Какие могут быть правовые риски при осуществлении деятельности по логистике?

Какие могут быть правовые риски при осуществлении деятельности по логистике?

05.10.2019 07:35
2952

Вопрос:

Какие могут быть правовые риски при осуществлении деятельности по логистике?

Ответ:

Перевозка грузов – это не просто перемещение грузов с одного места на другое, а комплекс разнообразных работ, операций и услуг. Все начинается с выбором заказчиком выгодной цены и сроков, затем осуществляются заключение договора с перевозчиком, оформление таможенной 

декларации грузов, транспортной документации, сдача и прием груза, размещение груза на складе и хранение, погрузочно-разгрузочная работа и полный расчет для перевозки грузов. Совокупность названных услуг называют транспортной экспедицией.

Транспортно-экспедиционная деятельность – это предпринимательская деятельность по оказанию услуг клиенту по организации перевозок грузов.

Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК РК) в главе 35 регулирует договор транспортной экспедиции как самостоятельный гражданско-правовой договор (ст. ст. 708–714).

В соответствии со ст. 708 ГК РК «по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза».

Договор транспортной экспедиции характеризуется следующими особенностями: 

1) регулирует отношения, возникшие по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза; 

2) сторонами являются экспедитор (услугодатель) и клиент (грузоотправитель, грузополучатель); 

3) содержание – выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключать от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза; 

4) в качестве дополнительных услуг договором транспортно экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

По юридической природе, договор транспортной экспедиции является двусторонним и возмездным: экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Кроме оплаты вознаграждения за оказание экспедиционных услуг, клиент обязан выдать экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором. В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации (ст. 710 ГК РК).

Среди обязательств по оказанию услуг самый близкий к транспортной экспедиции договор – агентский договор. Так как законы, регламентирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, не запрещают осуществление таких услуг перевозчикам, то они при выполнении перевозочной деятельности используют это право. В этом случае организация транспортно-экспедиционных операций поручается транспортным агентам.

Если правовые отношения между клиентом и экспедитором определяются договором транспортной экспедиции, отношения между перевозчиком и его представителем должны регулироваться агентским договором.

Признаком, отличающим агентский договор от договоров поручения или комиссии, является то, что, выполняя поручения принципала, агент от своего имени либо от имени принципала вступает в отношения с третьими лицами. Такой признак отождествляет договор транспортной экспедиции, который охватывает право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от своего имени, с агентским договором.

По агентскому договору агент, в отличие от договора комиссии или поручения, обязуется выполнять юридические и иные действия, т.е. выполнять фактические действия, которые составляют его предмет. По этому признаку агентский договор имеет черты сходства с договором транспортной экспедиции, поскольку экспедитор для клиента выполняет такие же юридического и фактического характера разнообразные услуги.

Договор транспортной экспедиции отличается и от договора перевозки. Обязанностью экспедитора является организация перевозки. Экспедиция в отличие от перевозки не однообразна, имеет более широкое значение, поскольку деятельность экспедитора, кроме доставки груза транспортом, состоит и из других важных операций. 

Если перевозчик одновременно будет выполнять обязанности экспедитора, то в данном случае будет заключаться не договор перевозки, а смешанный договор, объединяющий обязательства по перевозке грузов и по транспортной экспедиции. Смешанный договор состоит из совокупности элементов различных договоров (ст. 381 ГК РК). В связи с этим взаимоотношения сторон регулируются правилами соответствующих договоров, где имеются элементы смешанного договора, вместе с тем стороны могут договариваться и об иных условиях.

Договор транспортной экспедиции отличается от договора смешанной перевозки грузов по своей юридической природе. «Договор смешанной перевозки груза является реальным, взаимным, возмездным договором». Согласно определению, закрепленному в законодательстве, основным признаком прямой смешанной перевозки является перевозка двумя и более видами транспорта по единому перевозочному документу. Договор смешанной перевозки грузов является одним из самостоятельных договоров перевозки. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании процесса перевозки, в котором принимают участие два или более видов транспорта, а также объясняются разнообразием транспортной системы государства и различным ее технологическим уровнем, соответственно создается объективная невозможность удовлетворения требований потребителей одним видом транспорта.

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РК к обязанностям экспедитора относятся выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Операции, выполняемые экспедитором, разнообразные, и они связаны с передачей груза перевозчику, с перевозкой груза, приемом груза в пункте назначения от транспортной организации. Экспедитор обязуется выполнить все операции либо некоторые из них. Осуществление действий, связанных с указанными операциями, решается соглашением сторон, например, транспортные документы заполняются иногда самим клиентом, а иногда экспедитором. Обязанности перевозки, доставки, погрузки, разгрузки груза согласуются сторонами в зависимости от вида транспортно-экспедиционного договора.

Согласно ст. 708 ГК РК с согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить груз, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.

Обязательным  условием  любого  договора  транспортной  экспедиции   является   возложение на экспедитора выполнения как действий фактического характера, так и юридических действий. Самое важное из юридических действий, возлагаемых клиентом на экспедитора, – это заключение сделок, в том числе заключение договора перевозки. Этот договор экспедитор может заключать по отношению к перевозчику от имени клиента или от своего имени. Если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, то применяются положения главы 43 ГК РК о договоре комиссии. По этому договору правами и обязанностями обладает экспедитор в качестве отправителя груза. Если экспедитор заключает договор перевозки от имени клиента, то применяются положения главы 41 ГК РК о договоре поручения, соответствующие права и обязанности возникают у клиента, являющегося стороной этого договора.

Прежде чем принять груз к перевозке, экспедитор должен проверить объем, состояние груза.  Для обеспечения сохранности груза во время транспортировки отправитель (экспедитор) должен подготовить транспортабельность груза и обеспечить его сохранность в пути следования. Грузоотправитель (либо экспедитор) должен аккуратно упаковать (груз в таре тоже), маркировать, сортировать груз. Виды тар, способы упаковки, порядок маркировки определяются государственными стандартами (п. 6 ч. 5 ст. 21 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании»). 

Хранение  является  одним  из  транспортно-экспедиционных  услуг  фактического  характера. По закону хранение груза является дополнительной услугой. На экспедитора также могут возлагаться обязанности по погрузке-разгрузке груза своими силами, средствами в качестве дополнительной услуги. Погрузка-разгрузка и сортировка груза может являться предметом договора подряда. Во время выполнения погрузки-разгрузки груза осуществляются стивидорные и тальманские услуги.

Стивидорное обслуживание  – это операции по погрузке груза, размещению и укладке груза в транспортном средстве. Тальманское обслуживание включает в себя счет груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно). Обычно, кроме счета груза, тальманы выполняют ряд важных сопутствующих операций: проверку состояния грузовых мест, качества упаковки, маркировки, соответствие маркировки данным грузовых документов.

На основании ст. 803 ГК РК экспедитор заключает договор страхования и обязан передать страховой полис клиенту. 

Одними из следующих важных обязанностей экспедитора являются оплата, расчет перевозчику за перевозку и предоставление клиенту подтверждающих документов. К ним относятся: расчет провозных платежей тарифов, сборов и штрафов, стоимости иных работ; оплата провозных платежей, сборов и штрафов, погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ.

Для того чтобы экспедитор имел возможность обеспечить отправку груза или прием доставленного в назначенное место груза, клиент должен ему оказать необходимую помощь. Например, он обязан выдать экспедитору перечень пункта сдачи и приема груза, адреса и реквизиты организаций, выступающих в качестве грузоотправителя или грузополучателя, и другую информацию. Эта обязанность основывается на нормах ст. 710 ГК РК, согласно которой клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки (например, таможенные, санитарные и другие документы для прохождения государственного контроля), а также иную информацию, необходимую  для  исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором. В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до ее предоставления. Также ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанностей по предоставлению информации, несет клиент (ст. 710 ГК РК).

Обязанностям по выполнению транспортно-экспедиционных операций экспедитора соответствуют встречные обязанности клиента. Его основная ответственность – оплата вознаграждения экспедитору. Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Гражданский кодекс Республики Казахстан конкретно не регулирует обязанность клиента возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента.

В статье 714 ГК РК предусмотрено право сторон на односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. Клиент или экспедитор вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая отказ, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

В главе 35 ГК РК закреплены общие основания ответственности экспедитора. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, определяемых в соответствии с правилами главы 20 настоящего Кодекса (ст. 713). Таким образом, ответственность экспедитора определяется согласно общим правилам.

Согласно части 2 ст. 713 ГК РК, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется теми же правилами, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.  В таком же объеме экспедитор отвечает перед клиентом. В данном случае ответственность экспедитора определяется аналогично ответственности перевозчика, нарушившего обязательство. То есть объем ответственности экспедитора ограничивается возмещением нанесенного ущерба (ст. 705 ГК РК) или выплатой неустойки (штраф, проценты) в объеме, установленном транспортными законами.

Согласно договору транспортной экспедиции пределы ответственности клиента определяются законами (п. 4 ст. 710 ГК РК, ст. 19 Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан») или соглашением сторон. Клиент несет ответственность перед экспедитором за ущерб, нанесенный по его вине, в частности, за ущерб, причиненный экспедитору или другому лицу, перед которым экспедитор несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений. Клиент несет ответственность перед экспедитором за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах. 

Логистический бизнес по своей сути является высокорисковым. Процессы транспортировки и складской обработки товаров, несмотря на все принимаемые их участниками меры предосторожности, чреваты потерей и повреждением некоторой части товара, а также нарушением графиков доставок вследствие различных факторов: от простого человеческого до непреодолимой силы. 

Следствием таких случаев является возникновение убытков и необходимость их распределения в рамках претензионных и исковых процедур, в которые бывает вовлечен целый ряд участников: непосредственный перевозчик, экспедитор, грузоотправитель и грузополучатель, страховые компании. Исход каждого спора зависит от такого, насколько эффективно их участники воспользовались договорными инструментами до его возникновения и смогли ли своевременно предпринять правильные юридические шаги после возникновения спорной ситуации. 

В качестве практических мер по снижению рисков перевозчиков-экспедиторов при заключении договоров следует:
1. Обращать внимание на раздел «форс-мажор».

Данный раздел часто пренебрегается сторонами, что порождает споры между сторонами, которые не могут прийти к согласию ни насчет того, что же является «форс-мажором», ни насчет органа, компетентного выдавать подтверждающий документ, а также порядка и сроков предоставления такого документа. Кроме того, крайне важно сопоставлять раздел «форс-мажор» со списком исключений из-под действия страхового полиса.

2. Полагаться на договорные инструменты управления задолженностью в большей степени, чем на судебные инструменты ее взыскания.

Коэффициент взыскания задолженности через судебные и исполнительные процедуры очень низок. Эффективными могут быть превентивные инструменты: проверка контрагента перед установлением договорных отношений, установление кредитного лимита, односторонний перевод на предоплату, использование права удержания груза, взаимозачет встречных требований и прочие.

3. Четко оговаривать объем убытков, которые возмещает перевозчик, экспедитор.

Фраза «стороны несут ответственность согласно действующему законодательству» оставляет много пространства для полета мысли, но в конечном итоге усложняет и удлиняет процесс разрешения спора. Четкое определение объема ответственности за каждое потенциальное нарушение договора (в том числе включение в него или исключение из него косвенных убытков), а также списка оснований для освобождения от ответственности – залог того, что спор завершиться уже на претензионной стадии.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: