Порядок проведения финансового мониторинга

Каков порядок проведения финансового мониторинга в организациях?

15.06.2016 10:03
1845

Вопрос: Каков порядок проведения финансового мониторинга в организациях?

Ответ:

Компания в первую очередь обязана до заключения сделки на оказание услуг провести финансовый мониторинг своего клиента.  К таким сделкам относятся операции  с деньгами и (или) иным имуществом на сумму равную или превышающую 10 000 000 тенге либо равной этой сумме в иностранной валюте. 

Надлежащая проверка и мониторинг клиента означает осуществление следующих действий:

  • Получение документов и сведений о номере, под которым юридическое лицо-нерезидент зарегистрировано в иностранном государстве, адрес места нахождения;
  • Выявление бенефициарного собственника (т.е. конечных собственников –физических лиц, которым принадлежат доли участия в уставно капитале или акции Клиента).
  • Установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;
  • Проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучение проводимых Клиентом операции;
  • Проверка достоверности и обновление сведений о Клиенте (его представителе) и бенефициаром собственнике. 

Для юридических лиц-резидентов и юридических лиц - нерезидентов:

  • Документ, удостоверяющий личность должностного лица, уполномоченного подписывать документы;
  • Документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающим факт прохождения государственной регистрации юридического лица;
  • Учредительные документы и (или) выписка из реестра держателей ценных бумаг;
  • Документы учредителей юридического лица (для физических лиц: документ, удостоверяющий личность, для юридических лиц: документ, подтверждающий факт прохождения государственной регистрации);
  • Документы, подтверждающие полномочия должностного лица, на совершение действий от имени Клиента без доверенности; Документ, удостоверяющий адрес места нахождения юридического лица;
  • Разрешение (если деятельность Клиента, осуществляется посредством лицензирования или разрешительной процедуры).

Компания также вправе затребовать от своего Клиента представления документов о налоговом резидентстве, роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операции. Клиенты (их представители) обязаны предоставлять информацию и документы для осуществления проверки.

Для надлежащего осуществления финансового мониторинга Компания разрабатывает Правила внутреннего контроля и несет ответственность за ее исполнение.  Правила должны включать:

  • Порядок организации внутреннего контроля, описание функции ответственного должностного лица, структурного подразделения, порядок взаимодействия при осуществлении внутреннего контроля;
  • Порядок отказа клиентам в заключении сделки,  в случае невозможности проведения мер по надлежащей проверке Клиента;
  • Порядок признания Субъектом сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
  • Порядок представления сведений и  информации об операциях в уполномоченный орган;
  • Порядок фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам мониторинга;
  • Программу подготовки и обучения сотрудников Субъекта по вопросам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Для Компаний - Субъектов финансового мониторинга установлен единый порядок представления в Уполномоченный орган информации по Клиентам.  Информация заполняется и представляется по форме согласно Приложениям к «Правилам представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу» утвержденных Постановлением Правительства РК от 23.11.2012 г. № 1484. 

Компания и его работники не вправе извещать своего Клиента о предоставлении в Уполномоченный орган документов и информации о таком Клиенте. Предоставление Компанией информации о Клиенте по итогам его проверки не является разглашением служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.     

Документы и сведения, полученные по результатам надлежащей проверки Клиента:

  • Досье на Клиента;
  • Переписка с Клиентом

подлежат хранению Субъектом не менее пяти лет после совершения операции.

Нарушение за неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеуказанных процедур влечет для Субъекта административную ответственность, предусмотренную ст. 214 Кодекса об Административных правонарушениях. 

Таким образом, порядок проведения финансового мониторинга является комплексной процедурой включающей в себя несколько этапов осуществления проверки Клиента. До принятия решения о сотрудничестве с определенным Клиентом, Компании необходимо выработать четкую линию действий по предотвращению нарушений законодательства о противодействии отмыванию доходов.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: