Может ли ТОО, резидент Казахстана, осуществлять поставку (импорт) резиденту Казахстана на условиях CIP?

Может ли ТОО, резидент Казахстана, осуществлять поставку (импорт) резиденту Казахстана на условиях CIP?

01.07.2019 07:50
1465

Вопрос:

Может ли ТОО, резидент Казахстана, осуществлять поставку (импорт) резиденту Казахстана на условиях CIP? 

Ответ:

Согласно положениям МСФО (IAS) 2 товары признаются в балансе у покупателя в момент перехода к нему значительных рисков, выгод, контроля, связанных с правом собственности на запасы.

В соответствии с Инкотермс условия поставки EXW Франко-завод (название места) означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на любое транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.

Соответственно, при условии поставки EXW право собственности на товар ТОО «А» перешли в момент отпуска товара поставщиком со своего помещения (склада).

Отсюда:

  • Дебет 1331 (товары в пути) Кредит 3310 – в момент перехода права собственности на товар к покупателю ТОО «А», покупатель обязан на эту дату, согласно положениям МСФО (IAS) 2 признать в своем балансе приобретенные товары как «товары в пути», т.к. право собственности на товар перешло, но физически товар покупателю не доставлен.

В соответствии с положениями МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» (далее по тексту - МСФО (IAS) 21), т.к. оплата за товар в пользу поставщика еще не произведена, то товар должен признаваться в балансе у покупателя по курсу валюты, размещенному на интернет-ресурсе Национального Банка РК, на дату перехода права собственности на товар (признания товаров в балансе покупателя).

  • Дебет 1330 (товары на складе) Кредит 1331 (товары в пути) – в момент фактической доставки товара на склад покупателю ТОО «А», покупатель должен на эту дату признать в балансе, как товары на складе путем их перемещения в учете по стоимости в тенге, определенной на дату первоначального признания.

4.5. При импорте товаров переход к покупателю значительных рисков и выгод, связанных с правом собственности на приобретаемый товар, регламентируется соответствующими условиям поставки согласно Инкотермс, оговоренные в договоре. В Вашем случае условия поставки согласно Инкотермс «CIP» - «Carriage and Insurance Paid to» («Стоимость и страхование оплачены до»).

Согласно положениям Инкотермс данный термин «CIP» означает, что продавец ТОО «А» передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец ТОО «А» обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.

При использовании термина «CIP» продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения.

При этом, положения Инкотермс также указывают, что данный термин «CIP» содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах. Сторонам рекомендуется по возможности наиболее точно определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки.

Таким образом, как следует из вопроса, у Вас не оговорено в договоре точное место поставки товара, в котором значительные риски и выгоды, связанные с правом собственности на приобретаемый товар, переходят ТОО «В», а указано просто CIP.

Следовательно, исходя из буквального толкования вышеуказанных положений Инкотермс, дата перехода значительных рисков и выгод, связанных с правом собственности на приобретаемый товар, будет признаваться дата передачи данного товара поставщиком перевозчику.

Отсюда, на дату передачи товара поставщиком перевозчику, Ваше ТОО должно признать приобретенные товары в своем бухгалтерском учете как «Товары в пути»:

  • Дебет 1311 (Сырье и материалы в пути) или 1331 (Товары в пути) Кредит 3310.

В соответствии с положениями МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» неотъемлемой характеристикой монетарной статьи является право получить (или обязанность предоставить) фиксированное или определяемое количество валютных единиц.

Если условия оплаты по договору – 100% постоплата, то вышеуказанная проводка по оприходованию товара в пути должна признаваться в бухгалтерском учете по рыночному курсу валюты, размещенному на сайте Национального Банка РК, на дату этой операции (на дату передачи товара поставщиком перевозчику), а кредиторская задолженность перед ТОО «В» будет признаваться монетарной статьей, т.к. в обмен на полученный товар у ТОО «В» возникает обязанность предоставить ТОО «А» фиксированное или определяемое количество валютных единиц.

Далее, на дату, когда приобретенный товар физически поступит на склад ТОО «А», его приходуют на склад следующей проводкой:

  • Дебет 1310 (Сырье и материалы на складе) или 1330 (Товары на складе) Кредит 1311 (Сырье и материалы в пути) или 1331 (Товары в пути).

6. Правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42 (далее – Правила), изложен порядок:

  • получения учетных номеров по валютным договорам по экспорту или импорту; 
  • контроля выполнения требования репатриации по валютным договорам по экспорту или импорту;
  • мониторинга движения денег и иного исполнения обязательств по валютным договорам по экспорту или импорту;
  • снятия с учетной регистрации валютных договоров по экспорту или импорту.

Валютный договор – соглашения, учредительные документы, включая изменения и (или) дополнения к ним, а также иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции.

Платежи и (или) переводы денег по валютному договору по экспорту или импорту, на который распространяется требование получения учетного номера, осуществляются экспортером или импортером через уполномоченный банк (его филиал), который обслуживает его банковский счет.

Введены требования, когда необходимо получать учетный номер валютного договора:

1) в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в уполномоченном банке (его филиале);

2) в уполномоченном банке (его филиале), который обслуживает банковский счет экспортера или импортера, – если платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счетов, открытых как в уполномоченном банке (его филиале), так и в иностранном банке;

3) в территориальном филиале Национального Банка по месту постоянного проживания или нахождения экспортера или импортера – если все платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием счета экспортера или импортера в иностранном банке, указанного в подпункте 1) пункта 3 статьи 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.      

Получение учетного номера осуществляется экспортером или импортером до начала исполнения обязательств по валютному договору по экспорту или импорту любой из его сторон. 

Валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, если сумма такого договора превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки (далее – США) в эквиваленте.

Для получения учетного номера экспортер или импортер представляет в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка:

1) заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 1 к Правилам;

2) оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту. Если валютный договор по экспорту или импорту заключен на иностранном языке, то представляется его перевод на казахский или русский язык.

При получении в территориальном филиале Национального Банка учетного номера экспортер или импортер дополнительно представляет документ с образцами подписей.

Правилами так же определено, когда получение учетного номера не требуется:

1) при перемещении Национальным Банком или уполномоченным банком наличных денег через границу Республики Казахстан;

2) при вывозе Национальным Банком или уполномоченным банком драгоценных металлов для размещения на своих металлических счетах в иностранных банках;

3) при ввозе Национальным Банком или уполномоченным банком драгоценных металлов на территорию Республики Казахстан;

4) валютным договорам по экспорту или импорту, оплата по которым производится за счет государственных внешних займов Республики Казахстан или внешних займов, обеспеченных гарантией Республики Казахстан;

5) валютным договорам по экспорту или импорту, заключенным государственными учреждениями и государственными предприятиями Республики Казахстан, осуществляющими платежи и (или) переводы денег через подразделения (ведомства) государственных органов;

6) валютным договорам по экспорту или импорту, заключенным уполномоченным банком и иными финансовыми организациями-резидентами с нерезидентами, предусматривающими оказание услуг;

7) валютным договорам, предусматривающим приобретение или погашение электронных денег;

8) валютным договорам по экспорту или импорту товаров, условиями которых не предусмотрено перемещение товаров через границу Республики Казахстан.

По действующим на 1 июля 2019 года валютным договорам по экспорту или импорту, которым присвоены учетные номера до введения в действие Правил, получение новых учетных номеров не требуется.

Если экспортер или импортер имеет действующий по состоянию на 1 июля 2019 года валютный договор по экспорту или импорту работ, услуг без учетного номера на сумму, превышающую 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте:

1) уполномоченный банк (его филиал) отказывает в проведении платежа и (или) перевода денег по такому договору;

2) экспортер или импортер обращается за получением учетного номера в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня введения в действие Правил, но до начала исполнения обязательств по такому договору.

Следует так же отметить, что в случае перехода в другой банк новый учетный номер валютном договору не присваивается.

Но, при переходе в другой банк экспортеру или импортеру необходимо представить:

  • в предыдущий банк учетной регистрации:

1) заявление в произвольной форме о снятии с валютного контроля валютного договора по экспорту или импорту в связи с переходом в другой банк;

2) письменное согласие в произвольной форме на передачу информации об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту в другой уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка по его запросу (далее – письменное согласие экспортера или импортера).

Уполномоченный банк (его филиал), являющийся предыдущим банком учетной регистрации, после получения заявления о снятии с валютного контроля валютного договора по экспорту или импорту не осуществляет платежи и (или) переводы денег по такому договору.

  • в новый банк представляет:

1) заявление о принятии валютного договора по экспорту или импорту на валютный контроль по форме согласно приложению 1 к Правилам;

2) оригинал или копию валютного договора по экспорту или импорту.

При электронном документообороте экспортер или импортер представляет электронную копию валютного договора по экспорту или импорту.

Полностью порядок перевода валютного договора в другой банк определен Правилами.

Следует обратить особое внимание, когда срок репатриации истек, а сумма неисполненных нерезидентом обязательств по валютному договору по экспорту или импорту перед экспортером или импортером превысила 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте, уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка, являющийся банком учетной регистрации, не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем истечения срока репатриации, направляет экспортеру или импортеру запрос в произвольной форме о представлении:

1) информации о причинах необеспечения выполнения требования репатриации;

2) документов, подтверждающих наступление обстоятельств, влияющих на сроки и условия исполнения обязательств нерезидентом по валютному договору по экспорту или импорту.

7. Процедура экспортно-импортного валютного контроля с 01 июля 2019 осуществляется следующим образом:

Экспортеры и импортеры (участники ВЭД).

1. Получают учетные номера валютным договорам, предусматривающие перемещение товаров как через территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и внутри ЕАЭС, на сумму свыше эквивалента 50 000 $.

2. Если возникли обстоятельства, влияющие на сроки и условия исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, представляют информацию и подтверждающие документы (при наличии) в банк учетной регистрации.

3. Если возникли обстоятельства, влияющие на сроки и условия исполнения обязательств сторонами по валютному договору по экспорту или импорту, представляет информацию и подтверждающие документы (при наличии) в банк учетной регистрации.

Банки второго уровня (обслуживающие банки).

1. Отказывают в проведении платежа и (или) перевода денег по договору, действующему на 1 июля 2019 года без учетного номера на сумму, превышающую 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте.

2. Направляют в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня присвоения учетного номера, снятия с учетной регистрации, возобновления процедур контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером. 

3. Направляют в Национальный Банк информацию об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 6 к Правилам в случае исполнения обязательств.

4. Осуществляют валютный контроль путем сопоставления сведений о движении товаров и денег по валютным договорам, получившим учетный номер.

5. Направляют в НБ РК информацию о нарушителях требования репатриации.

6. Осуществляют мониторинг платежей и (или) переводов денег, осуществляемых в рамках валютных договоров по экспорту или импорту, заключенных на сумму от 10 000 (десяти тысяч) до 50 000 (пятидесяти тысяч) долларов США (включительно) в эквиваленте.

Национальный банк РК.

1. Для целей мониторинга валютных операций Национальный Банк РК:

1) осуществляет учетную регистрацию валютных договоров, на основании и (или) во исполнение которых проводятся операции движения капитала, и получает информацию о проводимых по ним валютных операциях и связанных с ними требованиях к нерезидентам и обязательствах перед нерезидентами;

2) получает уведомления о проведенных валютных операциях, включая информацию о проведенных платежах и (или) переводах денег по валютным операциям;

3) получает уведомления о счетах в иностранных банках, открытых резидентами (за исключением банков и филиалов (представительств) иностранных организаций), и осуществляет учетную регистрацию таких счетов;

4) получает на регулярной основе информацию от филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан.

2. Ежедневно направляет в орган государственных доходов информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 4 к Правилам для ежедневной загрузки органом государственных доходов в свою информационную систему.

3. Перенаправляет органу государственных доходов полученный от уполномоченного банка, являющегося банком учетной регистрации, электронный запрос в течение 1 (одного) рабочего дня.

4. Перенаправляет уполномоченному банку, являющемуся банком учетной регистрации, информацию по декларациям на товары, электронным счетам-фактурам, заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в течение 1 (одного) рабочего дня после ее получения от органа государственных доходов.

5. Осуществляет работу с экспортерами/импортерами по ответственности за нарушение требования репатриации.

4. При наличии признаков уголовно наказуемого деяния филиал Национального Банка направляет информацию в правоохранительные органы в соответствии с их полномочиями, установленными законами Республики Казахстан.
ГД МФ РК.

1. Должностное лицо территориального подразделения органа государственных доходов производит сверку соответствия учетного номера номеру, указанному в декларации на товары.

2. Направляет в Национальный Банк информацию о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом.

3. При отсутствии декларации на товары, представленной экспортером или импортером в качестве документа валютного контроля, в информационной системе банка учетной регистрации, территориальное подразделение органа государственных доходов в течение трех рабочих дней после обращения экспортера или импортера предоставляет информацию о наличии декларации на товары в информационной системе органа государственных доходов Республики Казахстан.

4. Орган государственных доходов направляет Национальному Банку в течение 1 (одного) рабочего дня после получения электронного запроса:

1) информацию о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам с указанием сведений по декларациям на товары;

2) информацию по электронным счетам-фактурам по форме согласно приложению 8 к Правилам;

3) информацию по заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 9 к Правилам.

4. Извещает Национальный Банк об изменениях и (или) дополнениях:

1) в сведениях по декларациям на товары в информации о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам – в срок до 10 (десятого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом;

2) в информации по электронным счетам-фактурам по форме согласно приложению 8 к Правилам – в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления сведений об изменении электронных счетов-фактур;

3) в информации об изменениях в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, информация по которым ранее направлена органом государственных доходов, по форме согласно приложению 11 к Правилам – в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления информации об изменениях в заявлениях о ввозе товаров, информация по которым ранее направлена органом государственных доходов.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: