По итогам открытого тендера на портале АО «ФНБ «Самрук-Казына» должны были заключить договор. Согласно правил электронных закупок все сроки для подписания вышли, а договор так и не был подписан. За этот срок изменились условия завода-производителя по изготовлению и поставке оборудования. Имеет ли право компания отказаться от заключения договора, если он не был вовремя подписан по вине Заказчика?
Вопрос:
По итогам открытого тендера на портале АО «ФНБ «Самрук-Казына» должны были заключить договор. Согласно правил электронных закупок все сроки для подписания вышли, а договор так и не был подписан. За этот срок изменились условия завода-производителя по изготовлению и поставке оборудования. Имеет ли право компания отказаться от заключения договора, если он не был вовремя подписан по вине Заказчика?
Ответ:
Согласно статьи 173 Гражданского Кодекса РК (далее по тексту – ГК РК) течение срока, определяемого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Статья 176 ГК РК указывает, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Таким образом, Ваш срок пока не истек, он истекает сегодня.
В соответствии с пунктом 130 Правил закупок товаров, работ и услуг АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и организациями пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Казына» на праве собственности или доверительного управления (далее по тексту – Правила) в случае если потенциальный поставщик в сроки, установленные в протоколе об итогах тендера или протоколе закупок способом запроса ценовых предложений, не представил заказчику подписанный договор о закупках или, заключив договор, не внес обеспечение исполнения договора, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о закупках.
Однако, согласно пункта 125 Правил, Заказчик не менее чем за 10 (десять) календарных дней до окончательного срока подписания договора согласно протокола об итогах закупок направляет победителю тендера подписанный со стороны Заказчика проект договора о закупках.
В связи с изложенным, представляется, что в случае ненаправления заказчиком подписанного с его стороны договора по итогам тендера, нарушений со стороны поставщика не усматривается по причине отсутствия его вины.
В случае, если заказчиком подписанный договор не будет направлен до конца текущего рабочего дня организации-поставщика, нарушение усматривается со стороны заказчика, из чего следует, что негативных последствий для поставщика эта ситуация не влечет.
В Вашем случае, если заключение договора в связи со сложившимися обстоятельствами для Вашей организации перестало быть желательным, представляется необходимым признание тендера несостоявшимся.
Пункт 73 Правил указывает на то, что открытый тендер признаётся тендерной комиссией несостоявшимся в случае:
- представления заявок на участие в тендере менее двух потенциальных поставщиков;
- если после отклонения тендерной комиссией по основаниям, предусмотренным пунктом 68 Правил, осталось менее двух заявок на участие в тендере потенциальных поставщиков;
- уклонения победителя и потенциального поставщика, занявшего второе место, от заключения договора;
- непредставления победителем тендера и потенциальным поставщиком, занявшим второе место обеспечения аванса (предоплаты) и (или) обеспечения исполнения договора в соответствии с пунктами 77, 79, 87 Правил.
В связи с тем, что в вышеизложенном пункте Правил не предусмотрено основание, подходящее под Ваш случай, Вам необходимо решение уполномоченного органа о признании тендера несостоявшимся или решение суда по данному вопросу.
Пункт 146 Правил содержит право поставщика обжаловать действия заказчика в соответствии с законодательством Республики Казахстан, то есть в суд. Этот же пункт указывает на то, что жалобы также могут быть направлены для рассмотрения Заказчику или уполномоченному органу по вопросам закупок.
Вместе с тем, представляется нецелесообразным обращаться к заказчику с просьбой об отказе от закупки, т.к. в соответствии с пунктом 14 Правил он уже утратил это право.
Также, Правила в числе указанных прав уполномоченного органа не содержат его полномочие на признание тендера несостоявшимся.
Таким образом, действующее законодательство не запрещает Вам обратиться в суд с просьбой, указанной выше.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
Нормы, регулирующие порядок проведения государственных закупок, содержатся в Законе республики Казахстан от 1 июля 2024 года № 106-VIII «О государственных закупках» (далее – Закон) и Правилах осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 9 октября 2024 года № 687 (далее – Правила).
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
Нормы, регулирующие осуществление государственных закупок среди отечественных товаропроизводителей, устанавливаются Законом Республики Казахстан от 1 июля 2024 года № 106-VIII «О государственных закупках» (далее – Закон) и Правилами осуществления государственных закупок, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 9 октября 2024 года № 687 (далее – Правила).
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), заключение и исполнение договора осуществляются в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством Республики Казахстан, правилами осуществления государственных закупок.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), заключение и исполнение договора осуществляются в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством Республики Казахстан, правилами осуществления государственных закупок.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с пп.) 1 п. 1 Правил представления сведений о бенефициарных собственниках клиентами (их представителями) по запросу субъекта финансового мониторинга, бенефициарный собственник – физическое лицо:
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с Правилами формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2024 года (далее - Правила),
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с положениями п. 7 ст. 12 Закона РК «О государственных закупках», по отдельным товарам, работам, услугам уполномоченным органом к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования по перечню товаров, работ, услуг, утверждаемому уполномоченным органом.
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
Согласно положениям Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), а именно в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона, к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:
-
Раздел: Государственные закупки
Ответ:
В соответствии с положениями Закона РК «О государственных закупках», в частности в согласно п.1 ст. 9 Закона, к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:
-
Ответ:
В соответствии с положениями Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон),
Так, в частности согласно п. 23 ст. 43 Закона, договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору.