Можно заключить договор финансовой помощи между двумя организациями? Может ли быть данный договор возмездным или нет? Как быть с налогообложением?
Вопрос:
Можно заключить договор финансовой помощи между двумя организациями? Может ли быть данный договор возмездным или нет? Как быть с налогообложением?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 715 ГК РК по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных ГК РК или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить
заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. Согласно статье 718 ГК РК, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором. На основании пункта 3 статьи 715 Гражданского Кодекса РК юридическим лицам и гражданам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности, и такие договоры признаются недействительными с момента их заключения. Согласно статье 30 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности является заемной банковской операцией, проведения которой на территории Республики Казахстан согласно статье 26 Закона возможно только при наличии соответствующей лицензии Национального Банка. В рассматриваемом случае по условиям заключенного договоров о временной финансовой помощи ТОО начисление и выплата вознаграждения за пользование денежными средствами не были предусмотрены ( займ беспроцентный).
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2019 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно подпункту 9) пункта 2 статьи 225 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, доход, возникающий в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств, признаваемый доходом в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме подлежащего получению (полученного) от другого лица. В соответствии с подпунктом 11) пункта 2 статьи 225 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются, в том числе доход, возникающий в связи с признанием обязательства в бухгалтерском учете в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в виде положительной разницы между размером фактически подлежащего исполнению обязательства и стоимостью данного обязательства, признанной в бухгалтерском учете. В соответствии с подпунктами 15), 25) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход в виде безвозмездно полученного имущества и другие доходы. Пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что, если иное не установлено Налоговым кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом. Согласно пункту 3 статьи 238 Налогового кодекса для целей определения размера дохода, в виде безвозмездно полученного имущества стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, но не ниже стоимости, указанной в акте приема-передачи (при его наличии) такого имущества с учетом налога на добавленную стоимость, указанного в документах передающей стороны. Согласно пункту 1 статьи 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. Таким образом, в случае, если сумма беспроцентного займа является возвратной, у заемщика (юридического лица) возникает обязательство возвратить заимодателю (юридическое лицо) такую же сумму денег в срок, установленный договором. Соответственно, сумма полученного займа не признается доходом и в налоговых целях не подлежит включению в совокупный годовой доход получателя займа. В случае дисконтирования в бухгалтерском учете полученного от взаимосвязанной стороны беспроцентного займа, доход, возникающий в связи с таким дисконтированием, не рассматривается в качестве дохода, в том числе в виде безвозмездно полученного имущества. Также в случае отсутствия дисконтирования, доход, подлежащий включению в совокупный годовой доход, соответственно, налогооблагаемый доход не определяются. При этом, в случае, если в бухгалтерском учете определяется доход в виде экономии на вознаграждении по долгосрочному займу или дебиторской задолженности, по которым предусмотрены проценты ниже рыночных, такой доход подлежит включению в совокупный годовой доход в виде дохода от безвозмездно полученного имущества, в размере согласно данным бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Соответственно, в случае если такой доход не признается в бухгалтерском учете, доход в целях налогового учета также не определяется. Вместе с тем, при наступлении случая, указанного в подпункте 1) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса, сумма беспроцентного займа, по которому не исполнено обязательство по возврату, подлежит включению в совокупный годовой доход получателя займа.
Таким образом, данная операция не противоречит действующему законодательству. Более того, согласно положениям Закона РК О частном предпринимательстве субъекты частного предпринимательства имеют права предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе. Согласно статье 719 ГК РК предмет займа предоставляется в сроки, в размере и на условиях, предусмотренных договором. Если иное не предусмотрено договором, предмет займа считается предоставленным в момент передачи его заемщику или зачисления соответствующих денег на его банковский счет.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина03.08.2026 06:06115Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
В практике подбора персонала достаточно широко используется job offer (оффер о работе) – письменное предложение работодателя кандидату, содержащее основные условия будущего трудового договора (должность, размер оплаты труда, дату выхода на работу, режим работы, испытательный срок, социальные гарантии и иные согласованные условия).
-
Автор:Халиева Акмарал13.04.2026 03:3381Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
В соответствии с Законом РК «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческой организацией (далее - НКО) признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками (статья 2 Закона).
-
Автор:Смаилова Шугыла08.04.2026 04:3075Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
Да, проводить такие исследования обязательно, юридические лица и ИП, деятельность которых связана с производством, хранением, переработкой и реализацией пищевой продукции (в т.ч.— птицефабрика), обязаны организовать производственный контроль, включая лабораторные исследования.
-
Автор:Исмагулова Бахытгул19.01.2026 15:31464Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
ТОО может передать долг другому лицу (в том числе ИП учредителя) через перевод долга (цессию), но для этого требуется согласие кредитора (контрагента, которому должны) и правильное оформление сделки,
-
Автор:Сандин Инкара20.11.2025 03:58570Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
В настоящей ситуации фактами, имеющими юридическое значение, являются:
- Намерение физического лица продать недвижимое имущество ТОО;
- Намерение ТОО купить недвижимое имущество у физического лица;
- Возможность физического лица юридически передать право собственности на недвижимое имущество ТОО только через 3 года;
-
Автор:Аугамбаева Гульбану24.10.2025 04:06550
Ответ:
В соответствии со ст. 374, 380 и 401 ГК РК срок действия договора и условия его прекращения определяются соглашением сторон. Закон не запрещает устанавливать зависимость срока или прекращения действия договора от наступления определенного события, подтвержденного документально.
-
Автор:Жунусова Жадыра09.06.2025 03:201184
Ответ:
Учредитель-директор ТОО вправе отчуждать автомобили обществу-арендодателю (самому себе как физическому лицу либо своему ИП) только за плату — через договор купли-продажи (или иное возмездное отчуждение).
-
Автор:Оспанова Лейла18.04.2025 03:221683Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, оформление договора, в рамках которого Плательщик указывается Покупателем, а Грузополучателем выступает третье лицо, является правомерным при условии, что такая структура сделки четко закреплена в договоре и соответствует фактическим обстоятельствам исполнения обязательств.
-
Автор:Кадырова Айнур15.04.2025 03:13669Раздел: Иные гражданские сделки
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 339 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть) (далее – ГК РК), право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании законодательного акта. Правила о переходе прав кредитора к другому лицу не применяются к регрессным требованиям.
-
Автор:Смаилова Шугыла03.03.2025 03:031755Раздел: Иные гражданские сделки Общие вопросы
Ответ:
Допустимо дарение юридическим лицом, физическому лицу недвижимости. Если одаряемы не подпадает под категорию лиц принявших на себя антикоррупционные ограничения в соответствии с Законом РК «О противодействии коррупции»,