Президентом подписан закон «Об искусственном интеллекте». Согласно этому закону, вводится обязательная маркировка ИИ-контента. Какими нормативными актами регулируется процесс маркировки, разработаны требования к маркировке, какой гос. орган будет отвечать за маркировку ИИ-контента? Сроки маркировки?
Вопрос:
Президентом подписан закон «Об искусственном интеллекте». Согласно этому закону, вводится обязательная маркировка ИИ-контента. Какими нормативными актами регулируется процесс маркировки, разработаны требования к маркировке, какой гос. орган будет отвечать за маркировку ИИ-контента? Сроки маркировки?
Ответ:
Согласно пп.4, 10, ст. 1 ЗРК от 17 ноября 2025 года № 230-VIII «Об искусственном интеллекте» (вступает в законную силу 18 января 2026 года) основные понятия, используемые в настоящем Законе:
4) синтетические результаты деятельности систем искусственного интеллекта - изображение, видео, аудио, тексты или их комбинации, созданные или измененные системой искусственного интеллекта, имитирующие внешность, голос, поведение физического лица или события, которые фактически не происходили;
10) уполномоченный орган в сфере искусственного интеллекта (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере искусственного интеллекта.
При этом:
- Уже сейчас именно этот Закон является основным НПА, вводящим обязанность маркировать ИИ-контент (синтетические результаты).
- Он же закрепляет, что маркировкой охватываются именно «синтетические результаты деятельности систем ИИ» (deepfake-видео, изображения, тексты и т.п.).
Далее сам механизм маркировки закреплен в статье 21:
1. Пользователи должны быть проинформированы о том, что товары, работы и услуги произведены или оказываются с использованием систем искусственного интеллекта.
2. Распространение синтетических результатов деятельности систем искусственного интеллекта допускается только при условии их маркировки в машиночитаемой форме и сопровождения визуальной либо иной формой предупреждения, обеспечивающей возможность восприятия пользователем без применения методов, затрудняющих такое восприятие.
3. Ответственность за информирование пользователей о синтетических результатах деятельности систем искусственного интеллекта возлагается на собственников или владельцев таких систем.
4. Требования к принятию решений на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных устанавливаются законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
5. Обязанность по обеспечению соответствия результатов деятельности систем искусственного интеллекта требованиям законодательства Республики Казахстан возлагается на собственников и (или) владельцев систем искусственного интеллекта.
Вывод по этой норме:
– Обязанность по маркировке установлена напрямую законом.
– Минимальные требования уже определены:
• маркировка должна быть в машиночитаемой форме;
• обязательно наличие визуальных и (или) иных воспринимаемых пользователем предупреждений «создано или изменено системой ИИ».
– Более детальные требования (формат, текст предупреждения, вид пиктограммы, требования к расположению и т.п.) должны быть установлены отдельными актами законодательства РК, но сам закон отсылает к ним и не конкретизирует.
Порядок и технические детали машиночитаемых форм закреплены в статье 22:
1. В целях обеспечения прозрачности и подотчетности в сфере искусственного интеллекта применяются машиночитаемые формы, позволяющие автоматизированным способом фиксировать и распознавать информацию.
2. Машиночитаемые формы должны обеспечивать однозначное и автоматическое распознавание соответствующих условий системами искусственного интеллекта и иными средствами обработки данных.
3. Порядок разработки, применения и распространения машиночитаемых форм определяется уполномоченным органом.
Вывод по этой норме:
- Закон прямо указывает, что конкретный порядок машиночитаемой маркировки будет установлен уполномоченным органом отдельным подзаконным актом (например, Правилами).
- На дату ответа отдельные «Правила маркировки ИИ-контента» или аналогичный подзаконный акт в системе «Параграф» (online.zakon.kz) не размещены и не действуют.
- Следовательно, сейчас действует только общий императив: маркировать в машиночитаемой форме + визуальное/иное предупреждение, без детальной технической регламентации.
Ответственность за нарушения в общем виде закреплена в статье 30 того же Закона, нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере искусственного интеллекта влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
То есть:
- Конкретные составы правонарушений и санкции устанавливаются другими законами (например, КоАП РК) по мере их приведения в соответствие с Законом об ИИ.
- Сам Закон «Об искусственном интеллекте» пока только отсылает к будущим (или уже внесенным) изменениям в иные акты.
Важно: маркировка ИИ-контента также «вшивается» в отраслевое законодательство — в сфере защиты прав потребителей и масс-медиа.
Согласно ЗРК от 17 ноября 2025 года № 231-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам искусственного интеллекта и цифровизации», внесли такие изменения:
- в ЗРК от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» «статью 27 дополнить пунктом 6 -следующего содержания: «6. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан информировать потребителя о возможном риске и об условиях безопасного использования товара (работы, услуги), содержащего (содержащей) компоненты искусственного интеллекта (произведенного, выполняемой и (или) оказываемой системой искусственного интеллекта), указав необходимую информацию в документации, прилагаемой к товару (работе, услуге), на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг)»;
- в ЗРК от 19 июня 2024 года «О масс-медиа»: «статью 14 дополнить пунктом 7 следующего содержания: «7. Распространение продукции масс-медиа, созданной с использованием системы искусственного интеллекта, допускается только в случае обеспечения информирования о такой продукции в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об искусственном интеллекте».
Вывод:
- Для товаров и услуг с компонентами ИИ вводится прямая обязанность информировать потребителя через маркировку/информацию на документации, таре, этикетках и т.п.
- Для продукции масс-медиа (новости, программы, иное медиаконтент), созданной с использованием ИИ, вводится запрет на распространение без информирования аудитории
- то есть маркировка ИИ-происхождения становится условием допустимости распространения.
Какой госорган отвечает за маркировку ИИ-контента
Понятие «уполномоченный орган» дано в ст.1 Закона «Об искусственном интеллекте» (см. выше — пп.10). Конкретная структура, отвечающая за сферу ИИ, установлена постановлением Правительства РК от 9 октября 2025 года № 846 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2025 года № 997 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления»:
«1. Утвердить прилагаемые:
1. Положение о Министерстве искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан (далее – Положение);
2. Определить: Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан уполномоченным органом по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления в отношении республиканских юридических лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 приложения 1 к настоящему постановлению.
Положение о Министерстве искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан:
«1. Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан (далее – Министерство) является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сферах … а также в области … управления данными (далее – регулируемые сферы).»
(Постановление Правительства РК от 09.10.2025 № 846
В совокупности с определением «уполномоченного органа» в ст.1 Закона «Об искусственном интеллекте» это означает, что:
- уполномоченным органом в сфере искусственного интеллекта, в том числе по вопросам машиночитаемых форм и маркировки синтетических результатов деятельности систем ИИ, является Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан;
- именно это Министерство должно утвердить порядок разработки, применения и распространения машиночитаемых форм в сфере ИИ (т.е. детализировать, как технически маркировать ИИ-контент).
Разработаны ли уже подробные требования к маркировке
Исходя из анализа действующей базы НПА:
- специального подзаконного акта «Правила маркировки ИИ-контента» или «Правила разработки и применения машиночитаемых форм для синтетических результатов деятельности систем искусственного интеллекта» пока нет;
- действует только сам Закон «Об искусственном интеллекте» и Закон № 231-VIII с изложенными выше общими требованиями к информированию;
- порядок разработки, применения и распространения машиночитаемых форм будет утверждаться приказом уполномоченного органа (Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития), но такой приказ на момент ответа не принят и не опубликован в эталонных НПА.
Таким образом, Вам уже сейчас необходимо:
- Классифицировать создаваемый Вами контент и продукты на предмет отнесения к «синтетическим результатам деятельности систем искусственного интеллекта» (ст.1 пп.4).
- Ввести временную внутреннюю политику: при использовании ИИ всегда явно указывать пользователю, что контент создан/изменен с применением ИИ (например, фразой «создано с использованием системы искусственного интеллекта» в описании, титрах, подписях и т.п.).
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) его предоставления.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно пп.4, 10, ст. 1 ЗРК от 17 ноября 2025 года № 230-VIII «Об искусственном интеллекте» (вступает в законную силу 18 января 2026 года) основные понятия, используемые в настоящем Законе:
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Регистрация товаров в Национальном каталоге товаров (НКТ) для вашего ТОО, как производителя и импортера пищевой продукции, будет обязательной с 1 января 2026 года.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с законодательством Республики Казахстан обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе лифтов, возникает не из факта проживания, а из права собственности на помещение в этом доме.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно Статьям 108 и 109 Приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, за исключением городов республиканского значения, столицы»
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан «О рекламе» (далее – Закон), рекламой признаётся любая информация, распространяемая или размещаемая в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределённому кругу лиц и направлена на формирование или поддержание интереса к физическому или юридическому лицу, его товарам, товарным знакам, работам или услугам, а также способствует их реализации.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Смена адреса объекта недвижимости населённого пункта в РК производится на основании соответствующего нормативного правового акта, выпущенного уполномоченным органом, как правило, акиматом;
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии со статьёй 7 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства» эксплуатация транспортного средства в случае незаключения договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств не допускается.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии со статьёй 24 Трудового кодекса РК По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, …, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату;
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
1. Нормативная база
Правовое регулирование процедуры получения индустриального сертификата осуществляется:
- Законом РК «О Национальной палате предпринимателей РК» (пп. 13 п. 4 ст. 21).
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Статья 8 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан предусматривает, что:
1. Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются.