Каково правовое регулирование деятельности Ломбардов?

Каково правовое регулирование деятельности Ломбардов?

05.03.2019 06:58
2175
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Ответ:

Согласно  пп.1 п.1 ст. ст. 328 ГК РК исключительной деятельностью ломбарда является предоставление краткосрочных займов. Поэтому отсутствие сроков погашения займа или их большой срок является нарушением закона.

Несмотря на то, что в законодательстве Республики Казахстан (РК) нет четкого определения краткосрочных займов, в статье 460 ГК РК есть определение долгосрочного договора – договор со сроком более одного года, и в соответствии со стандартами бухгалтерского учета к долгосрочным обязательствам относят обязательства, срок исполнения по которым превышает 12 месяцев. Следовательно, можно прийти к выводу, что краткосрочные займы ломбард может выдавать только на срок менее 12 месяцев. Но в основном, большинство ломбардов соблюдают требования закона и выдают займы на срок от 10 до 30 календарных дней.

Также, зачастую ломбарды принимают в залог только ювелирные изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Это соответствует требованиям закона, так как для приема в залог аффинированных драгоценных металлов в слитках и монет из драгоценных металлов исходя из смысла пп. 1 п.11 ст. 30 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» требуется лицензия уполномоченного органа.

Принимается в залог ломбардом и движимое имущество, предназначенное для личного пользования. Отсюда следует, что  ломбард не может принимать движимое имущество, не предназначенное для личного пользования, или имущество, принадлежащее юридическим лицам.

Таким образом, в зависимости от специализации, ломбарды принимают бытовые вещи, теле-видео технику, фото-кино-аппаратуру, сотовые телефоны, меховые изделия, автотранспорт и другое имущество для личного пользования.

Необходимо знать, что в соответствии с п.3 ст. 301 ГК РК залог отдельных видов имущества, в частности имущества граждан, на которое не допускается обращение взыскания, может быть законодательными актами запрещен или ограничен.

То есть, согласно ст. 61 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» взыскание по исполнительным документам не может быть обращено, в частности, на все детские принадлежности, инвентарь (в том числе пособия и книги), необходимый для продолжения профессиональных занятий, транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов, технические вспомогательные (компенсаторные) средства и специальные средства передвижения инвалидов, международные, государственные и иные призы.

На основании вышеизложенного, вышеуказанное имущество не может быть предметом залога, как например, детская обувь, изготовленная известными дизайнерами и или детские вещи, имеющие коллекционную ценность.

Допускается право залога на имущество, поступающее в собственность или хозяйственное ведение залогодателя в будущем (п. 2 ст. 301 ГК РК).

В свою очередь нужно помнить, что, в данном случае эта норма не распространяется на ломбарды по основаниям, что:

  • ломбарды могут предоставлять краткосрочные займы только под залог движимого имущества (п.1 ст. 328 ГК РК);
  • договор о залоге вещей в ломбарде должен быть оформлен выдачей ломбардом залогового билета и может содержать требование о страховании залогового имущества. Страхование залогового имущества осуществляется за счет ломбарда (п.2 ст. 328 ГК РК);
  • ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами (п.3 ст. 328 ГК РК);
  • ломбард несет ответственность за утрату и повреждение заложенных вещей, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы (п.4 ст. 328 ГК РК);
  • договор хранения вещи в ломбарде должен быть оформлен выдачей ломбардом именной сохранной квитанции (п. 1 ст. 784 ГК РК).

Следует, необходимо помнить, что ломбард  не может  выдавать краткосрочные займы под залог движимого имущества, предназначенного для личного пользования, поступающего в будущем, так как при заключении договора о залоге и хранения, ломбард обязан  выдать залоговый билет и именную сохранную квитанцию.

При этом также согласно  ст. 784 ГК РК, предусмотрена  прямая  обязанность ломбарда страховать в пользу поклажедателя принятую на хранение вещь в полной сумме ее оценки. То есть, вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещь такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте ее принятия на хранение. После, ломбард обязан страховать в пользу поклажедателя принятую на хранение вещь в полной сумме ее оценки.

Законодательством предусмотрено определенный вид документов, подлежащих выдаче поклажедателю, это:

  • залоговый билет (п. 2 ст. 328 ГК РК);
  • именная сохранная квитанция (п. 1 ст. 784 ГК РК).

Также, согласно ст. 785 ГК РК при уклонении поклажедателя от обратного получения вещи ломбард обязан хранить ее в течение трех месяцев. По истечении этого срока невостребованная вещь может быть продана ломбардом в порядке, установленном пунктом 2 статьи 781 ГК РК, которая гласит, что: «При уклонении поклажедателя от получения своей вещи хранитель вправе требовать после предупреждения не менее чем за месяц реализации вещи в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором».

Условия договора о залоге вещей в ломбарде, ограничивающие права залогодателя по сравнению с правами, предоставленными ему настоящим Гражданским Кодексом, не действительны с момента заключения договора. Вместо таких условий применяются соответствующие положения настоящего Кодекса (п.6 ст. 328 ГК РК).

Следовательно, поклажедатели (залогодатели) вещей имеют право требовать свое залоговое имущество в течение трех месяцев и при нарушении этих правил, вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного материального ущерба.

Ломбарды обязаны соблюдать требования, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с нормами пункта 5 статьи 328 ГК РК ломбарды о начале или прекращении своей деятельности обязаны его уведомить в порядке, установленном Законом РК «О разрешениях и уведомлениях». Уведомления направляются заявителями в государственный орган, осуществляющий прием уведомлений посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений. 

Уже потом, предприниматель  вправе начать или обязан прекратить осуществление деятельности или определенных действий сразу после направления соответствующего уведомления, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в уведомлении и (или) прилагаемых к уведомлению документах, несет заявитель.

Согласно Правилам приема уведомлений уведомление может быть подано на бумажном носителе и электронно. Уведомление подается непосредственно должностному лицу принимающей организации (при подаче уведомления на бумажном носителе) или направляется в государственный орган, осуществляющий прием уведомлений посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений (при направлении уведомления в электронной форме).

Согласно статье 47 Закона о разрешениях по обращениям заявителей государственные органы, осуществляющие прием уведомления, в течение 3х рабочих дней со дня обращения выдают заявителям выписки из государственного электронного реестра разрешений и уведомлений о направленных заявителями уведомлениях. Уведомить уполномоченный орган можно электронно, зарегистрировавшись на сайте www.kfm.gov.kz, используя Электронную цифровую подпись.

Ломбард является субъектом финансового мониторинга и обязан в случаях:

  • осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, на сумму, которая равна или превышает сумму, равную или превышающую 3 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 тенге или превышающей ее, в том числе подозрительных операций;
  • наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте;
  • осуществлять надлежащую проверку своих клиентов.

Так,  согласно статье 5 Закона о противодействии легализации доходов –  ломбарды, как субъекты финансового мониторинга, должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников включает осуществление следующих мер:

  • фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица: данные документа, удостоверяющего его личность, ИИН, а также юридический адрес;
  • фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица (филиала, представительства): данные справки о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), БИН либо номер, под которым юридическое лицо-нерезидент зарегистрировано в иностранном государстве, а также адрес места нахождения;
  • выявление бенефициарного собственника и фиксирование сведений, необходимых для его идентификации и установление структуры его собственности и управления.

Согласно статье 13 Закона о противодействии легализации доходов ломбарды как субъекты финансового мониторинга обязаны отказать физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, а также отказать в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, если невозможно установить информацию о клиентах, указанную выше.

Согласно статье 10 Закона о противодействии легализации отходов ломбарды должны документально фиксировать сведения и информацию о ломбардных операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и предоставляться в уполномоченный орган на казахском или русском зыках электронным способом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, посредством выделенных каналов связи.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: