Когда и каким образом услугодатель должен уведомлять своих потребителей о повышении тарифов на услугу?

Когда и каким образом услугодатель должен уведомлять своих потребителей о повышении тарифов на услугу?

27.11.2018 14:58
1542

Вопрос:

Когда и каким образом услугодатель (услуги домофона), должен уведомлять своих потребителей о повышении тарифов на услугу?

Ответ:

Прежде всего, следует отметить, что законодательством Республики Казахстан специально предусматриваются «Правила повышения или снижения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы)», утвержденные Приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 19 марта 2005 года N 91-ОД.

Данные правила регулируют непосредственно порядок повышения и снижения тарифов на услуги, специально определяемые как регулируемые. В соответствии с пп.19 ст.3 Закона РК «О естественных монополиях» (далее – Закон о ЕМ): «регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии - услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю».

Поскольку регулируемые услуги прямо связаны со сферами естественной монополии, следовательно, при вопросе «о порядке изменения тарифов на домофонные услуги» нам следует определить: входит ли домофонное обслуживание в перечень услуг, которые прямо относятся к сферам естественной монополии. Данный перечень определяется п.1 ст.4 Закона о ЕМ, и более детально Перечнем регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденным Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 186. Примечательно то, что услуга по обслуживанию домофона не входит в вышеуказанный перечень.

Услуга по обслуживанию домофона не входит в вышеупомянутый перечень «регулируемых», а значит говорить о каком-либо специально предусмотренном законодательством порядке регулирования тарифов на домофонное обслуживание мы не можем. В этой связи Правила повышения или снижения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы), - не подлежат применению.

Далее, как известно, в соответствии с п.15 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108: «Собственники помещений (квартир) несут расходы за коммунальные услуги, используемые на общедомовые нужды, на основании договора, заключенного непосредственно с услугодателем либо с органом управления объектом кондоминиума, при условии принятия общим собранием собственников помещений (квартир) решения о заключении такого договора органом управления объектом кондоминиума с услугодателем». Здесь следует считать, что вопрос изменения тарифа на домофонное обслуживание может быть выяснен у органа управления объекта кондоминиума (или КСК), либо же непосредственно у самого услугодателя (то есть компании, обслуживающей ваш домофон).

Однако, обслуживание домофонов и, соответственно, любых связанных с ними аспектов – не входит в перечень коммунальных услуг, которые оказываются различными Поставщиками таких услуг (водоснабжение, газоснабжение, энергоснабжение и тд.). Такой вывод очевиден ввиду исчерпывающего перечня услуг, считаемых коммунальными. Так, например, согласно п.1 ст.1 Правил предоставления коммунальных услуг в городе Алматы, утвержденных Постановлением акимата города Алматы от 11 мая 2016 года № 2/186: «коммунальные услуги - услуги, предоставляемые в жилом доме (жилом здании) и включающие водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление и обслуживание лифтов».

Аналогичное правило вытекает и в иных областях, городах, районах, то есть, на всей территории Республики Казахстан.

Также такой вывод подтверждается исчерпывающим перечнем Типовых договоров сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и субъектами рынка, поставляющими коммунальные услуги конечным потребителям, утвержденного Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 109, - в пункте 1 которого не указана услуга по обслуживанию домофонов.

Поскольку домофонное обслуживание не является коммунальной услугой, то регулирование тарифа на домофонное обслуживание и иных связанных с ним аспектов – не входит в полномочия КСК.

Таким образом, с учетом всего вышеизложенного, ответ на ваш вопрос будет являться следующим: положения о повышении/снижении тарифов (цен) на домофонное обслуживание, и в целом, регулирование порядка и особенностей оказания данной услуги, непосредственно регулируется условиями Договора, который изначально заключался между вами, как например, собственниками помещений (квартир) и компанией, устанавливавшей домофонное оборудование (магнитную стальную дверь, домофонные трубки в каждой квартире и т.д.) и впоследствии на постоянной основе обслуживающей ваш домофон. Такой порядок регулируется исключительно условиями Договора, поскольку иное законодательством не установлено. Также для уточнения такого порядка вы можете связаться непосредственно с самим услугодателем. Если выяснится, что со стороны услугодателя имеет место неправомерное увеличение тарифа на домофонное обслуживание и (или) нарушение срока уведомления о таком повышении, то, в первую очередь, вам рекомендуется обратиться за соответствующим разъяснением и (или) претензией к услугодателю. Если же в итоге такое обращение окажется безрезультатным, то можно будет обратиться в суд.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: