Когда и каким образом услугодатель должен уведомлять своих потребителей о повышении тарифов на услугу?
Вопрос:
Когда и каким образом услугодатель (услуги домофона), должен уведомлять своих потребителей о повышении тарифов на услугу?
Ответ:
Прежде всего, следует отметить, что законодательством Республики Казахстан специально предусматриваются «Правила повышения или снижения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы)», утвержденные Приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 19 марта 2005 года N 91-ОД.
Данные правила регулируют непосредственно порядок повышения и снижения тарифов на услуги, специально определяемые как регулируемые. В соответствии с пп.19 ст.3 Закона РК «О естественных монополиях» (далее – Закон о ЕМ): «регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии - услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю».
Поскольку регулируемые услуги прямо связаны со сферами естественной монополии, следовательно, при вопросе «о порядке изменения тарифов на домофонные услуги» нам следует определить: входит ли домофонное обслуживание в перечень услуг, которые прямо относятся к сферам естественной монополии. Данный перечень определяется п.1 ст.4 Закона о ЕМ, и более детально Перечнем регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденным Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 186. Примечательно то, что услуга по обслуживанию домофона не входит в вышеуказанный перечень.
Услуга по обслуживанию домофона не входит в вышеупомянутый перечень «регулируемых», а значит говорить о каком-либо специально предусмотренном законодательством порядке регулирования тарифов на домофонное обслуживание мы не можем. В этой связи Правила повышения или снижения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы), - не подлежат применению.
Далее, как известно, в соответствии с п.15 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108: «Собственники помещений (квартир) несут расходы за коммунальные услуги, используемые на общедомовые нужды, на основании договора, заключенного непосредственно с услугодателем либо с органом управления объектом кондоминиума, при условии принятия общим собранием собственников помещений (квартир) решения о заключении такого договора органом управления объектом кондоминиума с услугодателем». Здесь следует считать, что вопрос изменения тарифа на домофонное обслуживание может быть выяснен у органа управления объекта кондоминиума (или КСК), либо же непосредственно у самого услугодателя (то есть компании, обслуживающей ваш домофон).
Однако, обслуживание домофонов и, соответственно, любых связанных с ними аспектов – не входит в перечень коммунальных услуг, которые оказываются различными Поставщиками таких услуг (водоснабжение, газоснабжение, энергоснабжение и тд.). Такой вывод очевиден ввиду исчерпывающего перечня услуг, считаемых коммунальными. Так, например, согласно п.1 ст.1 Правил предоставления коммунальных услуг в городе Алматы, утвержденных Постановлением акимата города Алматы от 11 мая 2016 года № 2/186: «коммунальные услуги - услуги, предоставляемые в жилом доме (жилом здании) и включающие водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление и обслуживание лифтов».
Аналогичное правило вытекает и в иных областях, городах, районах, то есть, на всей территории Республики Казахстан.
Также такой вывод подтверждается исчерпывающим перечнем Типовых договоров сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и субъектами рынка, поставляющими коммунальные услуги конечным потребителям, утвержденного Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 109, - в пункте 1 которого не указана услуга по обслуживанию домофонов.
Поскольку домофонное обслуживание не является коммунальной услугой, то регулирование тарифа на домофонное обслуживание и иных связанных с ним аспектов – не входит в полномочия КСК.
Таким образом, с учетом всего вышеизложенного, ответ на ваш вопрос будет являться следующим: положения о повышении/снижении тарифов (цен) на домофонное обслуживание, и в целом, регулирование порядка и особенностей оказания данной услуги, непосредственно регулируется условиями Договора, который изначально заключался между вами, как например, собственниками помещений (квартир) и компанией, устанавливавшей домофонное оборудование (магнитную стальную дверь, домофонные трубки в каждой квартире и т.д.) и впоследствии на постоянной основе обслуживающей ваш домофон. Такой порядок регулируется исключительно условиями Договора, поскольку иное законодательством не установлено. Также для уточнения такого порядка вы можете связаться непосредственно с самим услугодателем. Если выяснится, что со стороны услугодателя имеет место неправомерное увеличение тарифа на домофонное обслуживание и (или) нарушение срока уведомления о таком повышении, то, в первую очередь, вам рекомендуется обратиться за соответствующим разъяснением и (или) претензией к услугодателю. Если же в итоге такое обращение окажется безрезультатным, то можно будет обратиться в суд.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Физическое лицо вправе подать исковое заявление в суд с требованием о взыскании неустойки, при этом размер требования зависит от установленного сторонами или законом процента к сумме неисполненного обязательства.
Согласно ст. 293 Гражданского кодекса РК (далее - Кодекс), неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ст. 298 Кодекса предусмотрены основания для взыскания неустойки, а именно то, что неустойка взыскивается за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии условий привлечения должника к ответственности за нарушение обязательства (ст.359 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 359 Кодекса, должник отвечает за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме, независимо от формы основного обязательства.
Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность соглашения о неустойке (ст. 294 Кодекса).
-
Раздел: Договоры Купля-продажа и поставка
Ответ:
Данный вопрос регулируется нормами Гражданского Кодекса Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан. -
Раздел: Купля-продажа и поставка Договоры
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется нормами Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 декабря 2013 года № 292 «О введении ограничений на проведение отдельных видов банковских и других операций финансовыми организациями». -
Раздел: Иные гражданские сделки Договоры
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Гражданскому Законодательству Республики Казахстан. -
Раздел: Договоры
Ответ:
Данный вопрос регулируется Трудовым Кодексом Республики Казахстан (далее - ТК РК).
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Данные правовые отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (далее по тексту – ГК РК).
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Правовые отношения по данному вопросу регулируются Гражданским Кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), в частности статьями 387, 395, главой 4, Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон).
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Данные правовые отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (далее по тексту – ГК РК).