Может ли ТОО купить нужное оборудование в России и как это сделать правильно?
Вопрос:
Может ли ТОО купить нужное оборудование в России и как это сделать правильно?
Ответ:
Сделка по купле-продаже товара за пределами Республики Казахстан должна быть оформлена, как минимум договорами, актом (инвойсом) приема передачи товаров и/или приобретения услуг транспортной экспедиции. При наличии данных первичных документов налоговые риски отсутствуют.
Пунктом 1 ст. 429 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено п. 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно ст. 370 Налогового кодекса необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг:
- освобожденный от налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом;
- местом реализации которого не является Республика Казахстан.
Если иное не установлено настоящей статьей, для целей исчисления НДС место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со ст. 378 Налогового кодекса.
Место реализации товаров, работ, услуг в государствах-членах Евразийского экономического союза определяется в соответствии со ст. 441 Налогового кодекса.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 378 Налогового кодекса местом реализации товара признается место начала транспортировки товара, если товар перевозится (пересылается) поставщиком, получателем или третьим лицом.
Подпунктом 5 п. 2 ст. 378 Налогового кодекса определено, что местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1 - 4 настоящего пункта (экспедиторские услуги не указаны в подпунктах 1 - 4 пункта 2).
На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации реализация товара, физически находящегося за пределами Республики Казахстан, не облагается НДС. Выплаты за услуги экспедитора, предоставленные нерезидентом за пределами Республики Казахстан, не подлежат обложению КПН у источника выплаты, а также не вызывают обязательств по уплате НДС за нерезидента.
Согласно п. 1 ст. 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.
Налогоплательщик-резидент относит на вычеты в Республике Казахстан расходы в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, в том числе дохода из источников за пределами Республики Казахстан, в порядке, установленном положениями разделов 7 и 8 Налогового кодекса.
Таким образом, доходы и расходы ТОО по сделке купли продажи товаров за пределами Республики Казахстан подлежат отражению в декларации по КПН.
Для исчисления НДС определяется размер облагаемого импорта на дату совершения облагаемого импорта. Прежде всего необходимо установить дату совершения облагаемого импорта.
Датой совершения облагаемого импорта, является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.
Датой принятия на учет импортированных товаров является:
- наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
- дата ввоза таких товаров на территорию РК.
Исходя из вышеизложенного, нужно идентифицировать 2 даты: наиболее раннюю дату признания (отражения) оборудования в бухучете и дату ввоза оборудования на территорию РК.
Отражение оборудования в бухучете.
В соответствии с пунктом 21 МСФО (IAS) 21, при первоначальном признании операция в иностранной валюте учитывается в функциональной валюте с применением к сумме в иностранной валюте текущего обменного курса иностранной валюты на функциональную по состоянию на дату операции. Датой операции является дата, на которую впервые выполнены критерии признания операции в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IFRS). Требования МСФО для МСБ и НСФО соответствуют требованиям МСФО.
Приобретенное Вашей организацией оборудование является активом, а актив – это прежде всего контролируемый ресурс ( п.1 ст.13 Закона РК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»).
Предприятие начинает контролировать актив тогда, когда получает значительные риски и выгоды, связанные с правом владения активом (обычно это право собственности). То есть, Вам необходимо определить с какой даты Ваша организация начинает контролировать оборудование. Обычно эта дата указана в договоре купли-продажи, а учитывая, что договор внешнеторговый, то этой датой может являться дата, определяющая условие поставки. Например, в договоре указано условие поставки EXW (согласно терминологии Инкотермс), тогда организация-покупатель начинает контролировать приобретенный актив с даты его отгрузки со склада поставщика (хотя актив находится еще в другой стране и не пересек границу РК). Таким образом, в бухучете актив нужно оприходовать на эту дату (Д-т счета Актив в пути).
В продолжение рассматриваемого примера, дата ввоза актива на территорию РК будет позже даты оприходования актива в бухучете. Таким образом, в примере 2 даты: наиболее ранняя дата оприходования актива в бухучете и дата ввоза актива на территорию РК, соответственно датой совершения облагаемого импорта будет наиболее поздняя дата, то есть дата ввоза актива на территорию РК.
В вопросе не указана информация относительно даты перехода права собственности на оборудование в Вашем случае, поэтому пример приведен условный.
Проводки:
1. Осуществлена предоплата (на сумму: 000 × текущий курс, сложившийся на дату предоплаты):
|
Д-т |
К-т |
|
1610 |
1030 |
2. Оприходовано оборудование на дату совершения операции на дату перехода рисков и выгод (права собственности) согласно договора (на сумму: сумма предоплаты + 000 × на текущий курс, сложившийся на дату совершения операции):
|
Д-т |
К-т |
|
2410 |
3310 |
3. Зачтен ранее выданный аванс:
|
Д-т |
К-т |
|
3310 |
1610 |
В отношении задолженности, возникшей на дату совершения операции может возникнуть курсовая разница, если оплата будет осуществлена позже этой даты (по предоплате курсовая разница не признается, так как статья немонетарная).
Признание курсовой разницы:
- отрицательной:
|
Д-т |
К-т |
|
7430 |
3310 |
- положительной:
|
Д-т |
К-т |
|
3310 |
6250 |
4. Уплата НДС:
4.1
|
Д-т |
К-т |
|
1420 |
33920 |
4.2
|
Д-т |
К-т |
|
3390 |
1030 |
5. Принят НДС в зачет:
|
Д-т |
К-т |
|
3130 |
1410 |
6. Увеличена себестоимость оборудования на стоимость транспортных услуг (при условии, если Ваша организация применяет МСФО или МСФО для МСБ):
|
Д-т |
К-т |
|
2410 |
3310 |
7. Удержан КПН у источника выплаты (если услуга оказана транспортной организацией, нерезидентом РК, не имеющим постоянное учреждение в РК):
|
Д-т |
К-т |
|
3310 |
3110 |
-
Автор:Жунусова Жадыра08.09.2026 02:52135Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
В соответствии со статьей 188 Гражданского кодекса РК право собственности представляет собой право лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
-
Автор:Аугамбаева Гульбану24.08.2026 05:27132Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
Размещение товаров аптечного ассортимента в продуктовом супермаркете.
Понятие «товары аптечного ассортимента» не означает, что для всей такой продукции действует единый режим реализации
Для ответа на данный вопрос принципиально важно НЕ исходить только из бытового или коммерческого понятия «аптечный ассортимент».
-
Автор:Жунусова Жадыра03.08.2026 02:41100Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Республики Казахстан, если договором предусмотрена гарантия качества товара, продавец обязан передать товар, соответствующий требованиям качества в течение установленного гарантийного срока. При этом гарантия качества распространяется также на комплектующие изделия, если договором не предусмотрено иное.
-
Автор:Сандин Инкара08.04.2026 03:0379Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
Общие требования к договору поставки установлены Гражданским кодексом РК (далее по тексту может именоваться «ГК РК»). В соответствии со статьёй 458 ГК РК, по договору поставки продавец (поставщик), являющийся предпринимателем, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
-
Автор:Жунусова Жадыра06.04.2026 04:0584Раздел: Все ответы Купля-продажа и поставка
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ЗРК «О защите прав потребителей»,
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы,
-
Автор:Халиева Акмарал19.12.2025 03:05464Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
В таком случае Договор купли продажи должен оформляться между продавцом и сыном, при этом необходимо указать, что оплата будет произведена от ИП путем перечисления на расчетный счет Продавца.
-
Автор:Оспанова Лейла09.12.2025 03:002128Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 406 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
-
Автор:(Юрист) Карлыгаш27.08.2025 04:101034Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
По поставленным вами вопросам можем сообщить следующее:
Ваши вопросы можно условно разделить на 2 группы – реализация комиссионным магазином б/у ювелирных изделий и реализация комиссионным магазином б/у легковых автотранспортных средств. Законодательством РК не запрещено, если комиссионный магазин будет заниматься только реализацией подержанных ювелирных изделий и автотранспортный средств;
-
Автор:Сахарук Ирина15.08.2025 02:12725Раздел: Купля-продажа и поставка Аренда
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 406 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК), по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
-
Автор:Анна04.08.2025 02:431104Раздел: Купля-продажа и поставка
Ответ:
Таблица №1. Если участником Товарищества с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) является Единственный участник – физическое лицо со 100% доли владения уставного капитала ТОО, для продажи ТОО требуется подготовить следующий перечень документов: