Выиграли конкурс в апреле 2020 года, поставили товар в июле 2020 года. Товар пришел в не соответствии технической спецификации заказчика. Заказчик подал в суд на поставщика о требовании внесении в реестр не добросовестных участников. Суд принял в работу данный иск и назначил судебное заседание на сентябрь. Есть ли вероятность того что суд признает поставщика недобросовестным поставщиком? И вернут ли 3% обеспечение договора?

Выиграли конкурс в апреле 2020 года, поставили товар в июле 2020 года. Товар пришел в не соответствии технической спецификации заказчика. Заказчик подал в суд на поставщика о требовании внесении в реестр не добросовестных участников. Суд принял в работу данный иск и назначил судебное заседание на сентябрь. Есть ли вероятность того что суд признает поставщика недобросовестным поставщиком? И вернут ли 3% обеспечение договора?

25.08.2020 09:53
429

Вопрос:

Выиграли конкурс в апреле 2020 года, поставили товар в июле 2020 года. Товар пришел в не соответствии технической спецификации заказчика. Заказчик подал в суд на поставщика о требовании внесении в реестр не добросовестных участников. Суд принял в работу данный иск и назначил судебное заседание на сентябрь. Есть ли вероятность того что суд признает  поставщика недобросовестным поставщиком? И вернут ли 3% обеспечение договора?

Ответ:

На основании пункта 9-1 Специального порядка государственных закупок от 20 марта 2020 года № 127 в случаях уклонения потенциальных поставщиков, определенных победителями, от заключения договора о государственных закупках или неисполнения либо не надлежащего исполнения 

поставщиком договорных обязательств, возникших вследствие введения чрезвычайного положения, заказчик не принимает меры по включению таких потенциальных поставщиков или поставщиков в реестр недобросовестных участников закупок и применению к ним штрафных санкций.

Согласно подпункту 3) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о государственных закупках (далее - Закон) реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

В случае, указанном в данном подпункте, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:

1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);

2) полного исполнения договорных обязательств;

3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.

При этом главой 10 «Форс-мажор» Типового договора о государственных закупках товаров (Приложение 19 к Правилам осуществления государственных закупок) предусмотрено, что стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если оно явилось результатом форс-мажорных обстоятельств.

Поставщик не лишается своего обеспечения исполнения Договора и не несет ответственность за выплату неустоек или расторжение Договора в силу неисполнения его условий, если задержка с исполнением Договора является результатом форс-мажорных обстоятельств.

Для целей Договора «форс-мажор» означает событие, неподвластное контролю Сторон, и имеющее непредвиденный характер. Такие события могут включать, но не исключительно: военные действия, природные или стихийные бедствия и другие.

Таким  образом, действительно, существует положение о том, что заказчики не могут вносить в реестр недобросовестных участников закупок, но это норма предусмотрена в  отношении закупок, осуществляемых по Специальному порядку государственных закупок от 20 марта 2020 года № 127.

Тем не менее, в данном случае есть вероятность того что суд может не признать  поставщика недобросовестным поставщиком, если вы сможете доказать, что причиной поставки несоответствующего товара  явились форс-мажорные обстоятельства, связанные с карантином.

Статьей 43 Закона о госзакупках установлено, что обеспечение исполнения договора о государственных закупках вносятся поставщиком в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках.

Заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора поставщику в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору о государственных закупках.
Обеспечение исполнения договора о государственных закупках не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств.

Значит, если товар вы не поставите и на этом основании договор будет расторгнут, 3%-ое обеспечение договора не вернут. В данном же случае, когда товар поставлен, но не соответствующий технической спецификации, заказчики могут уменьшить сумму договора и принять товар.

Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 21 Закона конкурсная документация должна содержать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, работы, услуги. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг с учетом нормирования государственных закупок. При этом техническая спецификация должна содержать требование к поставщикам о предоставлении документов, подтверждающих соответствие поставляемых товаров требованиям, установленным техническими регламентами, положениями стандартов или иными документами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Пунктом 5.3 Типового договора о государственных закупках товаров по приложению 19 к Правилам осуществления государственных закупок поставка считается поставленной при условии полной передачи Поставщиком Заказчику Товара в точном соответствии требованиям, указанным в технической спецификации (приложение 2 к Договору).

То есть, в технической спецификации указываются требуемые технические, качественные характеристики закупаемых товаров.

При этом установление заказчиком при описании объекта закупки конкретных требований к его размеру, равно как и запрет на такое установление, не предусмотрено.

Тогда, если Заказчик указал в тех. спецификации точный размер товара, то он может требовать точного соответствия и не принять товар.

Вместе с тем, полагаю, что соответствие размерам не принципиально по товарам, по которым отклонение в размерах не повлияет на использование и эксплуатацию, допустим, по мебели (диван, стол, стул). Тогда, если товар в данном случае относится к таковым, то отклонение в 100 мм является допустимым и основанием для отказа в приемке товара не является.  

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: