Какие обязательства существуют у Работодателя по медицинскому страхованию работников?
Вопрос: Какие обязательства существуют у Работодателя по медицинскому страхованию работников?
Ответ:
Вопросы обязательного медицинского страхования работников регулируются Законом РК "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон).
Медицинское страхование формируется за счет отчислений работодателей и взносов государства (ст. 25 Закона).
Государство осуществляет взносы на обязательное социальное медицинское страхование ежемесячно за определенные категории граждан в следующих размерах:
с 1 июля 2017 года – 4% от объекта исчисления взносов государства;
с 1 января 2018 года – 5% в от объекта исчисления взносов государства;
с 1 января 2023 года – 6% от объекта исчисления взносов государства;
с 1 января 2024 года – 7% от объекта исчисления взносов государства.
Что касается работодателей, которые в свою очередь производят отчисления на обязательное медицинское страхование, в следующих размерах:
с 1 января 2017 года – 2% от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2018 года – 3% от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2019 года – 4% от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2020 года – 5% от объекта исчисления отчислений.
Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов.
Доходами работников, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления и взносы, определяемых уполномоченным органом.
Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений и (или) взносов, не должен превышать 15-тикратный размер минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В случае, если объект исчисления отчислений и (или) взносов за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, отчисления и (или) взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального размера заработной платы.
Исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов работников осуществляются работодателем ежемесячно.
При этом, Законом установлены категории граждан, за которых работодатели освобождаются от уплаты отчислений:
1) дети;
2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
4) инвалиды;
5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
10) пенсионеры;
11) военнослужащие;
12) сотрудники специальных государственных органов;
13) сотрудники правоохранительных органов;
14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Кроме этого, работодатели обязаны вести первичный учет исчисленных (удержанных) и перечисленных отчислений и (или) взносов по каждому работнику в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом и отражает сведения по начисленным отчислениям и (или) взносам в декларациях по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Обязанность работодателя размещать сведения о наличии вакансий на Электронной бирже труда не является новым требованием, введенным в 2026 году. Данная обязанность существовала много лет и в настоящее время предусмотрена статьей 103 Социального кодекса Республики Казахстан.
-
Ответ:
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) работодатель обязан за счет своих средств выплачивать работнику социальное пособие по временной нетрудоспособности.
-
Ответ:
В данном случае порядок оформления зависит от того, когда работник будет выполнять обязанности библиотекаря.
Если работа библиотекаря на 0,25 ставки будет выполняться в свободное от основной работы время, необходимо оформить два трудовых договора: основной на должность завхоза на 1 ставку и отдельный на должность библиотекаря на условиях внутреннего совместительства (ст. 1, ст. 26 ТК РК).
-
Ответ:
1. Компания обязана обеспечить передачу завершенных в делопроизводстве документов на архивное хранение независимо от того, продолжает ли она свою деятельность и не планирует ли ликвидацию.
-
Ответ:
Увольняться из Компании А и Компании Б для трудоустройства в Компанию С работнице не требуется. Согласно пп. 56) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
-
Ответ:
Да, порядок верный. С работницей, которая в настоящее время замещает работницу, находящуюся в декретном отпуске, оформляется прекращение трудового договора по ее инициативе в установленном трудовым кодексом порядке.
-
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Ответ:
В данном случае работу можно квалифицировать как работу, имеющую разъездной характер, если выезды на объекты заказчика являются постоянной составляющей трудовой функции работника, а не разовыми поручениями работодателя.
-
Ответ:
Сотрудник вправе потребовать расчетный листок при увольнении, но здесь есть важный нюанс: по Трудовому кодексу РК расчетный листок не обязательно должен выдаваться именно на бумаге и именно в день увольнения
-
Ответ:
В вашей ситуации сначала нужно разобраться с неподтвержденным больничным за июль. Работник принят 18.05.2026. Испытательный срок действительно первоначально истекал бы 18.08.2026.