Законна ли передача сооружения в виде скважины в лизинг?

Законна ли передача сооружения в виде скважины в лизинг?

11.09.2019 11:33
1461

Вопрос:

Законна ли передача сооружения в виде скважины в лизинг?

Ответ:

В соответствии с Перечнем паспортов проектов Приложения №1 и перечнем паспортов проектов, подлежащих субсидированию как указано в Приложении №2 к Правилам субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях, утвержденных Приказом и.о. Министра 

сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года №317 (далее - Правила), включен «паспорт проекта №4 «Создание инфраструктуры обводнения пастбищ и обеспечение водой животноводческих хозяйств (колодцы, скважины)».

Подпунктом 15 пункта 2 Правил предусмотрено, что производственный комплекс - это  совокупность взаимосвязанных производственных мощностей (зданий, сооружений, монтируемого оборудования, инженерных сетей и другое), направленных на производство, переработку, хранение, упаковку сельскохозяйственной продукции

Пунктом 40 Правил предусмотрено, что лизинг производственного комплекса — это лизинг готового объекта. В пункте 41 Правил имеется ограничение о том, что в рамках субсидирования лизинга готовых объектов субсидирование приобретения техники не осуществляется.

Это означает, что отдельно лизинг техники, входящей в состав готового объекта, не производится.  

2.  Для создания и инвестирования проекта Создание инфраструктуры обводнения пастбищ и обеспечение водой животноводческих хозяйств (колодцы, скважины) необходимо оформление разрешения на специальное водопользование. 

При этом оформление специального разрешения в рамках процедуры, предусмотренной пунктом 8 статьи 66 Водного кодекса РК предусматривает, что разрешение на специальное водопользование выдаются физическим или юридическим лицам, имеющим: 1) на балансе соответствующие установленным требованиям и стандартам сооружения или технические устройства, при помощи которых осуществляется специальное водопользование.

По условиям договоров лизинга, имущество передаваемое в лизинг переходить в собственность лизингополучателя только после полного погашения всех платежей.

3. В соответствии с положениями статья 566 Гражданского кодекса РК, предметом лизинга не могут быть ценные бумаги и природные ресурсы.

Пунктом 73 статьи 1 Экологического кодекса РК предусмотрено, что к природным ресурсам относятся природные объекты, имеющие потребительскую ценность: земля, недра, воды, растительный и животный мир.

Пунктом 1 статьи 117 ГК РК предусмотрено, что к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Рассматриваемые объекты, предназначенные для обводнения пастбищ и обеспечения водой животноводческих хозяйств (колодцы, скважины) являются объектами недвижимого имущества. 

Подпунктом 3 статьи 4 Закона о финансовом лизинге, в отличие от Гражданского кодекса, предусматривается, что законодательными актами могут быть установлены иные ограничения на использование в качестве предмета лизинга отдельных категорий вещей и земельных участков. Ограничение лизинга земельных участков связано с тем, что согласно Земельному кодексу Республики Казахстан не все земельные участки могут находиться в частной собственности. В связи с этим лизингодатель может приобрести в собственность и передать во временное владение и пользование лизингополучателю только те земельные участки, которые могут быть предоставлены в частную собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам. 

В этой связи возникает проблема, связанная с тем, что здания (строения) объекты недвижимости (колодцы), расположенные на земельных участках, которые находятся во временном землепользовании, не могут быть переданы в лизинг. Для этого необходимо выкупить земельный участок в собственность. Из указанного ограничения вытекает другой запрет, а именно, передавать в лизинг земельный участок, который находится или может находиться только в землепользовании. 

Пунктом 3 статьи 52 Земельного кодекса РК, предусмотрено, что отчуждение права собственности либо права постоянного или права временного землепользования на земельный участок, который занят зданиями (строениями, сооружениями), а также предназначен для их эксплуатации, без соответствующего отчуждения указанной недвижимости, а равно отчуждение недвижимости без соответствующего отчуждения земельного участка, который занят указанной недвижимостью, не допускаются. 

В соответствии с Правилами субсидирование лизинга приобретения техники, входящей в состав готовых объектов, не производится, а также учитывая, что земельный участок под скважиной (колодцем) не может быть передан в лизинг

Учитывая вышеизложенное, передача в лизинг скважин (колодцев), как целостного комплекса для целей получения субсидирования в рамках процедур, предусмотренных Правилами невозможна.  

2. Ответственность. 

Эксплуатация скважин с нарушением установленных законодательством требований, в соответствии с подпунктом 8 статьи 356 КоАп РК влечет административную ответственность в виде штрафа на субъектов малого предпринимательства в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 статьи 360 КоАп РК, незаконное бурение скважин на воду и строительство водозаборов подземных вод, также влекут административную ответственность в виде штрафа на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

Учитывая такие обстоятельства, имеется необходимость в разработке иных механизмов финансирования инфраструктуры обводнения пастбищ и обеспечение водой животноводческих хозяйств (колодцы, скважины) для целей получения субсидирования. 

3. Предлагаемые варианты.

1) Существует возможность выхода с обоснованным заключением по вопросу необходимости   внесения изменений и дополнений в законодательство. Указанные обращения   инициировать в НПП РК «Атамекен» и/или в профильное Министерство. Самым перспективным в данном случае предполагается возможность получения разрешения на законодательном уровне субсидировать оборудование входящее в состав инфраструктурного комплекса обводнения пастбищ.

2) Возможно рассмотрение вопроса о передаче данного комплекса в аренду (эксплуатация оборудования) с последующим выкупом /с рассрочкой платежа.

При этом данная схема будет работать следующим образом: Между подрядчиком и Крестьянским хозяйством (далее - КХ) подписывается договор аренды, производится оформления специального водопользования, производятся работы по установке оборудования на земельном участке КХ, после чего КХ подает на субсидирование данного проекта и по условиям договора на монтаж и последующую аренду оборудования с последующим выкупом по остаточной стоимости получает субсидирование 80% от стоимости проекта. После получения субсидирования в размере 80% КХ выплачивает эти средства (часть средств) подрядчику, остальные платежи распределяются на определенный срок.  

3) Кредитование. Возможна разработка программы кредитования на приобретение    оборудования для обводнения пастбищ и обеспечение водой животноводческих хозяйств (колодцы, скважины) на КХ. Предлагаемый способ является самым выгодным для подрядчика поскольку будет предполагать выплату всех сумм, затраченных на строительство комплекса после получения кредита. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: