Относятся ли локально-нормативные внутренние акты и должностные инструкции к делопроизводству, и нужно ли их переводить на казахский язык?

Относятся ли локально-нормативные внутренние акты и должностные инструкции к делопроизводству, и нужно ли их переводить на казахский язык?

20.06.2018 08:14
2180

Вопрос:

Относятся ли локально-нормативные внутренние акты и должностные инструкции к делопроизводству, и нужно ли их переводить на казахский язык?

Ответ:

Согласно  Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК  «О правовых актах»:

Статья 3. Общие требования к правовым актам. Виды правовых актов

1. Правовые акты должны отвечать следующим общим требованиям:

  • содержать нормативные или индивидуальные властные правовые предписания;
  • приниматься на республиканском референдуме либо в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами;
  • должны быть обращены к неопределенному кругу лиц или к индивидуально определенным лицам;
  • должны быть направлены на регулирование общественных отношений;
  • должны быть направлены на возникновение, изменение, дополнение или прекращение прав и обязанностей физических и (или) юридических лиц.

2. Правовые акты подразделяются на следующие виды:

  • нормативные правовые акты;
  • ненормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

Статья 7. Основные и производные виды нормативных правовых актов

К основным видам нормативных правовых актов относятся:

  • Конституция Республики Казахстан, конституционные законы Республики Казахстан, кодексы Республики Казахстан, консолидированные законы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан;
  • нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
  • нормативные правовые постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
  • нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
  • нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;
  • нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
  • нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;
  • нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
  • нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

3. К производным видам нормативных правовых актов относятся:

  • положение;
  • технический регламент;
  • стандарт государственной услуги;
  • регламент государственной услуги;
  • правила;
  • инструкция.

 Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида.

4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое.

5. Территориальные подразделения уполномоченных органов, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

6. Нормативные правовые приказы принимаются руководителями ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, и не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина.

Согласно определению Закона:

ненормативный правовой акт - письменный официальный документ, не содержащий норм права, изданный (принятый) уполномоченным органом в пределах своей компетенции, применяющий и (или) реализующий установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц либо разъясняющий нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а также правовые акты в области системы государственного планирования;

Глава 14. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Статья 63. Общие положения о правовых актах индивидуального применения

1. Правовой акт индивидуального применения является письменным официальным документом установленной формы и:

  • распространяется на индивидуально определенный круг лиц (физических и юридических лиц);
  • не содержит норм права;
  • реализует установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц.

2. Правовые акты индивидуального применения не входят в законодательство Республики Казахстан и не относятся к нормативным правовым актам.

Статья 64. Требования к правовым актам индивидуального применения и их оформлению

1. Правовой акт индивидуального применения должен отвечать следующим требованиям:

  • не противоречить Конституции Республики Казахстан, законодательству и правовым актам вышестоящих государственных органов;
  • его структура должна обеспечивать исчерпывающее раскрытие предмета регулирования, а содержание должно обеспечивать единообразное понимание и применение, четко излагать содержание намечаемых мер, исчерпывающе определять круг лиц, на которых распространяется действие правового акта и (или) которые несут ответственность за их реализацию в установленные сроки.
  • Правовые акты индивидуального применения, противоречащие требованиям Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан, являются недействительными с момента принятия и не должны применяться на территории Республики Казахстан.

Статья 64 дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 11.07.17 г. № 91-VI

Правовые акты индивидуального применения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

3. При противоречии правовых актов индивидуального применения, принятых уполномоченными органами различных уровней, применяется правовой акт вышестоящего уполномоченного органа, если принятие такого акта входило в его компетенцию.

4. При противоречии правовых актов индивидуального применения, принятых уполномоченными органами одного уровня, применяется правовой акт того органа, в чью компетенцию входит принятие данного решения. По заявлению заинтересованного лица решение о приоритете одного правового акта над другим принимается вышестоящим уполномоченными органами или судом.

5. Правовой акт индивидуального применения, помимо требований, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать также следующие реквизиты:

  • наименование правового акта;
  • заголовок, обозначающий предмет рассмотрения данного акта;
  • место и дату принятия акта;
  • подпись (подписи) лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) подписывать соответствующий акт;
  • печать органа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Процедуры принятия правовых актов индивидуального применения, организация их оформления, исполнения и контроля за исполнением определяются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 65. Вступление в силу и прекращение действия правовых актов индивидуального применения

1. Правовой акт индивидуального применения вступает в силу с момента принятия, если в нем не определен более поздний срок.

2. Правовой акт индивидуального применения прекращает действие с момента исполнения его требований или содержащихся в нем поручений лицами, которым адресован данный правовой акт.

Принятие актов в результате коррупционных правонарушений является основанием для их отмены

3. До прекращения действия правовой акт индивидуального применения может быть приостановлен, изменен и (или) дополнен либо отменен уполномоченным органом, принявшим данный правовой акт, вышестоящим к нему государственным органом либо судом.

4. Подача заинтересованными лицами заявления об отмене, изменении, дополнении или приостановлении действия правового акта индивидуального применения в вышестоящий государственный орган или суд приостанавливает действие правового акта (за исключением правового акта Национального Банка Республики Казахстан по приостановлению действий и (или) лишению лицензий на осуществление деятельности на финансовом рынке, проведению консервации финансовых организаций, его письменных предписаний, а также правовых актов органов государственного аудита и финансового контроля, связанных с выявленными фактами нецелевого и необоснованного использования бюджетных средств) до принятия соответствующего решения.

Таким образом, документы, создаваемые  в организациях,   не являются нормативными правовыми актами,    являются  правовым актам индивидуального применения, создаваемыми внутри организаций, которые должны быть  составлены в соответствии с требованиями

ПриказА Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 января 2015 года № 10129.

«Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях»

При  этом, Параграф 1.  Типовых Правил «Порядок документирования и требования к оформлению документов» предусматривает:

Документы составляются на казахском языке, наравне с казахским официально употребляется русский язык. В случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан", применяются и другие языки.

Документ на казахском языке и создаваемый аутентичный документ на ином языке, печатаются каждый на отдельных бланках (отдельных листах) и оформляются едиными реквизитами.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: