Каков порядок и период прохождения техосмотра юридическими лицами?

Каков порядок и период прохождения техосмотра юридическими лицами?

13.02.2024 09:52
1543
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Каков порядок и период прохождения техосмотра юридическими лицами?

Ответ:

В соответствии со ст. 88 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» (далее-Закон):

1. Участвующие в дорожном движении на территории Республики Казахстан и зарегистрированные в уполномоченном органе, а также зарегистрированные в других государствах механические транспортные средства и прицепы к ним подлежат обязательному техническому осмотру,

за исключением транспортных средств категории M1, возраст которых не превышает семи лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта.

К транспортным средствам категории M1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, направляют для повторного прохождения обязательного технического осмотра владельцев транспортных средств в случае совершения дорожно-транспортного происшествия с возникновением неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Должностными лицами уполномоченного органа проверка факта прохождения обязательного технического осмотра механическим транспортным средством осуществляется путем запроса сведений в единую информационную систему обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним.

Диагностическая карта технического осмотра является документом, подтверждающим прохождение обязательного технического осмотра механическим транспортным средством, используемым в международном автомобильном сообщении, и соответствие требованиям, установленным международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Требования части первой настоящего пункта не распространяются на механические транспортные средства и прицепы к ним, участвующие в международном движении по территории Республики Казахстан менее девяноста календарных дней подряд с даты ввоза (въезда) таких транспортных средств на территорию Республики Казахстан.

2. Обязательный технический осмотр проводится операторами технического осмотра, включенными уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций в реестр операторов технического осмотра, независимо от места регистрации транспортного средства и места жительства владельца транспортного средства.

Операторы технического осмотра оказывают услуги на основании публичного договора.

3. Совмещение оказания услуг по проведению обязательного технического осмотра и ремонту, техническому обслуживанию транспортных средств не допускается.

Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств на территории оператора технического осмотра не допускается.

Допускаются совмещение и оказание на территории оператора технического осмотра услуг по проведению обязательного технического осмотра, уборки и мойки транспортных средств.

Так согласно п.4 ст.88 Закона оператор технического осмотра:

1) осуществляет проведение обязательного технического осмотра с использованием стационарных и (или) мобильных линий технического осмотра;

2) обеспечивает проведение обязательного технического осмотра в пределах региона деятельности, определенного уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций;

3) информирует население о графике проведения обязательного технического осмотра в регионе деятельности;

Порядок определения региона деятельности устанавливается уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций.

В столице, городах республиканского и областного значения обязательный технический осмотр осуществляется только стационарными линиями технического осмотра.

Оператор технического осмотра, обеспечивший проведение обязательного технического осмотра в пределах региона деятельности, определяемого уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций, вправе осуществлять обязательный технический осмотр за пределами региона деятельности.

5. Проведение обязательного технического осмотра включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

В ходе подготовительного этапа проведения обязательного технического осмотра проводятся идентификация и проверка результатов идентификации транспортного средства на соответствие данным регистрационных и иных документов.

В ходе основного этапа проведения обязательного технического осмотра выполняются работы (проверка) по определению соответствия технического состояния транспортного средства требованиям безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

6. Для прохождения обязательного технического осмотра владелец транспортного средства предъявляет оператору технического осмотра транспортное средство и свидетельство о государственной регистрации транспортного средства.

Оператор технического осмотра обеспечивает внесение данных свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и сведений, содержащихся в диагностической карте технического осмотра, в единую информационную систему обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним.

6-1. Порядок функционирования единой информационной системы обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним определяется правилами организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, периодичности прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

7. Если по результатам проведения обязательного технического осмотра транспортного средства не выявлены неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства и прицепов к нему, обязательный технический осмотр признается пройденным.

В этом случае владельцу транспортного средства выдается диагностическая карта технического осмотра с указанием срока прохождения следующего обязательного технического осмотра в соответствии с установленной периодичностью прохождения обязательного технического осмотра.

8. Если по результатам проведения обязательного технического осмотра выявлены неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средства и прицепов к ним, обязательный технический осмотр признается не пройденным.

В этом случае владельцу транспортного средства выдается диагностическая карта технического осмотра с указанием неисправностей.

9. После устранения выявленных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация механического транспортного средства и прицепов к нему, владелец механического транспортного средства и прицепов к нему представляет его для повторного проведения обязательного технического осмотра.

Повторный технический осмотр механического транспортного средства и прицепов к нему проводится в центре технического осмотра, где проводился первый обязательный технический осмотр, либо в ином центре технического осмотра.

При повторном техническом осмотре механического транспортного средства и прицепов к нему в центре технического осмотра, где проводился первый обязательный технический осмотр, технический осмотр производится только по тем позициям, которые не отвечали установленным критериям и были указаны в диагностической карте технического осмотра. В этом случае оплата взимается только за проверку тех позиций, которые проверяются вновь.

Максимальный срок предъявления механического транспортного средства и прицепов к нему на повторный обязательный технический осмотр после обнаружения неисправностей при проведении обязательного технического осмотра составляет десять календарных дней.

10. Владелец механического транспортного средства и прицепов к нему самостоятельно определяет место выполнения и исполнителя работ по устранению выявленных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация механического транспортного средства и прицепов к нему.

11. Если в ходе проведения обязательного технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности механического транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту технического осмотра, оператор технического осмотра обязан возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.

12. Основанием отказа оператора технического осмотра в проведении обязательного технического осмотра является:

1) непредставление владельцем транспортного средства свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

2) непредставление владельцем транспортного средства;

3) представление на обязательный технический осмотр транспортного средства с замененными без согласования с уполномоченным органом номерными агрегатами (шасси, кузов), не соответствующими данным свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

4) представление к обязательному техническому осмотру транспортных средств без государственных регистрационных номерных знаков.

 Согласно Правилам организации и проведения обязательного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26 марта 2015 года № 329, для механических транспортных средств и их прицепов на территории Казахстана технический осмотр должен проводиться с такой периодичностью: категория М1 (легковой автомобиль, не более 8+1 сиденье) не старше 7 лет, учитывая год выпуска, который не используется в предпринимательской деятельности, от техосмотра освобождена; категория М1 (легковой автомобиль, не более 8+1 сиденье) старше 7 лет, не используемый в предпринимательской деятельности, походит ТО каждые 12 месяцев; категории N1–N3 (грузовые автомобили до 3,5 т, до 12 т и свыше 12 т) — каждые 12 месяцев; категории О1–4 (все виды прицепов) — каждые 12 месяцев; категории L1–7 (двух- и трехколесные механические транспортные средства: мотоциклы, мопеды и прочие) — каждые 12 месяцев; категория М1 (легковой автомобиль, не более 8+1 сиденье), используемый в предпринимательской деятельности — каждые 6 месяцев; категории М2, М3 (микроавтобусы и автобусы, до 5 и свыше 5 т), предназначенные для перевозки пассажиров, проходят ТО каждые 6 месяцев; вся категория N (грузовые автомобили), если транспортное средство переоборудовано под перевозку людей, — каждые 6 месяцев; категории М1 (легковые автомобили), N1–N3 (грузовики) и О1–4 (прицепы), если они предназначены для перевозки опасных грузов, — каждые 6 месяцев.

Перед техосмотром транспортного средства убедитесь, что оборудование оператора соответствует установленным требованиям. Центр ТО должен быть оборудован тормозным стендом, люфтомером, газоанализатором и дымомером, приборами проверки фар, люфта руля, подвески, шумомером.   

   Также, подготовительный этап направлен на установление основных отличительных характеристик транспортного средства (номер, цвет, марка), сверки данных с документами. Отдельно проверяют газовые баллоны и их номера, если такие есть. Следующий этап заключается в проверке и диагностике ключевых показателей автомобиля, без которых его эксплуатация не может быть безопасной или вовсе запрещена. Убедитесь, что ТО не было формальным, а все этапы проверки были проведены по всем позициям, а именно была продиагностирована: тормозная система; рулевое управление; обзорность; внешние световые приборы; колеса, шины, подвески; шасси и элементы их крепления; спидометр, сигнализация; ремни безопасности, детские кресла и прочее; ГБО; газы, отсутствие утечек; рама, кузов. Следите и за общим временем проведения техосмотра. Помните, что, как указано в п. 14 Правил техосмотров, диагностика легких прицепов, мотоциклов, трициклов, мопедов должна занимать 15 минут, легковых автомобилей — 20 минут, остальных видов транспортных средств — не более получаса.

Согласно п. 9 ст. 590 Кодекса об административных нарушениях РК, управление транспортным средством, которое не прошло обязательный техосмотр, влечет за собой штраф в размере 5 МРП (18 460 тенге), а повторное нарушение в течение года — 20 МРП (73 840 тенге).

Как проверить техосмотр по номеру машины? Проверить транспортное средство на факт своевременного прохождения технического осмотра можно по государственным номерам (ГРНЗ), серии и номеру техпаспорта (СРТС).

Для этого нужно перейти на сайт Единой информационной системы технического осмотра (ЕИСТО) в раздел «Услуги» — «Проверка ТО». В соответствующие поисковые строки нужно ввести ГРНЗ и СРТС.

Законодательством Казахстана не предусмотрена возможность прохождения техосмотра онлайн. Техосмотр без непосредственного предоставления авто в центр ТО будет считаться фиктивным, за что предусмотрена юридическая ответственность.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: