В Компании два учредителя с долей уставного капитала по 50 % каждый, один из них поступает на государственную службу. Как правильно оформить договор доверительного управления?

В Компании два учредителя с долей уставного капитала по 50 % каждый, один из них поступает на государственную службу. Как правильно оформить договор доверительного управления?

18.02.2020 07:53
3602

Вопрос:

В Компании два учредителя с долей уставного капитала по 50 % каждый, один из них поступает на государственную службу. Как правильно оформить договор доверительного управления?

Ответ:

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 13 Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 ноября 2015 года (далее – Закон) государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона государственный служащий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение тридцати календарных дней со дня вступления в государственную должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. 

Пунктом 1 ст. 883 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) определено понятие доверительного управления имуществом: при учреждении доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязуется осуществлять от своего имени управление переданным в его владение, пользование и распоряжение имуществом, если иное не предусмотрено договором или законодательными актами, в интересах выгодоприобретателя.

Статьей 885 ГК РК установлено, что объектом доверительного управления может быть любое имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Порядок заключения договора доверительного управления имуществом, соблюдения его основных положений, регулируется нормами гл. 44 ГК РК. В п. 1 ст. 886 ГК РК договор доверительного управления имуществом определяется как договор, по которому одна сторона (учредитель доверительного управления) передает другой стороне (доверительному управляющему имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах указанного учредителем лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. 

Непосредственно следует из данного определения, что для осуществления действий управляющего необходима передача имущества, что в силу п. 2 ст. 393 ГК РК позволяет считать, что договор доверительного управления имуществом признается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему.

Статья 887 ГК РК устанавливает, что  договор доверительного управления имуществом заключается в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом заключается в форме и порядке, предусмотренных для договора об отчуждении недвижимого имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РК должна быть нотариально заверена доверенность на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательными актами. 

Согласно п. 1 ст. 154 ГК РК в случаях, установленных законодательными актами или соглашением сторон, письменная сделка считается совершенной только после ее нотариального удостоверения. Несоблюдение данного требования (нотариального удостоверения сделки) влечет недействительность сделки, с приведением сторон по сделке в первоначальное положение, то есть в положение, существовавшее до совершения сделки.

Пункт 60 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан обобщает перечень сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Это:

  • договор ренты;
  • завещание;
  • доверенности на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательством;
  • доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством;
  • учредительные документы хозяйственных товариществ (за исключением субъектов малого предпринимательства);
  • брачные договоры;
  • соглашение наследников по закону об очередности их призвания к наследству и о размерах их долей;
  • соглашение об уплате алиментов.

Таким образом, договор доверительного управления недвижимым имуществом подлежит обязательному нотариальному удостоверению, а несоблюдение требования о нотариальном удостоверении ведет к признанию его недействительным.

Требование о нотариальном удостоверении договора доверительного управления так же указано в     п. 2 ст. 13 Закона: Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Копия нотариально засвидетельствованного договора на доверительное управление имуществом представляется государственным служащим в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы.

Таким образом, для передачи в доверительное управление долю в коммерческой организации Вам необходимо:

1. Провести собрание и составить Протокол собрания участников в котором определить доверительного управляющего его права и обязанности, условия передачи и иные необходимые условия доверительного управления.

2. Обратиться к нотариусу для заключения договора доверительного управления. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: