Считается ли девальвация валюты форс-мажорным обстоятельством для не заключения договора о государственных закупках или для его неисполнения?

Считается ли девальвация валюты форс-мажорным обстоятельством для не заключения договора о государственных закупках или для его неисполнения?

Автор:
21.02.2017 14:37
1458

Вопрос:

У меня как бухгалтера госучреждения возникли некоторые вопросы по гос.закупкам.

  1. Считается ли девальвация валюты форс - мажорным обстоятельством для не заключения договора о гос.закупках или для его неисполнения? Например, в конце января провел закуп способом ценовых предложений на поставку компьютера и ноутбука. Срок исполнения до конца февраля. Один из поставщиков хочет отказаться от заключенного договора, при этом ссылаясь на форс - мажорные обстоятельства (девальвация). Разумеется, в суд мы подадим, но считаю, что шанс включить его в реестр недобросовестных поставщиков минимален. Как быть с заключенными договорами на услуги (например, та же заправка картриджей - краска импортируется), канцтоварами и так далее.
  2. Как быть с объявленными конкурсами на строительство, ремонт, поставку товаров и так далее. К счастью, у меня таких конкурсов нет, но в районе их много. Сметную документацию составляли в прошлом году, к сожалению, большая доля в них занимает доля импортных материалов (в Казахстане многое пока не производят). Будет ли корректироваться стоимость проектов в связи с девальвацией? Если нет, то на многие проекты вообще не найдутся исполнителей, что отразится и на освоении бюджета в целом по республике. Никто работать себе в убыток не будет.

Ответ Министра финансов РК от 25 апреля 2014 года на вопрос от 14 февраля 2014 года № 250661 (dialog.еgov.kz)

В соответствии с подпунктом 24) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), договор о государственных закупках – гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в соответствии с Законом, а также гражданским законодательством Республики Казахстан, о поставке товара, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона, законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Так, согласно пункту 2 статьи 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан(далее – ГК), лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг. 

Таким образом, форс-мажорными обстоятельствами в законодательстве признаются как правило непреодолимая сила, чрезвычайное обстоятельство, которое нельзя предвидеть или предотвратить, событие, которое не может быть ни предусмотрено и предотвращено, ни устранено какими-либо мерами, непредвиденное обстоятельство, нарушающее планы и законодательные акты и запретительные решения органов государственной власти.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК, предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Под предпринимательским риском понимается опасность возникновения не предусмотренных деловым замыслом материальных и финансовых потерь (убытков) в процессе осуществления предпринимательской деятельности и, в частности, при заключении деловых сделок (договоров, контрактов, соглашений).

При этом, определяют несколько разновидностей предпринимательского риска, в числе которых курсовой риск, который возникает из-за колебания рыночной стоимости валют.

Таким образом, полагаем, что девальвация национальной валюты, являющаяся причиной увеличения тарифов, относится к предпринимательскому риску и не является форс-мажорным обстоятельством.

По второму вопросу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона, на основании соответствующего бюджета (бизнес-плана, сметы доходов и расходов) заказчик разрабатывает и утверждает годовой план государственных закупок в порядке и форме, определенных правилами осуществления государственных закупок.

Согласно пункту 5 названной статьи Закона, заказчики вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок.

Таким образом, в случае увеличения тарифов на товары в связи с девальвацией национальной валюты, полагаем, что в таком случае заказчик в пределах предусмотренной в годовом плане суммы имеет право внести соответствующие изменения и дополнения в годовой план государственных закупок.

Министр финансов РК: Султанов Б.Т.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.

Вам также может быть интересно: