Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?

Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?

04.05.2019 07:54
3462

Вопрос:

Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?

Ответ:

Согласно статье 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности - Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную Законом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее - руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

Таким образом при учете операций в кассе необходимо руководствоваться учетной политикой организации, составленной на основании требований МСФО или НСФО.

Согласно статье 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» -

Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.

Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

Учет денежных средств регулируется Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года, Законом Республики Казахстан "О валютном регулировании", "Правилами проведения валютных операций в Республике Казахстан", которые утверждены Постановлением Национального банка и другими нормативными и законодательными актами, а также документами учетной политики предприятия.

Кроме Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года, действуют стандарты бухгалтерского учета, а для ряда предприятий - Международные стандарты финансовой отчетности, призванные обеспечить единый подход и принципы к формированию информационного обеспечения пользователей финансовой отчетности.

Указанные стандарты предусматривают право предприятия самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности и т.д.

Кассовые операции - прием, хранение и выдача наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права и представляют специальный правовой институт.

К правилам ведения кассовых операций на предприятии относятся:

  • порядок применения контрольно-кассовых машин;
  • порядок оформления материальной ответственности кассира;
  • организационно-правовые процедуры обеспечения сохранности денежных средств работы кассы.

В целях защиты населения от приобретения недоброкачественных товаров (услуг) и предотвращения сокрытия доходов от налогообложения, в соответствии с Постановлением правительства Республики Казахстан утверждены Правила применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и он-лайн передачей данных, согласно которым налогоплательщики (все юридические лица независимо от форм собственности) обязаны проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг, посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков с обязательным применением контрольно-кассовых машин и выдачей контрольного чека на руки потребителю.

Рассмотренные выше задачи учета кассовых операций предприятия решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, который включает отдельные элементы: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.

Таким образом, учет денежных средств ИП\предприятия должен обеспечить документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций, что предусмотрено учетной политикой КОМПАНИИ.

При проведении тематических налоговых проверок (рейдовые) налоговые органы рассматривают следующие вопросы:

  • постановка налогоплательщиков на регистрационный учет;
  • наличие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью;
  • наличие регистрирующих документов и иных разрешительных документов;
  • соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин.

Необходимо знать, что в случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы, то мы руководствуемся п. 5 ст. 149 Налогового кодекса и составляем акт об отказе в подписи с привлечением не менее двух понятых. В соответствии с положениями п. 6 ст. 149 Налогового кодекса и п. 8 ст. 38 Закона РК «О частном предпринимательстве», отказ от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки. При этом в связи с невыполнением законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 219 КоАП РК.

Как показала практика, после проведения налоговыми органами тематических проверок по соблюдению кассовой дисциплины, налогоплательщики продолжают нарушать порядок применения контрольно-кассовых машин.

В связи с этим у налоговых органов возникает необходимость в проведении повторных налоговых проверок по кассовой дисциплине, при этом, в соответствии со ст. 145 и 146 Налогового кодекса и ст. 37-39 Закона РК «О частном предпринимательстве», в которых не предусмотрена периодичность проведения налоговых проверок. Кроме того, помимо вышеуказанных проверок, в отношении налогоплательщиков, допускающих повторные нарушения, возможно в последующем проведение хронометражных обследований для установления фактического дохода.

При выявлении нарушений составляются следующие административные материалы по следующим видам нарушения:

Административная ответственность, предусмотренная ст. 215 КоАП РК: за нарушение правил работы с наличными деньгами и порядка применения контрольно-кассовых машин налагается административный штраф в размере 15 МРП, а при повторном выявлении нарушении - 30 МРП, а также применяются следующие статьи при выявлении нарушений по ККМ:

В случае выявления нарушений пп. 3) п. 1 ст. 650 Налогового кодекса, заполнения книги учета наличных денег (книга кассира-операциониста) - налагается штраф в соответствии с п. 1 ст. 208 КоАП РК, несоблюдения требований по составлению учетной документации в размере:

  • 25 МРП на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 50 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами малого-среднего предпринимательства;
  • 75 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства. Действия, предусмотренные п. 1 ст. 208 КоАП РК, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания в соответствии с п. 2 ст. 208 КоАП РК, влекут штраф в размере:
  • 35 МРП на индивидуальных предпринимателей;
  • 60 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами малого-среднего предпринимательства;
  • 90 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства.

Как видите, при повторном выявлении нарушений сумма административного штрафа увеличивается практически в два раза. Наша цель состоит не в запугивании суммами штрафов, а в том, чтобы индивидуальные предприниматели поняли, что им целесообразнее выбивать фискальные чеки, тем самым выполнять свои обязанности как налогоплательщика, нежели платить административный штраф.

Вывод: Процедура проверки ведения кассовых операций зависит от метода организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики, сферы и характера деятельности и т.д. Правила соблюдения кассовой дисциплины распространяются на всех налогоплательщиков не зависимо от форм собственности. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: