ТОО год назад выдало деньги в подотчет директору, должен ли директор отчитаться перед ТОО за полученные деньги? Какие налоговые риски возникают, если налоговые органы посчитают это беспроцентным займом?
Вопрос:
ТОО год назад выдало деньги в подотчет директору, должен ли директор отчитаться перед ТОО за полученные деньги? Какие налоговые риски возникают, если налоговые органы посчитают это беспроцентным займом?
Ответ:
Согласно пункту 59 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета», учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника.
Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.
Таким образом, период времени в течение, которого у подотчетного лица могут находиться денежные средства организации, утверждается в учетной политике, установленных норм не существует.
В случае если подотчетные сумму не возвращены, и авансовый отчет работником не представлен и если работодателем будет принято решение простить эту сумму, то ее следует признавать доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащего налогообложению.
Если работодатель не простит данную сумму и при этом нарушены сроки установленные в учетной политике, то эти суммы удерживаются с дохода работника (при его согласии).
Не смотря на то, что сроки возврата подотчетных сумм регламентируются учетной политикой, это не означает, что подотчетное лицо годами может не отчитываться по полученным подотчетным суммам, ведь совершенно очевидно, что операция по выдаче крупных сумм в подотчет сроком на год и более может иметь другую цель.
То есть такие сроки должны быть установлены организацией на разумной основе с учетом специфики деятельности организации (это как обоснование нужно также указать в учетной политике).
Отсюда возникают налоговые риски, связанные с тем, что выданная сумма, по которой подотчетной лицо так долго не отчитывается может быть квалифицирована как доход работника, который подлежит налогообложению (включая отчисления и пенсионные взносы).
В таком случае у ТОО возникнут обязательства налогового агента по исчислению и уплате ИПН и отчислений, а также обязательства по социальному налогу.
Как беспроцентный займ выданные суммы налоговые органы могут посчитать только тогда, когда есть соответствующий договор займа.
В такой ситуации если оформляется договор беспроцентного займа с работником сроком на год, то на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса (от 25 декабря 2017 г.), не рассматривается в качестве дохода физического лица материальная выгода от экономии на вознаграждении за пользование кредитами (займами, микрокредитами), полученными у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе полученными работником у своего работодателя.
У ТОО налоговых обязательств не возникнет.
Таким образом, Вам следует прежде всего ориентироваться на сроки возврата подотчетных сумм, установленные учетной политикой. Если эти сроки такие продолжительные, значит следует указать обоснование, например, это связано со спецификой деятельности организации.
Если сроки нарушаются – значит нужно либо списывать долг работнику (тогда у него возникнет облагаемый доход), либо взыскивать с него через удержание из заработной платы с его согласия (в этом случае никакого дохода у работника не возникнет, у ТОО также не будет никаких налоговых обязательств).
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Согласно п.2 ст. 94 Налогового кодекса РК,, целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и/или представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса и/или уплаты налогов и платежей в бюджет.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа сведений, полученных из различных источников информации.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Любой работник вправе расторгнуть трудовой договор по своей инициативе соблюдая порядок, предусмотренный ст. 56 ТК РК. Работник желающий уволиться по собственному желанию должен письменно предупредить об этом работодателя не менее чем за 1 месяц, если более длительный срок не установлен трудовым договором.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
ТОО (субъект крупного предпринимательства, деятельность не является лицензируемой) предоставлять каким-либо госорганам РК отчет о своих аффилированных лицах не обязано.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Согласно статьи 138 Налогового Кодекса РК (далее НК РК) предусмотрено, что
1. Налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РК предусмотрено, что срок проведения налоговой проверки может быть продлен:
1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов,
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Согласно статьи 138 Налогового Кодекса РК налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Пунктом 4) статьи 193 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено право государственных инспекторов труда выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания.
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Статьей 145 Налогового Кодекса РК предусмотрено:
3. Внеплановыми налоговыми проверками являются проверки, не указанные в пункте 2 настоящей статьи, в том числе осуществляемые:
-
Раздел: Проверка государственных органов
Ответ:
Внеплановая проверка является одним из видов проверок, которая назначается по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта),