Может ли покупатель вернуть товар для купания, если покупатель один раз его уже использовал?

Может ли покупатель вернуть товар для купания, если покупатель один раз его уже использовал?

12.02.2019 06:45
2212

Вопрос:

Может ли покупатель вернуть товар для купания, если покупатель один раз его уже использовал?

Ответ:

Исходя из формулировки вашего вопроса, ответ будет предоставлен с учетом того, что реализуемые товары априори надлежащего качества.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.14 Закона РК «О защите прав потребителей» (далее - Закон): «1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

2. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму».

Здесь же обращаемся к п.1 ст.30 Закона: «Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением:

  • лекарственных средств и медицинских изделий;
  • нательного белья;
  • чулочно-носочных изделий
  • животных и растений;
  • метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.

В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя)».

Из вышеприведенных положений Закона очевидно, что продавец, в случае обращения к нему покупателя с требованием возвратить приобретенный товар, вправе прежде всего, до возврата уплаченных денег, предложить в обмен аналогичный товар (то есть, другую шапочку, очки для плавания и тд.).

Наряду с этим, важно отметить, что обмен/возврат товара в рамках статьи 14 Закона может иметь место для покупателя при одновременном наличии (соблюдении) всех следующих условий:

  • четырнадцатидневный срок с момента покупки товара покупателем не истек;
  • товар не был в употреблении;
  • сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара.

В отличие от первого, абсолютно очевидного условия, последние два являются на практике достаточно неоднозначными и спорными, то есть, например, продавец может вполне считать и доказывать, что, надев те же очки или шапку для купания, товар тем самым был уже использован (употреблен) покупателем, что, вроде как, лишает покупателя права на возврат товара. С другой стороны, покупатель в той же мере вправе утверждать и доказывать, что, то же одноразовое/однодневное/однонедельное и тд., использование тех же очков вовсе не означает, что товар был употреблен. В этом имеет место определенный законодательный пробел, поскольку, во-первых, на практике такие ситуации между покупателем и продавцом разрешаются уже в зависимости от силы настойчивости, убеждения и иных личностных факторов покупателя и продавца, а если возникший спор доходит до судебного разбирательства – то имеет значение судейское усмотрение, то есть, доводы и доказательства какой стороны сумеют более убедить суд. При этом не исключено, что в действительности, товар по своему виду/форме и иным признакам может считаться (выглядеть) употребленным, однако суд, может посчитать обратное и удовлетворить требования покупателя. Во-вторых, отсутствует на законодательном уровне точное нормативное толкование таких оценочных феноменов, как “товар был употреблен”, “сохранен товарный вид” “потребительские свойства” и другие.

В вашей ситуации, плавательные очки и шапочки для купания не входят в перечень непровольственных товаров, которые продавец вправе не возвращать/не обменивать, в отличие от тех же купальников и плавок, которые, как вы верно отметили, относятся к нательному белью.

Таким образом, говоря о возврате товара покупателем продавцу в рамках ст.14 Закона следует считать, что обязанность продавца по возврату/обмену товара покупателю определяется из весьма оценочных понятий, которые на практике могут оцениваться неоднозачно.

Абсолютно правомерно продавец вправе не производить возврат/обмен товара при истечении 14 дневного срока со дня покупки товара покупателем. Возвращаясь к тому же п.1 ст.30 Закона, в части обязанности покупателя доказать, что он приобрел товар именно у этого продавца (если отсутствует документ, подтверждающий факт приобретения товара), можно считать, что если покупатель абсолютно очевидным образом (также оценочное понятие) для продавца не докажет, что купил товар именно у него, то последний вправе не производить возврат/обмен.

Данная консультация изложена, с учетом правовой оценки подобных ситуаций на практике.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: