Необходимо ли использование контрольно-кассовых машин в качестве таковых с функцией фиксации?
Вопрос:
15 ноября 2016 года в наш адрес было отправлено письмо от УГД по г.Актау за № УГД-ОЦП и ВД-15-10/9164 от 15.11.2016г. Суть письма заключается в том, что нами применяются ККМ, не включенные в Государственный реестр в качестве моделей ККМ с функцией фиксации и (или)передачи данных. Далее в этом письме говорится, без всякой ссылки на нормативный акт, что использование ПО «Фискальный драйвер» будет прекращено 31.12.2016г., и нам рекомендовано установить фискальный регистратор с функцией фиксации и (или)передачи даны не позднее 12.12.2016г. Кассовые аппараты АУРА -01ФР-KZ(версия 3.0.633) были нами поставлены на регистрационный учёт по месту их нахождения строго в соответствии со ст. 646 НК РК ,в том числе шесть из них поставлены на учёт 15.09.2015г. и один -06.04.2016г. Также, нами, в соответствии с Приказом Министерства финансов РК № 135 от 27.02.2015г., были заключены договора на передачу фискальных данных с АО «Казахтелеком», определенным Постановлением Правительства РК № 1393 от 29.12.2014г. юридическим лицом , обеспечивающим передачу сведений о денежных расчётах в оперативном режиме в органы налоговой службы со сетям телекоммуникаций общего пользования. Государственный реестр ККМ не содержит отдельно перечня кассовых аппаратов, обеспечивающих и не обеспечивающих передачу данных в органы налоговой службы. Он един. Соответствие или несоответствие этим функциям определяется техническими требованиями и формами соответствия техническим требованиям ККМ, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчётах в органы налоговой службы, утвержденными Приказом Министра финансов РК 13.10.2014г. № 431 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра Финансов РК от 30.12.2008 г№ 636 «Об утверждении технических требований и формы соответствия техническим требованиям ККМ» Аура -01ФР-KZ соответствует всем техническим требованиям приложения № 2 вышеуказанного приказа. Приказа на исключение кассового аппарата Аура -01ФР- KZ из государственного реестра не было, как и не было приказа на его модернизацию. Приказом Министра финансов РК от 27.02.2015г. № 135 утверждены правила приема, хранения сведений с ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчётах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, а также их передачи в органы гос.доходов оператором фискальных данных. Согласно главы 3 данного приказа, в обязанности ОФД, а именно АО «Казахтелеком» входит:
- Создание и эксплуатация в соответствии с нормативно-правовыми актами РК программно-аппаратного комплекса для приема, обработки, хранения и передачи в неизменном виде в органы гос.доходов сведений о денежных расчётных операциях, осуществляемых с применением ККМ
- Обеспечение функционирования ИТС на территории РК, позволяющей осуществлять VPN подключение ККМ к программно-аппаратному комплексу ОФД.
- Подключение ККМ к программно-аппаратному комплексу ОФД.
- Разработка и ввод в эксплуатацию систем приема, хранения и передачи данных ККМ
- Обеспечение создания и технического сопровождения портала ОФД для интерактивного взаимодействия с пользователями услуг ОФД, а также разработка для них дополнительных сервисов и размещение на портале.
- Создание службы консультационной и технической поддержки налогоплательщиков.
- Утверждение правового акта по вопросам ответственности работников оператора фискальных данных за разглашение, утечку информации.
- Реализация услуг по порядку приема, хранения сведений с ККМ, а также их передачи в органы госдоходов на основе договора оказания услуг после регистрации на портале ОФД посредством ЭЦП.
- Разработка и распространение программного обеспечения , позволяющего произвести модернизацию фискальных регистраторов, внесенных в гос.реестр, для выполнения ими функций передачи данных на сервер оператора фискальных данных.
На официальном сайте ОФД было дано объявление об отмене использования фискального драйвера и указан перечень фискальных регистраторов, подлежащих модернизации, в т.ч. и Аура-01 ФР-KZ. А также было рекомендовано обратиться в ЦТО для получения информации о возможности аппаратной модернизации фискальных регистраторов. Однако, ОФД не является законодательным органом, и соответственно, не может выносить решения, не основанные на нормативно-правовых актах. Тем более, согласно п.9 главы 3 Приказа Министра финансов РК от 27.02.2015 г. № 135, ОФД самостоятельно должны проводить модернизацию фискальных регистраторов. Просим дать сноску на нормативно-правовой акт, согласно которому, мы должны установить новый фискальный регистратор не позднее 12 декабря 2016 года и снять имеющиеся у нас ККМ «Аура» с учёта Согласно статьи 648 Налогового кодекса РК , снятие с учета ККМ производится в случаях:
• Прекращение осуществления деятельности;
• Изменение места использования;
• Невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью;
• Исключения ККМ из гос.реестра;
• Замена технически исправной модели на новую модель ККМ;
• Кражи, утери;
• В иных случаях, не противоречащих законодательству.
Ни под один из этих пунктов наши ККМ не подпадают. Наши ККМ исправны, передача данных на сервер ОФД осуществляется.
Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 18 января 2017 года на вопрос от 11 января 2017 года № 452444 (dialog.еgov.kz)
В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, при торговых операциях посредством денежных расчетов обязаны применять контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных (далее – ККМ) с 1 июля 2015 года.
При этом, приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 636 утверждены Технические требования и форма соответствия техническим требованиям контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов (приложение 2) (далее – Технические требования). Пунктами 4 и 19 Технических требований предусмотрено, что ККМ должны подключаться к серверу оператора фискальных данных (далее – ОФД) по сети интернет и передавать данные о совершаемых кассовых операциях на сервер ОФД. Также, пунктами 7 и 27.6 Технических требований предусмотрено, что ККМ должны обеспечивать сохранность информации о контрольных чеках, накопленных за период работы ККМ в автономном режиме в накопителе фискальных данных ККМ не менее одного месяца (720 часов), автономный режим работы ККМ действует при отсутствии доступа к каналам связи и до момента отправки информации о денежных расчетах на сервер ОФД, а также блокировать ККМ при работе в автономном режиме более 72 часов, с информированием кассира-оператора.
С учетом изложенного, необходимо использование ККМ, включенных в государственный реестр ККМ, в качестве ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных и соответствующих Техническим требованиям. Также в качестве информации сообщаем, разработчиком ПО «Фискальный драйвер» налоговое заявление о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр (далее – заявление) не подавалось, в случае подачи, Комитет готов рассмотреть заявление в кратчайшие сроки.
Дополнительно сообщаем, в настоящее время в государственный реестр ККМ внесено 37 моделей ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, в том числе 8 фискальных регистраторов и 4 аппаратно-программных комплекса.
Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК: Тенгебаев А.М.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Автор:Евгений06.10.2026 12:01162
Вопрос:
ЭЦП директора и ЭЦП сотрудника: в чем разница? -
Автор:Евгений06.10.2026 11:50191
Вопрос:
Как бухгалтеру получить ЭЦП без личного присутствия директора? -
Автор:Евгений06.10.2026 11:40274
Вопрос:
Можно ли директору передать ЭЦП сотруднику? -
Автор:Евгений06.10.2026 11:23226
Вопрос:
Можно ли передавать ЭЦП бухгалтеру в Казахстане в 2026 году?
-
Автор:Гришина30.06.2026 02:44128
Ответ:
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Трудовым кодексом Республики Казахстан, а также Правилами регистрации, удостоверения и подтверждения личности при выпуске регистрационных свидетельств Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (НУЦ РК),
-
Автор:Гришина24.06.2026 03:08122
Ответ:
Поскольку после изменений в ст. 10 Закона РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» формулировка о невозможности оформления ЭЦП на аутсорсингового бухгалтера уже не является однозначно верной. Передача ЭЦП бухгалтеру, в том числе бухгалтеру на аутсорсинге, не допускается законодательством Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина17.04.2026 03:39401
Ответ:
Вы не обязаны распечатывать документы только потому, что они кадровые так как законодательство РК допускает электронный документооборот и юридическую силу документов, подписанных ЭЦП. Но это не отменяет требований трудового и архивного законодательства к хранению таких документов.
-
Автор:Ана Качибаиа19.12.2025 02:59737
Ответ:
Для отзыва ЭЦП, выданного на сотрудника компании, необходимо:
1) От ЭЦП ключей компании (то есть, от Директора) зайти на сайт Национального удостоверяющего центра РК по ссылке https://pki.gov.kz/ru/
-
Автор:Слабко Александра15.12.2025 03:39558
Ответ:
Для перехода на электронный документооборот (ЭДО) в организации требуется подготовить и оформить ряд документов, которые обеспечат законность, порядок и безопасность работы с электронными документами.
-
Автор:Исхакова Ариндия20.05.2025 05:03734
Ответ:
Согласно ст.7 Закона РК «Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.