Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?
Вопрос:
Какова процедура и порядок проверки кассы у ИП и какие штрафы за нарушения?
Ответ:
Согласно статье 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности - Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную Законом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.
Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее - руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.
Таким образом при учете операций в кассе необходимо руководствоваться учетной политикой организации, составленной на основании требований МСФО или НСФО.
Согласно статье 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» -
Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.
Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.
При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
Учет денежных средств регулируется Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года, Законом Республики Казахстан "О валютном регулировании", "Правилами проведения валютных операций в Республике Казахстан", которые утверждены Постановлением Национального банка и другими нормативными и законодательными актами, а также документами учетной политики предприятия.
Кроме Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года, действуют стандарты бухгалтерского учета, а для ряда предприятий - Международные стандарты финансовой отчетности, призванные обеспечить единый подход и принципы к формированию информационного обеспечения пользователей финансовой отчетности.
Указанные стандарты предусматривают право предприятия самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности и т.д.
Кассовые операции - прием, хранение и выдача наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права и представляют специальный правовой институт.
К правилам ведения кассовых операций на предприятии относятся:
- порядок применения контрольно-кассовых машин;
- порядок оформления материальной ответственности кассира;
- организационно-правовые процедуры обеспечения сохранности денежных средств работы кассы.
В целях защиты населения от приобретения недоброкачественных товаров (услуг) и предотвращения сокрытия доходов от налогообложения, в соответствии с Постановлением правительства Республики Казахстан утверждены Правила применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и он-лайн передачей данных, согласно которым налогоплательщики (все юридические лица независимо от форм собственности) обязаны проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг, посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков с обязательным применением контрольно-кассовых машин и выдачей контрольного чека на руки потребителю.
Рассмотренные выше задачи учета кассовых операций предприятия решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, который включает отдельные элементы: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Таким образом, учет денежных средств ИП\предприятия должен обеспечить документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций, что предусмотрено учетной политикой КОМПАНИИ.
При проведении тематических налоговых проверок (рейдовые) налоговые органы рассматривают следующие вопросы:
- постановка налогоплательщиков на регистрационный учет;
- наличие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью;
- наличие регистрирующих документов и иных разрешительных документов;
- соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин.
Необходимо знать, что в случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы, то мы руководствуемся п. 5 ст. 149 Налогового кодекса и составляем акт об отказе в подписи с привлечением не менее двух понятых. В соответствии с положениями п. 6 ст. 149 Налогового кодекса и п. 8 ст. 38 Закона РК «О частном предпринимательстве», отказ от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки. При этом в связи с невыполнением законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 219 КоАП РК.
Как показала практика, после проведения налоговыми органами тематических проверок по соблюдению кассовой дисциплины, налогоплательщики продолжают нарушать порядок применения контрольно-кассовых машин.
В связи с этим у налоговых органов возникает необходимость в проведении повторных налоговых проверок по кассовой дисциплине, при этом, в соответствии со ст. 145 и 146 Налогового кодекса и ст. 37-39 Закона РК «О частном предпринимательстве», в которых не предусмотрена периодичность проведения налоговых проверок. Кроме того, помимо вышеуказанных проверок, в отношении налогоплательщиков, допускающих повторные нарушения, возможно в последующем проведение хронометражных обследований для установления фактического дохода.
При выявлении нарушений составляются следующие административные материалы по следующим видам нарушения:
Административная ответственность, предусмотренная ст. 215 КоАП РК: за нарушение правил работы с наличными деньгами и порядка применения контрольно-кассовых машин налагается административный штраф в размере 15 МРП, а при повторном выявлении нарушении - 30 МРП, а также применяются следующие статьи при выявлении нарушений по ККМ:
В случае выявления нарушений пп. 3) п. 1 ст. 650 Налогового кодекса, заполнения книги учета наличных денег (книга кассира-операциониста) - налагается штраф в соответствии с п. 1 ст. 208 КоАП РК, несоблюдения требований по составлению учетной документации в размере:
- 25 МРП на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- 50 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами малого-среднего предпринимательства;
- 75 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства. Действия, предусмотренные п. 1 ст. 208 КоАП РК, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания в соответствии с п. 2 ст. 208 КоАП РК, влекут штраф в размере:
- 35 МРП на индивидуальных предпринимателей;
- 60 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами малого-среднего предпринимательства;
- 90 МРП на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства.
Как видите, при повторном выявлении нарушений сумма административного штрафа увеличивается практически в два раза. Наша цель состоит не в запугивании суммами штрафов, а в том, чтобы индивидуальные предприниматели поняли, что им целесообразнее выбивать фискальные чеки, тем самым выполнять свои обязанности как налогоплательщика, нежели платить административный штраф.
Вывод: Процедура проверки ведения кассовых операций зависит от метода организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики, сферы и характера деятельности и т.д. Правила соблюдения кассовой дисциплины распространяются на всех налогоплательщиков не зависимо от форм собственности.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: ККМ (контрольно-кассовая машина)
Ответ:
П.1 ст.166 НК РК устанавливает, что «На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, если иное не установлено настоящей статьей».
-
Раздел: ККМ (контрольно-кассовая машина)
Ответ:
На основании статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, если иное не установлено настоящей статьей.
-
Раздел: ККМ (контрольно-кассовая машина)
Ответ:
Пунктом 4 статьи 39 Закона «О платежах и платежных системах» установлено, что, если иное не установлено настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности и применяющие в соответствии
-
Ответ:
Согласно статье 50 Гражданского кодекса собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно письменно или через интернет-ресурс с применением электронной цифровой подписи сообщить об этом органу юстиции либо Государственной корпорации «Правительство для граждан», осуществляющим регистрацию юридических лиц, органу государственных доходов по месту регистрации.
-
Ответ:
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, являются находящиеся на территории Республики Казахстан здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной государственным уполномоченным органом в области технического регулирования, и являющиеся основными средствами в соответствии с подпунктом 7) статьи 60-1 настоящего Кодекса (статья 396 Налогового кодекса от 2008 года по состоянию на 2013 год).
-
Ответ:
Статья 166. (Общие положения) Налогового кодекса Республики Казахстан, гласит:
1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, если иное не установлено настоящей статьей.
-
Ответ:
Согласно пункту 17 Правил применения контрольно-кассовых машин от 16 февраля 2018 года № 208 (далее - Правила) операции аннулирования ошибочно введенной суммы или возврат денежного расчета производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели ККМ при наличии:
-
Ответ:
Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 202 «Об утверждении Правил выпуска, использования и погашения электронных денег, а также требований к эмитентам электронных денег и системам электронных денег на территории
-
Ответ:
Согласно пункту 5 Правил применения ККМ от 16 февраля 2018 года № 208 контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту использования, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.
-
Ответ:
На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (статьи 166, 165 Налогового кодекса).