Какие могут быть правовые риски при осуществлении деятельности по логистике?
Вопрос:
Какие могут быть правовые риски при осуществлении деятельности по логистике?
Ответ:
Перевозка грузов – это не просто перемещение грузов с одного места на другое, а комплекс разнообразных работ, операций и услуг. Все начинается с выбором заказчиком выгодной цены и сроков, затем осуществляются заключение договора с перевозчиком, оформление таможенной
декларации грузов, транспортной документации, сдача и прием груза, размещение груза на складе и хранение, погрузочно-разгрузочная работа и полный расчет для перевозки грузов. Совокупность названных услуг называют транспортной экспедицией.
Транспортно-экспедиционная деятельность – это предпринимательская деятельность по оказанию услуг клиенту по организации перевозок грузов.
Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК РК) в главе 35 регулирует договор транспортной экспедиции как самостоятельный гражданско-правовой договор (ст. ст. 708–714).
В соответствии со ст. 708 ГК РК «по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза».
Договор транспортной экспедиции характеризуется следующими особенностями:
1) регулирует отношения, возникшие по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза;
2) сторонами являются экспедитор (услугодатель) и клиент (грузоотправитель, грузополучатель);
3) содержание – выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключать от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза;
4) в качестве дополнительных услуг договором транспортно экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.
По юридической природе, договор транспортной экспедиции является двусторонним и возмездным: экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Кроме оплаты вознаграждения за оказание экспедиционных услуг, клиент обязан выдать экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором. В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации (ст. 710 ГК РК).
Среди обязательств по оказанию услуг самый близкий к транспортной экспедиции договор – агентский договор. Так как законы, регламентирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, не запрещают осуществление таких услуг перевозчикам, то они при выполнении перевозочной деятельности используют это право. В этом случае организация транспортно-экспедиционных операций поручается транспортным агентам.
Если правовые отношения между клиентом и экспедитором определяются договором транспортной экспедиции, отношения между перевозчиком и его представителем должны регулироваться агентским договором.
Признаком, отличающим агентский договор от договоров поручения или комиссии, является то, что, выполняя поручения принципала, агент от своего имени либо от имени принципала вступает в отношения с третьими лицами. Такой признак отождествляет договор транспортной экспедиции, который охватывает право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от своего имени, с агентским договором.
По агентскому договору агент, в отличие от договора комиссии или поручения, обязуется выполнять юридические и иные действия, т.е. выполнять фактические действия, которые составляют его предмет. По этому признаку агентский договор имеет черты сходства с договором транспортной экспедиции, поскольку экспедитор для клиента выполняет такие же юридического и фактического характера разнообразные услуги.
Договор транспортной экспедиции отличается и от договора перевозки. Обязанностью экспедитора является организация перевозки. Экспедиция в отличие от перевозки не однообразна, имеет более широкое значение, поскольку деятельность экспедитора, кроме доставки груза транспортом, состоит и из других важных операций.
Если перевозчик одновременно будет выполнять обязанности экспедитора, то в данном случае будет заключаться не договор перевозки, а смешанный договор, объединяющий обязательства по перевозке грузов и по транспортной экспедиции. Смешанный договор состоит из совокупности элементов различных договоров (ст. 381 ГК РК). В связи с этим взаимоотношения сторон регулируются правилами соответствующих договоров, где имеются элементы смешанного договора, вместе с тем стороны могут договариваться и об иных условиях.
Договор транспортной экспедиции отличается от договора смешанной перевозки грузов по своей юридической природе. «Договор смешанной перевозки груза является реальным, взаимным, возмездным договором». Согласно определению, закрепленному в законодательстве, основным признаком прямой смешанной перевозки является перевозка двумя и более видами транспорта по единому перевозочному документу. Договор смешанной перевозки грузов является одним из самостоятельных договоров перевозки. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании процесса перевозки, в котором принимают участие два или более видов транспорта, а также объясняются разнообразием транспортной системы государства и различным ее технологическим уровнем, соответственно создается объективная невозможность удовлетворения требований потребителей одним видом транспорта.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РК к обязанностям экспедитора относятся выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Операции, выполняемые экспедитором, разнообразные, и они связаны с передачей груза перевозчику, с перевозкой груза, приемом груза в пункте назначения от транспортной организации. Экспедитор обязуется выполнить все операции либо некоторые из них. Осуществление действий, связанных с указанными операциями, решается соглашением сторон, например, транспортные документы заполняются иногда самим клиентом, а иногда экспедитором. Обязанности перевозки, доставки, погрузки, разгрузки груза согласуются сторонами в зависимости от вида транспортно-экспедиционного договора.
Согласно ст. 708 ГК РК с согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить груз, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.
Обязательным условием любого договора транспортной экспедиции является возложение на экспедитора выполнения как действий фактического характера, так и юридических действий. Самое важное из юридических действий, возлагаемых клиентом на экспедитора, – это заключение сделок, в том числе заключение договора перевозки. Этот договор экспедитор может заключать по отношению к перевозчику от имени клиента или от своего имени. Если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, то применяются положения главы 43 ГК РК о договоре комиссии. По этому договору правами и обязанностями обладает экспедитор в качестве отправителя груза. Если экспедитор заключает договор перевозки от имени клиента, то применяются положения главы 41 ГК РК о договоре поручения, соответствующие права и обязанности возникают у клиента, являющегося стороной этого договора.
Прежде чем принять груз к перевозке, экспедитор должен проверить объем, состояние груза. Для обеспечения сохранности груза во время транспортировки отправитель (экспедитор) должен подготовить транспортабельность груза и обеспечить его сохранность в пути следования. Грузоотправитель (либо экспедитор) должен аккуратно упаковать (груз в таре тоже), маркировать, сортировать груз. Виды тар, способы упаковки, порядок маркировки определяются государственными стандартами (п. 6 ч. 5 ст. 21 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании»).
Хранение является одним из транспортно-экспедиционных услуг фактического характера. По закону хранение груза является дополнительной услугой. На экспедитора также могут возлагаться обязанности по погрузке-разгрузке груза своими силами, средствами в качестве дополнительной услуги. Погрузка-разгрузка и сортировка груза может являться предметом договора подряда. Во время выполнения погрузки-разгрузки груза осуществляются стивидорные и тальманские услуги.
Стивидорное обслуживание – это операции по погрузке груза, размещению и укладке груза в транспортном средстве. Тальманское обслуживание включает в себя счет груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно). Обычно, кроме счета груза, тальманы выполняют ряд важных сопутствующих операций: проверку состояния грузовых мест, качества упаковки, маркировки, соответствие маркировки данным грузовых документов.
На основании ст. 803 ГК РК экспедитор заключает договор страхования и обязан передать страховой полис клиенту.
Одними из следующих важных обязанностей экспедитора являются оплата, расчет перевозчику за перевозку и предоставление клиенту подтверждающих документов. К ним относятся: расчет провозных платежей тарифов, сборов и штрафов, стоимости иных работ; оплата провозных платежей, сборов и штрафов, погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ.
Для того чтобы экспедитор имел возможность обеспечить отправку груза или прием доставленного в назначенное место груза, клиент должен ему оказать необходимую помощь. Например, он обязан выдать экспедитору перечень пункта сдачи и приема груза, адреса и реквизиты организаций, выступающих в качестве грузоотправителя или грузополучателя, и другую информацию. Эта обязанность основывается на нормах ст. 710 ГК РК, согласно которой клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки (например, таможенные, санитарные и другие документы для прохождения государственного контроля), а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором. В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до ее предоставления. Также ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанностей по предоставлению информации, несет клиент (ст. 710 ГК РК).
Обязанностям по выполнению транспортно-экспедиционных операций экспедитора соответствуют встречные обязанности клиента. Его основная ответственность – оплата вознаграждения экспедитору. Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Гражданский кодекс Республики Казахстан конкретно не регулирует обязанность клиента возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента.
В статье 714 ГК РК предусмотрено право сторон на односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. Клиент или экспедитор вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая отказ, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
В главе 35 ГК РК закреплены общие основания ответственности экспедитора. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, определяемых в соответствии с правилами главы 20 настоящего Кодекса (ст. 713). Таким образом, ответственность экспедитора определяется согласно общим правилам.
Согласно части 2 ст. 713 ГК РК, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется теми же правилами, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В таком же объеме экспедитор отвечает перед клиентом. В данном случае ответственность экспедитора определяется аналогично ответственности перевозчика, нарушившего обязательство. То есть объем ответственности экспедитора ограничивается возмещением нанесенного ущерба (ст. 705 ГК РК) или выплатой неустойки (штраф, проценты) в объеме, установленном транспортными законами.
Согласно договору транспортной экспедиции пределы ответственности клиента определяются законами (п. 4 ст. 710 ГК РК, ст. 19 Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан») или соглашением сторон. Клиент несет ответственность перед экспедитором за ущерб, нанесенный по его вине, в частности, за ущерб, причиненный экспедитору или другому лицу, перед которым экспедитор несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений. Клиент несет ответственность перед экспедитором за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах.
Логистический бизнес по своей сути является высокорисковым. Процессы транспортировки и складской обработки товаров, несмотря на все принимаемые их участниками меры предосторожности, чреваты потерей и повреждением некоторой части товара, а также нарушением графиков доставок вследствие различных факторов: от простого человеческого до непреодолимой силы.
Следствием таких случаев является возникновение убытков и необходимость их распределения в рамках претензионных и исковых процедур, в которые бывает вовлечен целый ряд участников: непосредственный перевозчик, экспедитор, грузоотправитель и грузополучатель, страховые компании. Исход каждого спора зависит от такого, насколько эффективно их участники воспользовались договорными инструментами до его возникновения и смогли ли своевременно предпринять правильные юридические шаги после возникновения спорной ситуации.
В качестве практических мер по снижению рисков перевозчиков-экспедиторов при заключении договоров следует:
1. Обращать внимание на раздел «форс-мажор».
Данный раздел часто пренебрегается сторонами, что порождает споры между сторонами, которые не могут прийти к согласию ни насчет того, что же является «форс-мажором», ни насчет органа, компетентного выдавать подтверждающий документ, а также порядка и сроков предоставления такого документа. Кроме того, крайне важно сопоставлять раздел «форс-мажор» со списком исключений из-под действия страхового полиса.
2. Полагаться на договорные инструменты управления задолженностью в большей степени, чем на судебные инструменты ее взыскания.
Коэффициент взыскания задолженности через судебные и исполнительные процедуры очень низок. Эффективными могут быть превентивные инструменты: проверка контрагента перед установлением договорных отношений, установление кредитного лимита, односторонний перевод на предоплату, использование права удержания груза, взаимозачет встречных требований и прочие.
3. Четко оговаривать объем убытков, которые возмещает перевозчик, экспедитор.
Фраза «стороны несут ответственность согласно действующему законодательству» оставляет много пространства для полета мысли, но в конечном итоге усложняет и удлиняет процесс разрешения спора. Четкое определение объема ответственности за каждое потенциальное нарушение договора (в том числе включение в него или исключение из него косвенных убытков), а также списка оснований для освобождения от ответственности – залог того, что спор завершиться уже на претензионной стадии.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Физическое лицо вправе подать исковое заявление в суд с требованием о взыскании неустойки, при этом размер требования зависит от установленного сторонами или законом процента к сумме неисполненного обязательства.
Согласно ст. 293 Гражданского кодекса РК (далее - Кодекс), неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ст. 298 Кодекса предусмотрены основания для взыскания неустойки, а именно то, что неустойка взыскивается за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии условий привлечения должника к ответственности за нарушение обязательства (ст.359 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 359 Кодекса, должник отвечает за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме, независимо от формы основного обязательства.
Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность соглашения о неустойке (ст. 294 Кодекса).
-
Раздел: Договоры Купля-продажа и поставка
Ответ:
Данный вопрос регулируется нормами Гражданского Кодекса Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан. -
Раздел: Купля-продажа и поставка Договоры
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется нормами Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 декабря 2013 года № 292 «О введении ограничений на проведение отдельных видов банковских и других операций финансовыми организациями». -
Раздел: Иные гражданские сделки Договоры
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Гражданскому Законодательству Республики Казахстан. -
Раздел: Договоры
Ответ:
Данный вопрос регулируется Трудовым Кодексом Республики Казахстан (далее - ТК РК).
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Данные правовые отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I (далее по тексту – ГК РК).
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Правовые отношения по данному вопросу регулируются Гражданским Кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), в частности статьями 387, 395, главой 4, Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон).
-
Раздел: Договоры
Ответ:
Данные правовые отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (далее по тексту – ГК РК).