Какую отчетность и куда, кроме КГД, нужно сдавать и какие отчисления делать при приеме на работу гражданина РФ?
Вопрос:
Какую отчетность и куда, кроме КГД, нужно сдавать и какие отчисления делать при приеме на работу гражданина РФ?
Ответ:
Если работник-иностранный гражданин в целях налогообложения признается резидентом РК, т.е. находится в РК не менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном 12-месячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде:
В соответствии с п. 1 ст. 317 Налогового кодекса РК по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, гражданина РК, иностранца или лица без гражданства, являющегося резидентом РК, исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом в порядке и сроки, которые установлены главой 35, параграфом 1 главы 36, главой 38 и статьей 657 Налогового кодекса РК, по ставкам, предусмотренным ст. 320 Налогового кодекса РК.
Согласно пп. 1) ст. 321 Налогового кодекса РК (глава 35) в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов, в т.ч. доход работника.
Положениями п. 1 ст. 322 Налогового кодекса РК (параграф 1 главы 36) доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:
1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;
2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со ст. 323 Налогового кодекса РК;
3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со ст. 324 Налогового кодекса РК.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 320 Налогового кодекса РК ставка ИПН у источника выплаты составляет 10%.
Таким образом, с дохода работника-иностранного гражданина, признаваемого резидентом РК, ИПН у источника выплаты удерживается по ставке 10% с применением налоговых вычетов согласно ст. 342 Налогового кодекса РК.
2. Если работник-иностранный гражданин в целях налогообложения НЕ признается резидентом РК, т.е. находится в РК менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном 12-месячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде:
В соответствии с п. 3 ст. 317 Налогового кодекса РК по доходам физического лица-нерезидента исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке и сроки, которые установлены главой 74 Налогового кодекса РК, по ставкам, предусмотренным ст. 320 и 646 Налогового кодекса РК.
Согласно положениям п. 3 ст. 655 Налогового кодекса РК (глава 74) исчисление ИПН по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 319 Налогового кодекса РК, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной п. 1 ст. 320 Налогового кодекса РК, к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные п. 1 ст. 322 Налогового кодекса РК:
- от деятельности в РК по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
- от деятельности в РК в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.
На основании вышеизложенного, с дохода работника-иностранного гражданина, признаваемого НЕРЕЗИДЕНТОМ РК, ИПН у источника выплаты удерживается по ставке 10% БЕЗ применения налоговых вычетов согласно ст. 342 Налогового кодекса РК.
Социальный налог:
В соответствии с пп. 1) п. 2 ст. 484 Налогового кодекса РК объектом налогообложения для плательщиков, указанных в пп. 3), 4) и 5) п. 1 ст. 482 Налогового кодекса РК, являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в п. 1 ст. 322 Налогового кодекса РК (в том числе расходы работодателя, указанные в пп. 20), 23) и 24) п. 1 ст. 644 Налогового кодекса РК).
Согласно положениям п. 1 ст. 485 Налогового кодекса РК социальный налог исчисляется по ставке 9,5%.
Исходя из положений пп. 2) п. 1 ст. 700 Налогового кодекса РК производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы, применяющие СНР, вправе уменьшить на 70% процентов сумму социального налога – по объектам налогообложения, связанным с осуществлением деятельности, указанной в п. 2 ст. 698 Налогового кодекса РК.
На основании вышеизложенного, независимо от того, признается иди не признается работник-иностранный гражданин резидентом РК в целях налогообложения, работодатель в любом случае обязан исчислять с дохода такого работника и уплачивать социальный налог в бюджет аналогично, как и по другим работникам-гражданам РК.
ОПВ, СО, ОСМС:
Положения Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК»:
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК», если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Положения Закона РК «Об обязательном социальном страховании»:
В соответствии с положениями ст. 6 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, оралманы пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами РК.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона РК «Об обязательном социальном страховании», если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Положения Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»:
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 2 Закона РК «Об обязательном социальном мдицинском страховании»:
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного РК, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Членами семьи иностранцев являются совместно проживающие супруг (супруга) и дети.
Положения Закона РК «О правовом положении иностранцев»:
В соответствии с положениями ст. 4 Закона РК «О правовом положении иностранцев» постоянно проживающими в РК признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством РК т.е. постоянно проживающими в РК признаются иностранцы, имеющие вид на жительство в РК.
Положения международного договора – Договора о ЕАЭС:
В соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов ЕАЭС засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭС.
На основании вышеизложенного, работник-иностранный гражданин из РФ не признается постоянно проживающим в РК, т.к. не имеет вид на жительство в РК.
Вместе с тем, между государствами-членами ЕАЭС действует международный договор (Договор о ЕАЭС), который выше национального законодательства РК.
Следовательно, с дохода работника-иностранного гражданина из РФ:
- не исчисляются ОПВ в РК, т.к. пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕАЭС регулируется законодательством государства постоянного проживания (РФ);
- исчисляются отчисления на ОСМС и социальные отчисления в РК, т.к. социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов ЕАЭС осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (РК).
Налоговая отчетность:
Доходы работника-иностранного гражданина, налоги и социальные платежи с него отражаются в форме 200.00, которая предоставляется налоговым агентом (Вашей Компанией).
Других обязательств по налогам и отчетности у самого работника не возникают, если он получает только доход как работник согласно трудовому договору.
Если данное лицо будет получать иные доходы, которые за пределами трудового договора, то у директора могут возникнуть обязательства по самостоятельному исполнению налоговых обязательств. В каждом случае их нужно определять индивидуально.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Вид на жительство – это документ, подтверждающий право иностранца на постоянное проживание в РК.
Для его оформления необходимо получить разрешение на постоянное проживание на территории Казахстана. Разрешение выдается в территориальных департаментах полиции.
-
Ответ:
Законом Республики Казахстан ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе. Российская Федерация – страна-участница Договора ЕАЭС, согласно которому жители стран-участниц могут трудоустраиваться на общих основаниях, как и граждане нашей страны, ограничения для иностранных граждан на них не распространяются.
-
Работник оформляет гражданство РФ, получит в июне, каковы действия работодателя, процесс оформления?
Ответ:
В рамках интеграционных объединений Республика Казахстан взаимодействует с государствами-членами Евразийского экономического союза. С 1 января 2015г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союза, государствами-членами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.
-
Ответ:
ИИН и ЭЦП получают только лично, поэтому нужно приехать в страну. Они нужны, чтобы заходить на сайт egov.kz — местный аналог Госуслуг, через который выполняют почти все операции, в том числе и регистрацию компаний.
-
Ответ:
Согласно Приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 279 регулируется Порядок и условий выдачи или продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода.
-
Ответ:
Российская Федерация является членом «Евразийский экономический союз» (ЕАЭС) (далее – государство-член). В соответствии с п. 1 ст. 97 «Договора о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года (далее – Договор),
-
Ответ:
Согласно пункту 38 Приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 279 «Об утверждении Правил и условий выдачи или продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода» (далее – Приказ) выданное местным исполнительным органом разрешение не подлежит передаче другим работодателям, действует только на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
-
Ответ:
Согласно п. 5 и 9 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
-
Ответ:
Для привлечения иностранной рабочей силы работодатели ежегодно до 1 октября, представляют в местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы (далее – местные исполнительные органы), на территории которых предусматривается осуществление иностранными работниками трудовой деятельности, потребность в иностранной рабочей силе по форме согласно приложению 1
-
Ответ:
Иностранцам ИИН нужен для:
- открытия текущего счета в казахстанских банках;
- если иностранец получает доходы из источников в Казахстане;
- приобретения имущества в Казахстане, которое облагается налогами, к примеру автомобиля;