Можно ли в договоре на оказание услуг указать оплату в российских рублях?
Вопрос:
Можно ли в договоре на оказание услуг указать оплату в российских рублях?
Ответ:
В соответствии с п. 1, 2 ст. 127 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее ГК РК) денежной единицей в Республике Казахстан является тенге. Тенге является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан.
Согласно абзаца 2 п. 1 ст. 282 ГК РК денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
На основании ст. 13 Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года № 57 (далее Закон о валютном регулировании) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
- операций, одной из сторон которых выступают Национальный Банк Республики Казахстан и (или) Министерство финансов Республики Казахстан;
- операций с валютными ценностями, относимых к банковским операциям и иным операциям, которые вправе осуществлять уполномоченные банки и уполномоченные организации в соответствии с выданной им лицензией и (или) законодательными актами Республики Казахстан;
- оплаты банковских услуг по проведению валютных операций, а также оплаты неустойки (штрафов, пеней) по договорам, предусматривающим оказание банковских услуг в иностранной валюте;
- операций, связанных с приобретением, продажей, выплатой вознаграждения и (или) погашением ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- операций по покупке и продаже аффинированного золота в слитках;
- операций, осуществляемых в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг;
- платежей и переводов денег по договорам комиссии, связанным с осуществлением экспорта (импорта), при использовании переводных аккредитивов в качестве формы оплаты;
- передачи векселей, выраженных в иностранной валюте, в качестве исполнения денежных обязательств;
- операций, связанных с расчетами при реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках;
- операций при оплате расходов физического лица, связанных с его командировкой за пределы Республики Казахстан, в том числе представительских расходов, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи с командировкой за пределы Республики Казахстан;
- безвозмездных переводов денег или безвозмездной передачи валютных ценностей физическими лицами физическим лицам, а также юридическим лицам, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительности;
- внесения банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц;
- операций, связанных с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Денежные обязательства на территории Республики Казахстан могут быть выражены в иностранной валюте, если валютные операции по таким обязательствам разрешены.
Таким образом, исходя из содержания ГК РК (абзац 2 п.1 ст. 282) и статьи 13 Закона о валютном регулировании, если обе стороны сделки являются резидентами Республики Казахстан и ваша операция не относится к перечисленным в ст. 13 Закона о валютном регулировании операциям, то денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге, т.е в договоре стоимость вы указываете в тенге.
Для валютных операций между нерезидентами и валютных операции между резидентами и нерезидентами казахстанское законодательство предусматривает иные правила. А именно:
П.1 ст. 15 Закона о валютном регулировании гласит о том, что валютные операции между нерезидентами на территории Республики Казахстан осуществляются без ограничений с учетом требований, установленных статьей 16 настоящего Закона.
В п. 1 ст.14 Закона о валютном регулировании предусмотрено то, что резиденты вправе совершать сделки с нерезидентами в национальной и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан.
На основании изложенного, если обе стороны сделки являются резидентами Республики Казахстан и операция не относится к перечисленным в ст. 13 Закона о валютном регулировании операциям, то денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге, т.е в договоре стоимость обязаны указать в тенге.
Резиденты Республики Казахстан при заключении между собой договоров (контрактов, соглашений) должны указывать свои обязательства только в тенге и не вправе устанавливать сумму денежного обязательства по продаже (приобретению) товаров (работ, услуг) в эквиваленте к иностранной валюте.
Если одной из сторон сделки выступает резидент РК, с другой стороны выступает нерезидент, то резидент вправе совершать сделки с нерезидентами в национальной и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан. Т.е. в данном случае вы имеете право стоимость услуг в договоре указать в национальной валюте и (или) иностранной валюте по соглашению сторон. Так как в статье указано в национальной валюте и (или) иностранной валюте, вы можете указывать в договоре стоимость в рублях. Напоминаю, это касается сделок, когда контрагентом выступает нерезидент.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина03.09.2026 03:37164Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Оформление физического лица, применяющего специальный налоговый режим для самозанятых, для выполнения работ или оказания услуг в пользу ТОО осуществляется на основании гражданско-правового договора, если фактические отношения сторон не имеют признаков трудовых отношений.
-
Автор:Жунусова Жадыра14.08.2026 03:1891Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии с п. 4.3 Договора Заказчик обязан при приемке работ утвердить акт выполненных работ, сформированный и подписанный ЭЦП в информационной системе уполномоченного органа, либо отказать в его принятии с указанием мотивированных оснований.
-
Автор:Гришина10.07.2026 02:4584Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» иностранцы в Республике Казахстан имеют права и свободы, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина08.07.2026 05:1797Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Действующим законодательством Республики Казахстан не предусмотрена обязанность работодателя (заказчика) регистрировать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) на портале Enbek.kz (Единая система учета трудовых договоров (ЕСУТД)).
-
Автор:Гришина08.07.2026 04:5789Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
Гражданский кодекс Республики Казахстан не предусматривает ограничений по заключению договоров гражданско-правового характера с иностранными гражданами, в том числе с гражданами Турции, а также не устанавливает минимального или максимального срока действия такого договора.
-
Автор:Гришина08.07.2026 04:0486Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите» (далее – Закон) персональные данные – это сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.
-
Автор:Гришина24.06.2026 03:15111
Ответ:
Действующим законодательством Республики Казахстан на сегодняшний день не предусмотрена обязанность работодателя регистрировать договоры гражданско-правового характера (ГПХ) в Enbek.kz (ЕСУТД) или иных информационных системах.
-
Автор:Гришина15.06.2026 03:09109Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
В связи со вступлением в силу с 8 июня 2026 года изменений в законодательство Республики Казахстан, направленных на усиление разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, включая дополнение статьи 26 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) пунктом 1-1,
-
Автор:Гришина09.04.2026 03:4794Раздел: Услуги и подряд
Ответ:
С 1 января 2026 года в Казахстане действует специальный налоговый режим для самозанятых. Самозанятые - это физические лица, не зарегистрированные как ИП, которые не привлекают наёмных работников, ведут деятельность из перечня разрешённых видов
-
Автор:Ана Качибаиа08.04.2026 05:3884Раздел: Все ответы Услуги и подряд
Ответ:
Согласно пп. 14) Статьи 2 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – «Закон»)
Общим имуществом объекта кондоминиума являются – части объекта кондоминиума, включая лифты;