Подлежит ли уплате лицензионный сбор, если действие лицензии прекращено до момента наступления срока оплаты?
Вопрос:
В 2015 году по заявлению индивидуального предпринимателя в управление государственных доходов по району им. Казыбек би г. Караганды предпринимательская деятельность была приостановлена, о чем уполномоченным органом было вынесено соответствующее решение. Вид приостановленной деятельности является лицензируемым. 13.04.2016г. индивидуальный предприниматель обратился в управление государственных доходов по району им. Казыбек би г. Караганды с заявлением о прекращении деятельности. 19.05.2016г. индивидуальный предприниматель обратился в Департамент государственных доходов по Карагандинской области комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан с заявлением о прекращении действия лицензии. Указанное заявление уполномоченным органом удовлетворено, о чем принято соответствующее решение, и 25.05.2016г. выдан ответ. Кроме того, поскольку деятельность приостановлена, по данному адресу зарегистрирован другой индивидуальный предприниматель, также получивший лицензию на аналогичный вид деятельности и уплативший лицензионный сбор. В соответствии с п.3 ст.472 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере. Согласно ст.35 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» лицензия и (или) приложение к лицензии прекращают свое действие в случаях добровольного обращения лицензиата к лицензиару о прекращении действия лицензии и (или) приложения к лицензии.
Таким образом, после добровольного обращения лицензиата к лицензиару о прекращении действия лицензии и положительного решения уполномоченного органа лицензия прекращает свое действие. Следовательно, действие лицензии в данном конкретном случае прекращено 25.05.2016г.
Для правильного толкования и понимания норм действующего законодательства, прошу разъяснить следующее:
- Подлежит ли уплате лицензионный сбор за 2016г., если действие лицензии прекращено 25.05.2016г., т.е. до момента наступления срока оплаты указанного сбора?
- Подлежит ли привлечению к административной ответственности за неуплату лицензионного сбора индивидуальный предприниматель, деятельность, которого приостановлена в 2015г., действие лицензии прекращено 25.05.2016г., а с 19.04.2016г. начат камеральный контроль в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя?
- Правомерно ли нахождение по одному и тому же адресу двух лицензиатов, осуществляющих один и тот же вид деятельности, и если да, то обязан ли каждый из них оплачивать лицензионный сбор?
Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 4 апреля 2017 года на вопрос от 13 марта 2017 года № 459216/1 (dialog.еgov.kz)
По вопросам 1 и 3 На плательщиков, получивших лицензию на осуществление видов деятельности по хранению, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции, возложена обязанность по уплате суммы ежегодного лицензионного сбора до 20 июля текущего года (пункт 3 статьи 472 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)).
Из буквального смысла указанной нормы следует, что все налогоплательщики, получившие лицензию, уплачивают суммы ежегодного лицензионного сбора. Следует отметить, что обязательные отчисления денег в бюджет в виде сборов являются другими обязательными платежами (подпункт 4) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса) и признаются налоговым обязательством налогоплательщика перед государством (пункт 1 статьи 26 Налогового кодекса).
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае независимо от прекращения действия лицензии налоговое обязательство по уплате ежегодного лицензионного сбора подлежит исполнению. При этом за неуплату ежегодного лицензионного сбора в сроки и размеры, которые установлены Налоговым кодексом, предусмотрена административная ответственность по части восьмой статьи 282 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП). Дополнительно сообщаем, что согласно п. 1 ст. 174 Гражданского кодекса Республики Казахстан срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. Пунктом 3 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» установлено, что лицензия выдается на каждый объект деятельности по конкретному адресу. Если объекты деятельности в соответствии с правоустанавливающими документами являются самостоятельными, независимыми друг от друга помещениями, то необходимо получение лицензии по каждому помещению с указанием номера помещения (литер). По вопросу 2 В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон) приостановление действия разрешения и (или) приложения к разрешению осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан, в частности КоАП. Согласно пп. 1) п. 1 ст. 73 Налогового кодекса налогоплательщики в случае принятия решения о приостановлении деятельности имеют право на основании налогового заявления приостановить представление налоговой отчетности. Вместе с тем, приостановление деятельности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, не предусматривает приостановление действия лицензии.
Таким образом, неуплата ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, которые установлены Налоговым кодексом, влечет административную ответственность, по части восьмой статьи 282 КоАП. При этом, сроком уплаты такой суммы сбора является 20 июля текущего года. Соответственно, административная ответственность по части восьмой статьи 282 КоАП возникает у лиц, имеющих лицензию, при этом не уплативших сумму сбора до 20 июля текущего года.
Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК: Тенгебаев А.М.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
В соответствии с п.1-1 ст. 152 Гражданского кодекса, письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.
Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.
-
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
-
Ответ:
Согласно абз.2 ст. 11 Трудового кодекса РК, акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.
-
Ответ:
В судебной практике, электронные документы принимаются в учет наравне с бумажными. Это аргументировано:
-
Ответ:
С 2020 года упразднено использование электронного ключа налогоплательщика и реализован подход к использованию ЭЦП для доступа ко всем сервисам. В связи с этим, в настоящее время электронная цифровая подпись является единой (исключения могут составлять банковские документы с использованием внутренних механизмов защиты).
-
Ответ:
Архивация документов, в том числе и электронных регламентируется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения, утвержденным Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденными Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 235
-
Ответ:
Согласно п.6 ст.7 Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, факт совершения хозяйственной операции может совершаться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
-
Ответ:
В соответствии со ст. 10 Закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, при стандартных условиях, электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия.
-
Ответ:
В целом электронный документооборот предполагает использование ЭЦП, что придает юридическую силу и обязательность документам, обрабатываемых через ЭДО в силу закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.
-
Ответ:
Да, это возможно. Иностранная ЭЦП будет признаваться в Казахстане, если она выдана иностранным удостоверяющим центром, зарегистрированным в доверенной третьей стороне Республики Казахстан согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.