Компания сдает торговые площади в аренду, арендаторам пришло уведомление что их нет по месту нахождения, теперь налоговая запросила у них наши правоустанавливающие документы (тех.паспорт и справку с егов). Можно ли предоставить им ксерокопии Или налоговая не должна запрашивать эти документы у арендаторов?

Компания сдает торговые площади в аренду, арендаторам пришло уведомление что их нет по месту нахождения, теперь налоговая запросила у них наши правоустанавливающие документы (тех.паспорт и справку с егов). Можно ли предоставить им ксерокопии Или налоговая не должна запрашивать эти документы у арендаторов?

07.03.2020 08:08
370

Вопрос:

Компания сдает торговые площади в аренду, арендаторам пришло уведомление что их нет по месту нахождения, теперь налоговая запросила у них наши правоустанавливающие документы (тех.паспорт и справку с егов). Можно ли предоставить им ксерокопии Или налоговая не должна запрашивать эти документы у арендаторов?

Ответ:

Статья 70. (Налоговое обследование) Налогового кодекса Республики Казахстан, предусматривает:

1. Налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).

Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном настоящим Кодексом.

2. Основанием для проведения налогового обследования являются:

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктами 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения.

При этом налоговое обследование по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, в отношении налогоплательщика (налогового агента) проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией связи.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 115 настоящего Кодекса;

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основание для проведения налогового обследования, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 настоящего Кодекса, а также налогоплательщиков, в отношении которых применена процедура банкротства;

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса, а также налогоплательщика, признанного бездействующим в соответствии со статьей 91 настоящего Кодекса.

3. По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются:

  • место, дата и время составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт;
  • наименование налогового органа;
  • фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;
  • фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;
  • информация о результатах налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования.

4. В случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.

5. В течение двадцати рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления, указанного в пункте 4 настоящей статьи, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

  • подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);
  • письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой настоящего пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:

1) приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 118 настоящего Кодекса;

2) производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного настоящим пунктом для представления письменного пояснения.
6. В случае, указанном в подпункте 1) части четвертой пункта 5 настоящей статьи, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня приостановления расходных операций по его банковским счетам обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, установленного частью первой настоящего пункта, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

Статья 114. (Общие положения) Налогового кодекса Республики Казахстан, предусматривает:

1. Уведомлением признается направленное налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей, контроль за которыми возложен на налоговые органы. Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом.

2. Уведомления ограничиваются нижеперечисленными видами и направляются налогоплательщику (налоговому агенту) в следующие сроки:

1) о сумме налогов, исчисленных налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 37 настоящего Кодекса, - не позднее десяти рабочих дней со дня исчисления;

2) о результатах проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки, за исключением случая, установленного пунктом 4 статьи 159 настоящего Кодекса;

3) о начисленных суммах налогов, платежей в бюджет и социальных платежей за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта ликвидационной налоговой проверки;

4) о начисленной сумме платы за эмиссии в окружающую среду на основании сведений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды - не позднее десяти рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 3 статьи 573 настоящего Кодекса;

5) о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - со дня выявления нарушения, за исключением налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость, срок направления уведомления по которым производится не позднее десяти рабочих дней с установленного настоящим Кодексом срока ее представления.

В случае нарушения срока направления уведомления, указанного в настоящем подпункте, по причине возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом, данное уведомление считается направленным в срок. При этом налоговое обязательство и (или) обязательства по исчислению, удержанию и перечислению социальных платежей, по такому уведомлению подлежат исполнению налогоплательщиком в срок, установленный пунктом 5 статьи 115 настоящего Кодекса;

6) о непредставлении деклараций физических лиц в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - не позднее 15 октября года представления декларации;

7) о погашении налоговой задолженности - не позднее пяти рабочих дней со дня образования налоговой задолженности или перехода налогоплательщика из категории низкого уровня риска в категорию среднего или высокого уровня риска

8) о налоговой задолженности физических лиц - не позднее двадцати рабочих дней со дня образования налоговой задолженности;

9) об обращении взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов - не позднее двадцати рабочих дней до обращения взыскания;

10) об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, - не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, за исключением случаев, установленных пунктом 7 статьи 59 и пунктом 8 статьи 66 настоящего Кодекса;

11) об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения по жалобе;

12) об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан - не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления;

13) о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика - не позднее трех рабочих дней со дня составления должностными лицами налоговых органов акта налогового обследования;

14) о результатах мониторинга, вынесенного по результатам решения в рамках горизонтального мониторинга (далее в целях настоящего Кодекса - уведомление о результатах горизонтального мониторинга), - не позднее пяти рабочих дней со дня вынесения такого решения.

3. В уведомлении должны быть указаны:

1) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

2) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или полное наименование налогоплательщика;

3) наименование налогового органа;

4) дата уведомления;

5) сумма налогового обязательства и (или) обязательств по исчислению, удержанию и перечислению социальных платежей - в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законами Республики Казахстан;

6) банковские реквизиты, необходимые для погашения налоговой задолженности по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц;

7) требование об исполнении налогового обязательства и (или) обязательств по исчислению, удержанию и перечислению социальных платежей;

8) основание для направления уведомления;

9) порядок обжалования.

4. В случае, указанном в подпункте 1) части второй пункта 1 статьи 115 настоящего Кодекса, налоговые органы направляют налогоплательщику (налоговому агенту) копии уведомлений, указанных в подпунктах 4), 7) и 8) пункта 2 настоящей статьи.

Для получения оригинала уведомлений, указанных в подпунктах 4), 7) и 8) пункта 2 настоящей статьи, налогоплательщик (налоговый агент) вправе обратиться в налоговые органы.

Таким образом, но основании всего вышеизложенного и руководствуясь законодательством Республики Казахстан, для начала Налоговый орган должен провести соответствующее налоговое обследование с соблюдением всех норм законодательства Республики Казахстан и по его результатам составить соответствующий Акт налогового обследования с надлежащим вручением юридическому лицу, в отношении которого было произведено налоговое обследование, согласно вышеуказанных статей Налогового кодекса Республики Казахстан.

Исходя из практики, подтверждающими документами местонахождения юридического лица, согласно заявленного юридического адреса в регистрационных данных, является: справка о регистрации юридического лица с egov.kz, в которой прописан юридический адрес и, именно в Вашем случае - договор аренды (субаренды) копия и оригинал для сравнения; хочу обратить Ваше внимание, что технический паспорт - не является правоустанавливающим документом и не может подтвердить данные о местонахождении юридического лица.

Юридический адрес в справке о регистрации юридического лица с egov.kz должен совпадать с адресом места аренды (субаренды), а также срок договора аренды (субаренды) не должен быть истекшим!

Особое внимание надо обратить на Акт налогового обследования, пусть юридических лиц, в отношении которых он был составлен, с ним ознакомят и пусть потребуют копию, т.к. может быть такое, что он и не составлялся или составлен с нарушениями, также, на практике прикладывают фото или видео с места обследования, что также ими может быть затребовано, как и все материалы сформированного по данному вопросу дела для ознакомления и снятия копий.

Если Ваше (или проверяемое) ТОО подпадает под субъект малого бизнеса, то Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019г. «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» применим и к Вам.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: