Перед рестораном есть пустое пространство, которое переоборудовали в летнюю террасу. КСК требует ее убрать и снести. Терраса находится на внешней стороне дома. Подскажите, имеют ли права КСК требовать такое?

Перед рестораном есть пустое пространство, которое переоборудовали в летнюю террасу. КСК требует ее убрать и снести. Терраса находится на внешней стороне дома. Подскажите, имеют ли права КСК требовать такое?

31.07.2020 11:06
486
Раздел:  Все ответы

Вопрос:

Перед рестораном есть пустое пространство, которое переоборудовали в летнюю террасу. КСК требует ее убрать и снести. Терраса находится на внешней стороне дома. Подскажите, имеют ли права КСК  требовать такое?

Ответ:

Прежде чем ответить на ваш вопрос, необходимо определить, является ли «пустое место», расположенное рядом с вашим рестораном чьей-то собственностью. Как правило, если это придомовая территория жилого дома, она может находиться либо в собственности жильцов данного дома (чьи права представляет КСК), либо принадлежать государству (в лице местного органа власти – акимата). В зависимости от принадлежности территории и разрешается судьба вашего вопроса. Рассмотрим все варианты и пути разрешения проблемы.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2020 г.) (далее - ЗК РК) «Земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.»

Кроме того, ЗК РК предусмотрено зонирование земель, т.е. определение территории с установлением их целевого назначения и режима использования, это необходимо для определения суммы оплаты за пользование определенными видами земли (ст. 8 ЗК РК).

В соответствии с п. 3 ст. 107 3 ЗК РК «Земли населенных пунктов делятся на следующие функциональные зоны:

1) жилищная;

2) социальная;

3) коммерческая;

4) иная.

В коммерческую зону входят земли специальных экономических зон, индустриальных зон республиканского и регионального значения, производственных объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также земли, предназначенные для установления санитарно-защитных зон этих объектов и иных объектов, связанных с предпринимательской деятельностью.

4. Отнесение земельных участков к землям общего пользования на землях населенных пунктов, а также исключение из состава земель общего пользования в связи с изменением их целевого назначения осуществляются местными исполнительными органами в соответствии с их компетенцией.»

Статья 109 ЗК РК говорит о том, что:

«1. Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами, проектами детальной планировки и застройки (при наличии этих проектов) и проектами земельно-хозяйственного устройства территории.

Целевое назначение земельных участков, расположенных в населенных пунктах, устанавливается в соответствии с функциональными зонами, предусмотренными пунктом 3 статьи 107 настоящего Кодекса, и отражается в решениях местных исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок и идентификационных документах.

2. Земельные участки из земель общего пользования, за исключением тротуаров и велосипедных дорожек, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам во временное землепользование под размещение сооружений облегченного типа (торговые палатки (павильоны), киоски, объекты наружной (визуальной) рекламы и другие объекты сервиса) без ущерба для общего пользования. При этом предоставление участков из состава земель общего пользования, в том числе на обочинах дорог (улиц, проездов), для размещения торговых рынков, платных автостоянок (автопарковок), за исключением платных автостоянок (автопарковок), расположенных в полосах отвода улиц города республиканского значения, столицы, в соответствии с законодательными актами об особом статусе города Алматы и статусе столицы Республики Казахстан не допускается.

Земельные участки из земель общего пользования могут предоставляться в частную собственность только после исключения их из состава земель общего пользования.»

Земельный кодекс предусматривает защиту права собственности и права землепользования

(ст. 164, 164-1 ЗК РК). Кроме того, Гражданский кодекс РК (ст. 260) регламентирует право собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

П. 2. Ст. 164-1 ЗК РК предусматривает «Истребование самовольно занятого земельного участка из состава земель, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется местными исполнительными органами по месту нахождения земельного участка.

Незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, и осуществить снос строения, возведенного (возводимого) на таком участке, самостоятельно либо за свой счет, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан.

Споры, связанные с неисполнением незаконным владельцем обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка и сносу строения, возведенного (возводимого) на таком участке, разрешаются в судебном порядке.»

Необходимо понимать, что самовольное занятие земельной территории, даже если она располагается в пределах 5-ти метров от вашего ресторана – является незаконным. Равно как и незаконным будет требование освободить территорию, которая является вашей по праву.

Незаконное занятие территории может повлечь предусмотренную законом ответственность и послужить поводом для обращения правообладателем данного участка в суд, за принудительным обязыванием освободить земельный участок и возместить ущерб, если он был причинен. Все судебные споры влекут дополнительные расходы.

Кроме того, возможно привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 136 Кодекса об административных нарушениях РК: «Нарушение права государственной собственности на землю.

Незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю, а также несвоевременный возврат временно занимаемых государственных земель -

влекут штраф на физических лиц в размере семидесяти пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей».

Таким образом, подведем итог:

в случае, если занимаемый вами земельный участок принадлежит вашему ресторану на праве собственности или на ином другом законном праве, у вас есть правоустанавливающие документы и целевое значение используемой земли соблюдается – то действия КСК незаконны, вы праве обратиться с жалобой на действия КСК участковому, в прокуратуру, суд.

В случае, если данный земельный участок относится к придомовой территории и принадлежит собственнику\собственникам жилья, интересы которых представляет КСК, необходимо освободить территорию и в рамках гражданских взаимоотношений предложить КСК заключение договора на использование земли для ваших нужд. В рамках такого договора возможно избежать взаимных претензий на использование спорной территории.

При этом необходимо понимать, что возможно потребуется изменение целевого назначения данного участка земли.

В случае, если данная территория принадлежит государству, необходимо освободить территорию, обратиться в местный акимат для выдачи разрешения на пользование территорией в соответствии с вашими целями. Получение разрешения регламентировано ст. 43 Земельного кодекса РК.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: