Можно ли взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии за организацию займа по авто кредиту, если договор был заключен в августе 2017 года?

Можно ли взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии за организацию займа по авто кредиту, если договор был заключен в августе 2017 года?

07.01.2019 06:47
691
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Можно ли взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии за организацию займа по авто кредиту, если договор был заключен в августе 2017 года?

Ответ:

Указание вами на заключение договора банковского займа в августе 2017 года в вопросе о возможности взыскания с банка суммы комиссии, - понимается как вопрос об исковой давности.

Да, исковое заявление вами подано в период действия срока исковой давности в три года. 

Поскольку банковским законодательством РК не установлено иное, следовательно, для вас как заемщика действует общий срок исковой давности. Согласно п.1 ст.178 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК): «Общий срок исковой давности устанавливается в три года». В этой связи, суд не сможет отказать вам в удовлетворении исковых требований по причине пропуска срока исковой давности.

При этом, стоит отметить, что суд принимает к рассмотрению исковые заявления независимо от того, истек срок исковой давности или нет (п.1 ст.179 ГК РК).

Ответ относительно самой возможности взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии.

В соответствии с п.1 ст.39 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: «ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан».

При этом, стоит отметить, что перечень комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа физического лица является исчерпывающим, и устанавливается Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 134 «Об утверждении Перечня комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа и микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения» (далее – Постановление НБ РК).

В соответствии с п.2 перечня Постановления НБ РК: «К комиссиям и иным платежам, связанным с выдачей и обслуживанием займа, микрокредита, выданным (выдаваемым) физическому лицу, учитываемым при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения, относятся следующие комиссии и иные платежи:

  • за рассмотрение заявления и документов на получение займа, микрокредита;
  • за организацию займа, микрокредита;
  • за выдачу микрокредита;
  • за открытие и ведение банковских счетов, связанных с выдачей и обслуживанием займа;
  • комиссии за изменение условий предоставленных займа, микрокредита: графика погашения; валюты займа; ставки вознаграждения; методов погашения займа, микрокредита;
  • комиссии за рассмотрение вопросов по…».

Банковский заем - это сложный, состоящий из нескольких этапов процесс, который начинается с момента документального оформления займа и заканчивается лишь полным возвратом заемщиком всей суммы займа, а также уплаты всех необходимых комиссий (платежей, вознаграждения). Все действия, связанные с выдачей кредита, организацией кредитования, открытие счета, зачисления суммы займа по договору банковского займа носят разовый характер и поэтому требования Банков второго уровня к Заемщикам об отдельной плате за осуществление разовых действии в рамках единого процесса кредитования являются необоснованными. Так как, открытие счета (ссудного, текущего), по существу, производиться лишь один раз, при выдаче займа. В дальнейшем Банк со своей стороны должен принимать возвращаемые с процентом заемные денежные средства от Заемщика.

Обслуживание займа самостоятельным видом банковской услуги считаться не должно и не может, поскольку само по себе «обслуживание банковского займа» не является банковской операцией, ведь она не удовлетворяет каких-либо потребностей клиента Банка. Наличие комиссии по обслуживание банковских займов, по существу, противоречит Закону РК «О защите прав потребителей».

Так, в соответствии с пп.6 ст. 1 Закона РК «О защите прав потребителей»: «услуга — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения». Во-вторых, исполнитель услуги не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. В данном случае, Банки в договорах банковских займов, по существу, не прописывают за какое именно банковское обслуживание Банком по обслуживанию займа взимается комиссия, тогда как по закону о защите прав потребителя потребитель должен полностью знать и понимать содержание оказываемой ему услуги.

В целом, совершение банком банковской заемной операции должно соответствовать требованиям ст.34 Закона РК «О банках и банковской деятельности», а также иных императивных норм банковского законодательства РК.

Таким образом, суд, при рассмотрении вашего искового заявления, будет исходить уже непосредственно из конкретных фактических обстоятельств дела и применимых к нему норм законодательства РК, и если установит неправомерность со стороны банка, соответствующую всему выше мною изложенному, то ваш иск будет удовлетворен.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: