С клиентом заключен договор транспортного экспедирования, приобрели в собственность вагоны, мы выступаем в статусе операторов, клиент заказывает одну услугу, действуя на основе договора транспортного экспедирования можно ли заключить один договор? Какие права и обязанности возникают?

С клиентом заключен договор транспортного экспедирования, приобрели в собственность вагоны, мы выступаем в статусе операторов, клиент заказывает одну услугу, действуя на основе договора транспортного экспедирования можно ли заключить один договор? Какие права и обязанности возникают?

14.10.2017 11:08
1255

Вопрос:

С клиентом заключен договор транспортного экспедирования, приобрели в собственность вагоны, мы выступаем в статусе операторов, клиент заказывает одну услугу, действуя на основе договора транспортного экспедирования можно ли заключить один договор? Какие права и обязанности возникают?

Ответ:

ТОО позиционирует себя на рынке услуг, как компания, оказывающая услуги транспортной экспедиции по территории Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.

Услуги оказываются ТОО на возмезной основе и состоят в выполнении или организации выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза. Также в качестве дополнительных услуг ТОО осуществляет такие необходимые для доставки груза операции, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

Как было заявлено, ТОО в процессе оказания своих услуг выполняет также функции Оператора и/или Комиссионера в зависимости от того, на каких правах ТОО принадлежит подвижной состав, предоставляемый в экспедирование.

Можно выделить следующие три статуса ТОО при оказании услуг:

  1. Экспедитор – Оператор;
  2. Экспедитор – Комиссионер;
  3. Экспедитор – Оператор – Комиссионер.

Если смотреть на эти понятия с точки зрения отношения друг к другу, то наглядно это будет выглядеть следующим образом: 

То есть статус «Экспедитор» шире, так как экспедирование груза подразумевает не только его транспортирование к месту назначения, но и все сопутствующие услуги по организации перевозки (собственным подвижным составом и/или подвижным составом собственности третьих лиц) и оформлению документов, то есть – сопровождение груза. 
Рассмотрим подробнее каждую из возможных ситуаций при оказании ТОО услуг экспедирования по основным критериям :

1. ТОО Экспедитор – Оператор:

Подвижной состав: принадлежит ТОО на праве собственности (ст 188 ГК РК) и/или на условиях лизинга (ст 560 ГК РК);

Тариф: определяется ТОО самостоятельно (ст 10 З РК О транспорте) (собственные вагоны) и/или с учетом платежей по договору лизинга (вагоны, приобретаемые ТОО по договору лизинга);

Штрафы за простой: в размере штрафов, выставленных перевозчиком ТОО.

2. ТОО Экспедитор - Комиссионер

Подвижной состав: принадлежит ТОО на праве временного возмездного пользования (ст 540 ГК РК);

Тариф: определяется ТОО, исходя из размера тарифа собственника подвижного состава (арендодателя) + вознаграждение ТОО за комиссионные услуги;

Штрафы за простой: в размере штрафов, выставленных перевозчиком собственнику подвижного состава.

3. ТОО Экспедитор – Оператор - Комиссионер

Подвижной состав: часть подвижного состава принадлежит ТОО на праве собственности, часть на праве временного возмездного пользования;

Тариф: определяется ТОО самостоятельно (собственные вагоны), определяется ТОО самостоятельно, с учетом платежей по договору лизинга (вагоны, приобретаемые ТОО по договору лизинга), определяются собственником подвижного состава (арендодателем) с увеличением тарифа на размер вознаграждения ТОО за комиссионные услуги (вагоны, арендуемые у третьих лиц);

Штрафы за простой: в размере штрафов, выставленных перевозчиком ТОО (собственные вагоны и вагоны, приобретаемые ТОО по договору лизинга), в размере штрафов, выставленных перевозчиком собственнику подвижного состава (вагоны, арендуемые у третьих лиц).

Принимая во внимание:

пункт 1 статьи 380 ГК РК -  юридические лица свободны в заключении договора;

пункт 2 статьи 380 ГК РК - стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством;

статью 381 ГК РК - стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор),

ТОО вправе работать с клиентами во всех вышеуказанных статусах (Экспедитор/Оператор/Комиссионер) в рамках одного договора, который будет по своей природе смешанным договором. Рекомендуем назвать такой договор «Договором организации перевозок» дабы сместить акцент с экспедирования.

При этом, если юридически допускается смешивание в одном договоре подвижного состава, находящегося в собственности ТОО, а также арендованного ТОО у третьих лиц, то в части отражения доходов ТОО по таким договорам, в бухгалтерском учете необходимо вести раздельный учет подвижного состава.

Например:


п/п


Наимено-   вание Товаров (работ, услуг)


Ед измер


Кол-во (Объем)


Цена


Стои-мость товаров (работ, услуг), без НДС


НДС

Всего стоимость реализации


Акциз
Ставка
СуммаСтавкаСумма
1234567891011

Тариф ТОО «А»

вагон
2

111599,71

223199,42

Без НДС

0,00

223199,42



Тариф ТОО «Б»

вагон
2

14864,54

29729,08
12%

3567,49

33296,57


Всего по счету:

252928,50


3567,49

256495,99



Касательно налогообложения: ТОО в процессе оказания услуг собственным вагонным парком применяет общую систему налогообложения (12% по территории РК, 0% в международном сообщении). 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Вам также может быть интересно: