Можно ли расторгнуть Договор о государственных закупках услуг (Аренда здания, помещений) по инициативе Поставщика?
Вопрос:
Можно ли расторгнуть Договор о государственных закупках услуг (Аренда здания, помещений) по инициативе Поставщика?
Ответ:
Действующий Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) не предусматривает право поставщика на расторжение договора по собственной инициативе.
Предусмотренный пунктом 7.4. Типового договора государственных закупок услуг случай содержит указание на возможность одностороннего отказа поставщика от исполнения договора.
Пункт 7.4. Типового договора государственных закупок услуг, утвержденного Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила): В случае отказа Поставщика от оказания Услуг или просрочки оказания Услуг на срок более одного месяца со дня истечения срока оказания Услуг по Договору, но не позднее срока окончания действия Договора, Заказчик имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке с взысканием с Поставщика суммы неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1 % от общей суммы Договора за каждый день просрочки.
Однако, в случае возникновения указанной в данном пункте ситуации, помимо обязанности уплатить неустойку, для поставщика возникает такое негативное последствие, как включение в Реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Часть 4 статьи 12 Закона: Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
В связи с отсутствием в Законе норм относительно инициирования поставщиком расторжения договора аренды (имущественного найма), обратимся к Гражданскому Кодексу РК (далее – ГК РК, Кодекс).
По требованию одной из сторон договор имущественного найма (аренды) может быть изменен или расторгнут досрочно в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законодательными актами или договором (часть 1 статьи 556 ГК РК).
По требованию наймодателя договор имущественного найма может быть расторгнут и имущество возвращено наймодателю в следующих случаях (часть 2 статьи 556 ГК РК):
1) если наниматель пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества, несмотря на письменное предупреждение наймодателя о прекращении таких действий;
2) если наниматель умышленно или по неосторожности существенно ухудшает имущество;
3) если наниматель более двух раз по истечении установленного договором срока платежа не вносит плату за пользование имуществом;
4) если наниматель не производит капитального ремонта имущества в установленные договором найма сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законодательными актами или договором обязанность капитального ремонта лежит на нанимателе.
Наймодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после предоставления нанимателю возможности исполнения своего обязательства в разумный срок.Следует обратить внимание, что помимо прочих прав, заказчик как арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, в соответствии с частью 1 статьи 557 ГК РК, имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора имущественного найма (аренды) на новый срок, если иное не предусмотрено договором или законодательными актами.
При этом, стороны, при заключении договора на новый срок могут изменить условия договора по соглашению сторон (часть 2 статьи 557 ГК РК).
Если наймодатель отказал нанимателю в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора заключил договор имущественного найма с другим лицом, наниматель вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор, либо только возмещения убытков (часть 3 статьи 557 ГК РК).
В срок, указанный в договоре имущественного найма, а если в договоре такой срок не указан, то в разумный срок до окончания действия договора, заказчик обязан уведомить поставщика о желании заключить договора имущественного найма (аренды) на новый срок. Уведомление должно быть осуществлено письменно (часть 1 статьи 557 ГК РК).
Вывод: таким образом, по инициативе поставщика договор может быть расторгнут (имеется ввиду до даты истечения его срока, до 31.12.2019 года) в судебном порядке при наличии одного из оснований, перечисленных выше (абзацы 11-16 настоящего ответа).
Однако, стороны могут расторгнуть договор обоюдно путем подписания соглашения о расторжении договора. Техническая возможность для этого на веб-портале государственных закупок имеется.
Поставщику следует иметь ввиду:
- преимущественное право заказчика на заключение договора аренды на новый срок, при условии, что заказчик исполнял свои обязанности добросовестно. Данного права заказчик не имеет, если об этом прямо прописано в договоре государственных закупок или в одном из его приложений (например, в технической спецификации);
- обязанность заказчика письменно уведомить в срок, указанный в договоре, а при его отсутствии – в разумный срок, о своем намерении заключить договор аренды на новый срок (во избежание заключения поставщиком договора аренды с иным контрагентом на то же самое имущество).
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Возможность установления срока оплаты 2 месяца в договоре о государственных закупках не предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
-
Ответ:
Документы об исполнении договора о государственных закупках оформляются исключительно в электронной форме, в том числе: акт выполненных работ, акт приема-передачи товара, акт оказанных услуг, счет-фактура (ЭСФ).
-
Ответ:
Действующим законодательством, в частности Законом РК «О государственных закупках» возможность признания заказчика «недобросовестным заказчиком» не предусмотрено.
-
Ответ:
Договор о государственных закупках может быть расторгнут по обоюдному (соглашению) сторон в случае нецелесообразности его дальнейшего исполнения.
-
Ответ:
Инструкция по расторжению состоит из четырех действий:
- отправка уведомления о намерении расторгнуть Договор о государственных закупках Поставщику:
- заполнение и подписание заявление на удержание обеспечения заявки;
- отправка уведомления о намерении расторгнуть Договор о государственных закупках Поставщику:
-
Ответ:
После подписания договора поставщиком, договор направляется в камеральный контроль Комитета казначейства РК, где проверяется основание и законность заключения, того или иного вида договора о государственных закупках.
-
Ответ:
Заключение дополнительного соглашения с Заказчиком возможно, если у Товаров будут более лучшие качественные и (или) технические характеристики, при условии неизменности цены за единицу.
-
Ответ:
Избежать ответственности невозможно, так как данная заявка - является формой выражения согласия осуществить поставку товара с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора.
-
Ответ:
В соответствии с требованием п. 4. ст.12 Закона РК «О государственных закупках», есть такое понятие как - Реестр недобросовестных участников государственных закупок, который представляет собой перечень:
-
Ответ:
Заказчик вправе не принять товар без соответствующего сертификата «CT-KZ».
В соответствие с пп. 7) п. 2 Правил формирования и ведения реестра отечественных производителей товаров, работ и услуг, а также выдачи Индустриального сертификата утвержденного решением Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 20.02.2020 года: индустриальный сертификат - документ, подтверждающий наличие заявителя (лицо, производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги) в Реестре отечественного производителя.
В соответствии с пп. 4) п.2 Правил по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия: сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товара, статусе товара Евразийского экономического союза или иностранного товара.
Следовательно, сертификат о происхождении товара формы «CT-KZ» подтверждает, что страной происхождения товара является Республика Казахстан.