Можно ли взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии за организацию займа по авто кредиту, если договор был заключен в августе 2017 года?
Вопрос:
Можно ли взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии за организацию займа по авто кредиту, если договор был заключен в августе 2017 года?
Ответ:
Указание вами на заключение договора банковского займа в августе 2017 года в вопросе о возможности взыскания с банка суммы комиссии, - понимается как вопрос об исковой давности.
Да, исковое заявление вами подано в период действия срока исковой давности в три года.
Поскольку банковским законодательством РК не установлено иное, следовательно, для вас как заемщика действует общий срок исковой давности. Согласно п.1 ст.178 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК): «Общий срок исковой давности устанавливается в три года». В этой связи, суд не сможет отказать вам в удовлетворении исковых требований по причине пропуска срока исковой давности.
При этом, стоит отметить, что суд принимает к рассмотрению исковые заявления независимо от того, истек срок исковой давности или нет (п.1 ст.179 ГК РК).
Ответ относительно самой возможности взыскать с банка сумму ежемесячной комиссии.
В соответствии с п.1 ст.39 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: «ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан».
При этом, стоит отметить, что перечень комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа физического лица является исчерпывающим, и устанавливается Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 134 «Об утверждении Перечня комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа и микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения» (далее – Постановление НБ РК).
В соответствии с п.2 перечня Постановления НБ РК: «К комиссиям и иным платежам, связанным с выдачей и обслуживанием займа, микрокредита, выданным (выдаваемым) физическому лицу, учитываемым при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения, относятся следующие комиссии и иные платежи:
- за рассмотрение заявления и документов на получение займа, микрокредита;
- за организацию займа, микрокредита;
- за выдачу микрокредита;
- за открытие и ведение банковских счетов, связанных с выдачей и обслуживанием займа;
- комиссии за изменение условий предоставленных займа, микрокредита: графика погашения; валюты займа; ставки вознаграждения; методов погашения займа, микрокредита;
- комиссии за рассмотрение вопросов по…».
Банковский заем - это сложный, состоящий из нескольких этапов процесс, который начинается с момента документального оформления займа и заканчивается лишь полным возвратом заемщиком всей суммы займа, а также уплаты всех необходимых комиссий (платежей, вознаграждения). Все действия, связанные с выдачей кредита, организацией кредитования, открытие счета, зачисления суммы займа по договору банковского займа носят разовый характер и поэтому требования Банков второго уровня к Заемщикам об отдельной плате за осуществление разовых действии в рамках единого процесса кредитования являются необоснованными. Так как, открытие счета (ссудного, текущего), по существу, производиться лишь один раз, при выдаче займа. В дальнейшем Банк со своей стороны должен принимать возвращаемые с процентом заемные денежные средства от Заемщика.
Обслуживание займа самостоятельным видом банковской услуги считаться не должно и не может, поскольку само по себе «обслуживание банковского займа» не является банковской операцией, ведь она не удовлетворяет каких-либо потребностей клиента Банка. Наличие комиссии по обслуживание банковских займов, по существу, противоречит Закону РК «О защите прав потребителей».
Так, в соответствии с пп.6 ст. 1 Закона РК «О защите прав потребителей»: «услуга — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения». Во-вторых, исполнитель услуги не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. В данном случае, Банки в договорах банковских займов, по существу, не прописывают за какое именно банковское обслуживание Банком по обслуживанию займа взимается комиссия, тогда как по закону о защите прав потребителя потребитель должен полностью знать и понимать содержание оказываемой ему услуги.
В целом, совершение банком банковской заемной операции должно соответствовать требованиям ст.34 Закона РК «О банках и банковской деятельности», а также иных императивных норм банковского законодательства РК.
Таким образом, суд, при рассмотрении вашего искового заявления, будет исходить уже непосредственно из конкретных фактических обстоятельств дела и применимых к нему норм законодательства РК, и если установит неправомерность со стороны банка, соответствующую всему выше мною изложенному, то ваш иск будет удовлетворен.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно ПДД РК, «опознавательный знак «Инвалид» в виде квадрата жёлтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 7.17 чёрного цвета устанавливается спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II группы или перевозящих таких инвалидов».
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Ответственность за инциденты, произошедшие на территории торгового центра (далее – ТРЦ), регулируется рядом законов, включая гражданский кодекс РК, Закон о защите прав потребителей и другими нормативными актами, которые могут быть связаны с безопасностью объектов и обязанностями владельцев ТРЦ.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном освобождении от визовых требований граждане государства одной из Договаривающихся Сторон, владельцы действительных проездных документов, указанных в статье 2 настоящего Соглашения,
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 41 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК), к учредительным документам ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) относятся: учредительный договор, решение о создании ТОО (Протокол общего собрания участников), устав.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
1. Необходимость получения согласия от физических лиц, участвующих в разработке ролика.
Согласно статье 145 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, использование изображения и/или голоса физического лица без его согласия является нарушением его прав. Согласие необходимо получить в следующих случаях:
- Когда в видеоролике используется изображение, голос или участие физического лица.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Товарный вид обычно относится к состоянию самого товара, включая его внешний вид, упаковку, маркировку, а также соответствие заявленным характеристикам. Важно различать товарный вид и транспортную упаковку, поскольку это два разных аспекта.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Дальше Вы должны пройти процедуру снятия обременений, которая осуществляется в СпецЦоне. Для регистрации прекращения обременения требуется оплатить государственный сбор.
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
Основанием для получения выплат участником является решение единственного участника/протокол общего собрания ТОО. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя согласно статье 262 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК).
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 54 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении" водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, органов транспортного контроля передавать им для проверки:
-
Раздел: Все ответы
Ответ:
На основании пункта1 статьи 21 Закона Республики Казахстан от 29.01.2013 года №73-V «О документах, удостоверяющих личность» (далее - Закон) граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие в Республике Казахстан иностранцы и лица без гражданства в случае утраты документов, удостоверяющих личность, обращаются в уполномоченные государственные органы для получения новых.