ТОО заключило договор о гос.закупках на размещение аудиороликов заказчика. На данный момент Заказчик всячески затягивает работу и договор исполнен только на 6%. Может ли гос. орган признать Исполнителя недобросовестным поставщиком по данному основанию?

ТОО заключило договор о гос.закупках на размещение аудиороликов заказчика. На данный момент Заказчик всячески затягивает работу и договор исполнен только на 6%. Может ли гос. орган признать Исполнителя недобросовестным поставщиком по данному основанию?

20.10.2019 07:48
652

Вопрос:

ТОО заключило договор о гос.закупках на размещение аудиороликов заказчика. На данный момент Заказчик всячески затягивает работу и договор исполнен только на 6%. Может ли гос. орган признать Исполнителя недобросовестным поставщиком по данному основанию?

Ответ:

В соответствии с частью 3 статьи 365 Гражданского Кодекса РК (далее – ГК РК), должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (статья 366 настоящего Кодекса).

Часть 1 статьи 366 ГК РК указывает, что кредитор считается просрочившим, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не совершил действий, предусмотренных законодательством или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

В контексте ГК РК под понятием «кредитор» следует понимать – «заказчик», под «должник» - «поставщик».

В абзаце 2 пункта 5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках»содержится указание на то, что при рассмотрении исков о признании поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, недобросовестными участниками государственных закупок судам необходимо принимать во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 359 ГК и наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности согласно части 6 статьи 6 ГПК.

Согласно части 1 статьи 359 ГК РК, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора только при наличии своей вины. 

В данном случае заказчик не совершил действий, после совершения которых поставщик имел бы возможность исполнить договор.

Таким образом, в описанной ситуации усматривается отсутствие вины поставщика.

Заказчик не может признать поставщик недобросовестным участником. В данной ситуации он должен обратиться к суду с просьбой о признании поставщика недобросовестным. Подробнее см.ниже.

Какая процедура действует в РК на сегодняшний день по признанию поставщика недобросовестным (конкретно в нашем случае только через суд?) и какие действия может принять Исполнитель дабы исключить этот риск (письма Заказчику об исполнении? что еще?)

Поставщики ненадлежащим образом исполнившие или не исполнившие договоры государственных закупок включаются в Реестр недобросовестных участников государственных закупок на основании решений удов, вступивших в законную силу.

Пункт 15 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок»:

Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;

2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Пункт 16 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок»:

Реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 15 настоящих Правил, формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.

На заказчике лежит обязанность по подаче искового заявления в суд не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках (неисполнении или ненадлежащем исполнении договора).

Абзац 3 пункта 16 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок»: В случае, указанном в подпункте 3) пункта 15, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Для предупреждения риска судебных разбирательств и последующих негативных последствий полагаем разумным направить письменное обращение к заказчику с указанием на несовершение им действий по предоставлению аудиороликов для размещения на информационных ресурсах из-за чего у поставщика отсутствует возможность исполнить договор надлежащим образом (полностью). В письме привести правовые основания, указанные в настоящем ответе. Закончить письмо выводом о том, что вина поставщика в данной ситуации не усматривается, в связи с чем, поставщик предлагает в случае отсутствия у заказчика материалов для размещения на информационных ресурсах, либо в случае их отсутствия в таком количестве, которое бы позволило освоить всю сумму договора, в будущем заключить дополнительное соглашение об уменьшении суммы договора в связи с уменьшением потребности в объеме работ/услуг (пункт 3) части 2 статьи 45 Закона РК «О государственных закупках»). Также, в случае очевидности неосвоения всей суммы договора, вами может быть подписано соглашение о его расторжении (с получением Вами суммы за фактически оказанные услуги/выполненные работы).

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: