По итогам открытого тендера на портале АО «ФНБ «Самрук-Казына» должны были заключить договор. Согласно правил электронных закупок все сроки для подписания вышли, а договор так и не был подписан. За этот срок изменились условия завода-производителя по изготовлению и поставке оборудования. Имеет ли право компания отказаться от заключения договора, если он не был вовремя подписан по вине Заказчика?
Вопрос:
По итогам открытого тендера на портале АО «ФНБ «Самрук-Казына» должны были заключить договор. Согласно правил электронных закупок все сроки для подписания вышли, а договор так и не был подписан. За этот срок изменились условия завода-производителя по изготовлению и поставке оборудования. Имеет ли право компания отказаться от заключения договора, если он не был вовремя подписан по вине Заказчика?
Ответ:
Согласно статьи 173 Гражданского Кодекса РК (далее по тексту – ГК РК) течение срока, определяемого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Статья 176 ГК РК указывает, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Таким образом, Ваш срок пока не истек, он истекает сегодня.
В соответствии с пунктом 130 Правил закупок товаров, работ и услуг АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Казына» на праве собственности или доверительного управления (далее по тексту – Правила) в случае если потенциальный поставщик в сроки, установленные в протоколе об итогах тендера или протоколе закупок способом запроса ценовых предложений, не представил заказчику подписанный договор о закупках или, заключив договор, не внес обеспечение исполнения договора, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о закупках.
Однако, согласно пункта 125 Правил, Заказчик не менее чем за 10 (десять) календарных дней до окончательного срока подписания договора согласно протокола об итогах закупок направляет победителю тендера подписанный со стороны Заказчика проект договора о закупках.
В связи с изложенным, представляется, что в случае ненаправления заказчиком подписанного с его стороны договора по итогам тендера, нарушений со стороны поставщика не усматривается по причине отсутствия его вины.
В случае, если заказчиком подписанный договор не будет направлен до конца текущего рабочего дня организации-поставщика, нарушение усматривается со стороны заказчика, из чего следует, что негативных последствий для поставщика эта ситуация не влечет.
В Вашем случае, если заключение договора в связи со сложившимися обстоятельствами для Вашей организации перестало быть желательным, представляется необходимым признание тендера несостоявшимся.
Пункт 73 Правил указывает на то, что открытый тендер признаётся тендерной комиссией несостоявшимся в случае:
- представления заявок на участие в тендере менее двух потенциальных поставщиков;
- если после отклонения тендерной комиссией по основаниям, предусмотренным пунктом 68 Правил, осталось менее двух заявок на участие в тендере потенциальных поставщиков;
- уклонения победителя и потенциального поставщика, занявшего второе место, от заключения договора;
- непредставления победителем тендера и потенциальным поставщиком, занявшим второе место обеспечения аванса (предоплаты) и (или) обеспечения исполнения договора в соответствии с пунктами 77, 79, 87 Правил.
В связи с тем, что в вышеизложенном пункте Правил не предусмотрено основание, подходящее под Ваш случай, Вам необходимо решение уполномоченного органа о признании тендера несостоявшимся или решение суда по данному вопросу.
Пункт 146 Правил содержит право поставщика обжаловать действия заказчика в соответствии с законодательством Республики Казахстан, то есть в суд. Этот же пункт указывает на то, что жалобы также могут быть направлены для рассмотрения Заказчику или уполномоченному органу по вопросам закупок.
Вместе с тем, представляется нецелесообразным обращаться к заказчику с просьбой об отказе от закупки, т.к. в соответствии с пунктом 14 Правил он уже утратил это право.
Также, Правила в числе указанных прав уполномоченного органа не содержат его полномочие на признание тендера несостоявшимся.
Таким образом, действующее законодательство не запрещает Вам обратиться в суд с просьбой, указанной выше.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
Согласно положениям Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), а именно в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона, к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с положениями Закона РК «О государственных закупках», в частности в согласно п.1 ст. 9 Закона, к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:
-
Ответ:
В соответствии с положениями Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон),
Так, в частности согласно п. 23 ст. 43 Закона, договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору.
-
Ответ:
Согласно положениям ст. 12 Закона РК "О государственных закупках", если поставщик нарушает свои обязательства по исполнению срока поставки по договору, тогда заказчик обязан обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с поставщика штрафных санкций за просрочку срока поставки по договору, а если поставщик не поставил товар, то и в иске заказчик должен поставить вопрос о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
Согласно положениям п. 115 Правил осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 686 (далее – Правила),
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с Приложением №33 Об утверждении Правил осуществления государственных закупок, утверждена Типовая форма договора о государственных закупок товаров.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РК «О государственных закупках», говорится следующее, потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
3) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
-
Ответ:
В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса РК, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с положениями п. 289-2 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК № 648 от 11 декабря 2015 г. (по состоянию на 04.10.2023 г.), нахождение потенциального поставщика в соответствующей административно-территориальной единице в границах области, городов республиканского значения и столицы по месту выполнения работ,
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с положениями ст. 1 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика.