Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?
Вопрос:
Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?
Ответ:
Согласно статье 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности - Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную Законом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.
Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее - руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.
Таким образом при учете операций в кассе необходимо руководствоваться учетной политикой организации, составленной на основании требований МСФО или НСФО.
Согласно статье 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» -
Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.
Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.
При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
Учет денежных средств регулируется Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года, Законом Республики Казахстан "О валютном регулировании", "Правилами проведения валютных операций в Республике Казахстан", которые утверждены Постановлением Национального банка и другими нормативными и законодательными актами, а также документами учетной политики предприятия.
Кроме Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года, действуют стандарты бухгалтерского учета, а для ряда предприятий - Международные стандарты финансовой отчетности, призванные обеспечить единый подход и принципы к формированию информационного обеспечения пользователей финансовой отчетности.
Указанные стандарты предусматривают право предприятия самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности и т.д.
Кассовые операции - прием, хранение и выдача наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права и представляют специальный правовой институт.
К правилам ведения кассовых операций на предприятии относятся:
- порядок применения контрольно-кассовых машин;
- порядок оформления материальной ответственности кассира;
- организационно-правовые процедуры обеспечения сохранности денежных средств работы кассы.
В целях защиты населения от приобретения недоброкачественных товаров (услуг) и предотвращения сокрытия доходов от налогообложения, в соответствии с Постановлением правительства Республики Казахстан утверждены Правила применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и он-лайн передачей данных, согласно которым налогоплательщики (все юридические лица независимо от форм собственности) обязаны проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг, посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков с обязательным применением контрольно-кассовых машин и выдачей контрольного чека на руки потребителю.
Рассмотренные выше задачи учета кассовых операций предприятия решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, который включает отдельные элементы: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Таким образом, учет денежных средств ИП\предприятия должен обеспечить документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций, что предусмотрено учетной политикой КОМПАНИИ.
При проведении тематических налоговых проверок (рейдовые) налоговые органы рассматривают следующие вопросы:
- постановка налогоплательщиков на регистрационный учет;
- наличие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью;
- наличие регистрирующих документов и иных разрешительных документов;
- соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин.
Необходимо знать, что в случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы, то мы руководствуемся п. 5 ст. 149 Налогового кодекса и составляем акт об отказе в подписи с привлечением не менее двух понятых. В соответствии с положениями п. 6 ст. 149 Налогового кодекса и п. 8 ст. 38 Закона РК «О частном предпринимательстве», отказ от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки. При этом в связи с невыполнением законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 219 КоАП РК.
Как показала практика, после проведения налоговыми органами тематических проверок по соблюдению кассовой дисциплины, налогоплательщики продолжают нарушать порядок применения контрольно-кассовых машин.
В связи с этим у налоговых органов возникает необходимость в проведении повторных налоговых проверок по кассовой дисциплине, при этом, в соответствии со ст. 145 и 146 Налогового кодекса и ст. 37-39 Закона РК «О частном предпринимательстве», в которых не предусмотрена периодичность проведения налоговых проверок. Кроме того, помимо вышеуказанных проверок, в отношении налогоплательщиков, допускающих повторные нарушения, возможно в последующем проведение хронометражных обследований для установления фактического дохода.
При выявлении нарушений составляются следующие административные материалы по следующим видам нарушения:
Административная ответственность, предусмотренная ст. 215 КоАП РК: за нарушение правил работы с наличными деньгами и порядка применения контрольно-кассовых машин налагается административный штраф в размере 15 МРП, а при повторном выявлении нарушении - 30 МРП, а также применяются следующие статьи при выявлении нарушений по ККМ:
В случае выявления нарушений пп. 3) п. 1 ст. 650 Налогового кодекса, заполнения книги учета наличных денег (книга кассира-операциониста) - налагается штраф в соответствии с п. 1 ст. 208 КоАП РК, несоблюдения требований по составлению учетной документации в размере:
- 25 МРП на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- 50 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами малого-среднего предпринимательства;
- 75 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства. Действия, предусмотренные п. 1 ст. 208 КоАП РК, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания в соответствии с п. 2 ст. 208 КоАП РК, влекут штраф в размере:
- 35 МРП на индивидуальных предпринимателей;
- 60 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами малого-среднего предпринимательства;
- 90 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства.
Как видите, при повторном выявлении нарушений сумма административного штрафа увеличивается практически в два раза. Наша цель состоит не в запугивании суммами штрафов, а в том, чтобы индивидуальные предприниматели поняли, что им целесообразнее выбивать фискальные чеки, тем самым выполнять свои обязанности как налогоплательщика, нежели платить административный штраф.
Вывод: Процедура проверки ведения кассовых операций зависит от метода организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики, сферы и характера деятельности и т.д. Правила соблюдения кассовой дисциплины распространяются на всех налогоплательщиков не зависимо от форм собственности.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ: Деятельность физического лица, направленная на систематическое получение дохода,
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
По товару, за который неплательщиком НДС был уплачен НДС при импорте, при реализации после постановки на учет по НДС придется платить НДС. Но этот НДС будет не повторным.
При этом НДС, уплаченный при импорте, будет учитываться в будущем, так как подлежит отнесению в зачет. Тем самым, НДС, подлежащий уплате в бюджет при реализации, будет уменьшен на сумму НДС, уплаченную при импорте.
Согласно Классификации поступлений бюджета (приказ Министра финансов РК от 18 сентября 2014 года № 403) две последние цифры КБК обозначают специфику.
При этом НДС, уплачиваемый при импорте:
из стран, не входящих в ЕАЭС, уплачивается по коду бюджетной классификации (КБК) 105102 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь»
из стран ЕАЭС уплачивается по КБК 105115 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС».
НДС при реализации на территории Казахстана уплачивается по КБК 105101 «Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан».
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Если денежные средства являются оплатой за выполненные работы, оказанные услуги, то могут быть перечислены без НДС при условии, что данные работы, услуги относятся к оборотам, освобожденным от НДС или к облагаемым по нулевой ставке. В этом случае счета-фактуры исполнителем будут выставлены без НДС или с нулевой ставкой.
По дополнительной информации, в данной ситуации оплата производится за транспортные услуги. Тогда, если такие услуги подпадают под международные перевозки, то счет-фактура за такие перевозки подлежит выставлению резиденту США по нулевой ставке и, значит, оплата на счет ТОО поступит без НДС.
Данный вывод основан на положениях статьи 387 Налогового кодекса РК, которой установлено, что оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.
При этом международной перевозкой признается:
1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
2) перевозка пассажиров, багажа и груз багажа в международном сообщении.
Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами.
В рассматриваемом вопросе не уточнены вид груза, способ перевозки, вид транспорта, поэтому ниже приводятся виды международных перевозочных документов для различных видов транспорта.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: С начала 2015 года появился упрощенный порядок ликвидации ИП, предусмотренный ст.67 НК РК. Упрощенной процедурой могут воспользоваться предприниматели, одновременно удовлетворяющие условиям:
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Во-первых, если ТОО на упрощенке, то необходимо сдавать налоговую форму 910
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Расходы допускается брать на вычет в целях ИПН, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Основанием при этом
-
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Кодексу «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Налоговому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» -
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Данный вопрос решается по Налоговому законодательству РК.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Срок исковой давности, предусмотренный Налоговым кодексом, распространяется на налоговые обязательства. Это период времени, в течение которого: