандарт государственной услуги «Проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов» (приложение 25 к приказу № 284).

В соответствии с пунктом 9 данного стандарта:

Налоговое заявление представляется в орган государственных доходов:

  • в котором по лицевому счету налогоплательщика числится излишне уплаченная сумма - для проведения зачета излишне уплаченной суммы налога, платы, сбора и пени;
  • в котором ведутся лицевые счета налогоплательщика по такому налогу, плате, сбору, пени - для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога, платы, сбора и пени;
  • в который произведена ошибочная уплата налога, другого обязательного платежа в бюджет - для зачета, возврата ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет;
  • в котором по лицевому счету числится сумма штрафа, подлежащая возврату - для возврата уплаченной суммы неправомерно наложенного штрафа по правонарушениям в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, а также излишне уплаченной суммы.

Следовательно, заявление подается в налоговый орган, так как переплата числится в этом органе. Перечень необходимых документов к заявлению перечислен в пункте 9 данного стандарта.

Согласно пункту 3 данного стандарта:

3. Государственная услуга оказывается Комитетом государственных доходов Министерства, территориальными органами Комитета государственных доходов Министерства (далее - услугодатель).

Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются:

  • услугодателем через канцелярию, центры приема и обработки информации или веб-приложение «Кабинет налогоплательщика» (далее - Кабинет налогоплательщика);
  • через некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительства для граждан» (далее - Государственная корпорация);
  • посредством веб-портала «электронного правительства» (далее - портал).

Следовательно, заявление может быть подано через кабинет налогоплательщика, ЦОН или в канцелярию налогового органа в бумажном варианте, может быть отправлено почтой, согласно пункту 9 данного стандарта.

Таким образом, необходимо учесть с какого момента производилось исчисление срока исковой давности по указанным Вами КБК. Если  срок исковой давности составляет более пяти лет, то сумма не подлежит возврату и зачету. Соответственно, переплата списывается с лицевых счетов.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что в соответствии  с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V  «О правовых актах» такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

Сомнительные обязательства и требования в налоговом учете

Сомнительные требования налогоплательщика – это требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, и не удовлетворенные дебитором в течение трех лет с момента возникновения требования, либо в связи с признанием дебитора банкротом. В качестве дебитора в данном случае могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Сумма сомнительного требования, ранее признанная в качестве дохода, может быть отнесена на вычеты в том налоговом периоде, когда истек трехлетний период, или когда вступило в силу определение суда о завершении процедуры банкротства в отношении дебитора.

Сомнительные обязательства и требования в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете понятие «сомнительных» обязательств и требований шире и распространяется на все виды дебиторской и кредиторской задолженностей. Для признания обязательств или требований сомнительными в бухгалтерском учете существует два метода: метод прямого списания (когда сумма сомнительного обязательства/требования списывается на доходы/расходы единовременной операцией) и метод начисления резерва. Выбор применяемого метода, а также его особенности должны учитываться учетной политикой организации, разрабатываемой в привязке к её виду деятельности.

Прямое списание суммы сомнительных обязательств либо требований допускается в том случае, если доподлинно известно, что сумма не будет выплачена/возвращена. Например, вступило в силу решение суда, в соответствии с которым налогоплательщик освобождается от имеющейся задолженности или имеется подтверждение, согласно которого становится ясно о невозможности погашения требования налогоплательщика (план банкротства должника, реестр очередности погашения долгов должника в процессе банкротства, при отсутствии юридических возможностей оспаривания интересов налогоплательщика). Такие обязательства/требования иначе называют безнадежными. Как правило, метод прямого списания используется лицами, осуществляющими финансовый учет в соответствии с национальным стандартом финансовой отчетности (НСФО). Если же налогоплательщик применяет международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) то, в соответствии с МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», ему следует использовать метод начисления резерва.

В соответствии со статьей 105 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом, сомнительными требованиями признаются требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам-нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения требования. Сомнительными также признаются требования, возникшие по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Отнесение налогоплательщиком сомнительных требований на вычеты производится при соблюдении одновременно следующих условий:

  • наличие документов, подтверждающих возникновение требований;
  • отражение требований в бухгалтерском учете на момент отнесения на вычеты либо отнесение таких требований на расходы (списание) в бухгалтерском учете в предыдущих периодах.

В случае признания дебитора банкротом, помимо указанных в пункте 2 настоящей статьи документов, дополнительно необходимо наличие копии определения суда о завершении конкурсного производства. При соблюдении вышеназванных условий налогоплательщик вправе отнести на вычеты сумму сомнительного требования по итогам того налогового периода, в котором вступило в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства.

Сомнительные требования относятся на вычеты в пределах размера ранее признанного дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Отсюда, сомнительное требование признается только по реализованным товарам, работам, услугам, неоплаченным в течение трех лет, при наличии документов, подтверждающих возникновение требований (реализацию) и их отражении в бухгалтерском учете.

По предлагаемой ситуации, когда денежные средства были перечислены на строительство, то по истечении трех лет авансы выданные не могут быть признаны сомнительным требованием, поскольку вычету подлежит требование (дебиторская задолженность) по ранее признанной реализации.

В случае, если дебиторская задолженность не реальна к взысканию, то данную сумму списывают на расходы, не идущие на вычет в целях налогообложения или за счет ранее созданного резерва.

Переплата по таможенным процедурам и пошлинам сомнительными требованиями не могут быть признаны в налоговом учете. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: