ТОО заключает договор ГПХ с физ.лицом 2006 года. Какими налогами облагаются его доходы?
Вопрос:
ТОО заключает договор ГПХ с физ.лицом 2006 года. Какими налогами облагаются его доходы?
Ответ:
В соответствии с пунктами 1,3,4 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с согласия их законных представителей.
Форма такого согласия должна соответствовать форме, которая установлена законодательством для сделки, совершаемой несовершеннолетним.
Несовершеннолетние вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, иными доходами.
При этом они самостоятельно несут ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с правилами настоящей статьи, и несут ответственность за вред, причиненный их действиями, по правилам ГК РК.
Таким образом, для заключения договора ГПХ с лицом, не достигшим 18 лет, необходимо наличие письменного согласия его законного представителя.
Согласно подпункту 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» законные представители ребенка – это родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
При этом отдельных требований к условиям гражданско-правовых договоров (не трудовых договоров), заключаемых с несовершеннолетними, законодательством Республики Казахстан не предусмотрено.
Отчислений на ОСМС, СН, СО = Нет
Объектом исчисления отчислениями на ОСМС, социальным налогом и социальными отчислениями являются доходы работников, которым физическое лицо по договору ГПХ не является.
Согласно статье 1 Трудового кодекса РК работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору.
Поэтому ООСМС, СН и СО не исчисляются.
Взносы на ОСМС = нет, ребенок
Согласно пункту 7 статьи 28 Закона об ОСМС освобождаются от уплаты взносов в фонд:
1) лица, указанные в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона;
2) военнослужащие;
3) сотрудники специальных государственных органов;
4) сотрудники правоохранительных органов
Согласно пп. 1 пункта 1 статьи 26 Закона по ФОСМ взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование уплачиваются ежемесячно в течение первых пяти рабочих дней текущего месяца в порядке, определяемом бюджетным законодательством Республики Казахстан, за ДЕТЕЙ.
Согласно Закону РК о Браке и семье ребенок (дети) - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).
ОПВ = ДА
Согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в РК» с учетом изменений и дополнений ежемесячный обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в Единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
От уплаты обязательных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд освобождаются:
1) физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с п.1 статьи 11 настоящего Закона;
2) физические лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Уплата обязательных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд осуществляется по заявлению лиц, указанных в настоящем подпункте;
3) военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;
4) получатели пенсионных выплат за выслугу лет.
5) физические лица, работающие по трудовому договору, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами.
ОПВ ребенка = Доход * 10%
Согласно Закону удержанные (начисленные) обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы перечисляются в государственную корпорацию индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 2), 5) и 6) настоящего пункта), лицами, занимающимися частной практикой, из доходов, выплаченных работникам, а также физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.
ИПН у ИВ
Согласно п. 1 статьи 317 НК РК по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, гражданина Республики Казахстан, иностранца или лица без гражданства, являющегося резидентом Республики Казахстан исчисление, удержание и перечисление индивидуального подоходного налога, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом в порядке и сроки, которые установлены настоящей главой, параграфом 1 главы 36, главой 38 и статьей 657 настоящего Кодекса, по ставкам, предусмотренным статьей 320 настоящего Кодекса = 10 %.
Согласно статье 350 НК РК исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в пп. 1-12 и 17 статьи 321 НК РК.
А в пункте 2 статьи 321 НК РК как раз и говорится о доходах от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода, полученного физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой.
Законом РК от 10.12.2020 года № 382-VI ЗРК внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (НК) и в Закон РК «О введении в действие Налогового кодекса РК», согласно которым действующий в редакции статьи 33 Закона о введении, пункт 2*** статьи 353 Налогового кодекса, изложен следующим образом:
«2. Размер облагаемого дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, кроме имущественного дохода, полученного физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, определяется в следующем порядке:
сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, полученных в текущем налоговом периоде физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода,
минус
сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 настоящего Кодекса,
минус
сумма налогового вычета в виде обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и стандартных вычетов, указанных в подпунктах 2) и (или) 3) пункта 1 статьи 346 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 2 и 3 пункта 1 статьи 346 НК стандартными вычетами являются:
2) 882-кратный размер месячного расчетного показателя за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является:
участником Великой Отечественной войны, лицом, приравненным по льготам к участникам Великой Отечественной войны, и ветераном боевых действий на территории других государств;
лицом, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
лицом, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
инвалидом I, II или III групп;
ребенком-инвалидом.
В случае, если физическое лицо имеет несколько оснований для применения настоящего подпункта, исключение доходов не должно превышать предел дохода, установленного настоящим подпунктом;
3) 882-кратный размер месячного расчетного показателя за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является:
одним из родителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида – за каждого такого ребенка-инвалида до достижения им восемнадцатилетнего возраста;
одним из родителей, опекунов, попечителей лица, признанного инвалидом по причине "инвалид с детства", – за каждое такое лицо в течение его жизни;
одним из усыновителей (удочерителей) – за каждое такое лицо до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком восемнадцатилетнего возраста;
одним из приемных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, – за каждое такое лицо на период срока действия договора о передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении:
работников администраций соответствующих организаций образования, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, являющихся опекунами и попечителями лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, в силу трудовых отношений с такими организациями;
лиц, вступающих в брак (супружество) с матерью или отцом усыновляемого ребенка (детей) в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.
ИПН ребенка = (Доход - ОПВ) *10%
Согласно статье 351 налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом с доходов по договору ГПХ с ребенком удерживаются и оплачиваются ОПВ и ИПН.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина19.06.2026 03:15105
Ответ:
Если общественное объединение оказывает своим членам единовременную помощь в связи с рождением ребенка, бракосочетанием, лечением или погребением родственника, вопрос налогообложения зависит от правовой природы таких выплат.
-
Автор:Слабко Александра18.11.2025 03:401313
Ответ:
Если работник иностранец (кандас) с ВНЖ, то он приравнивается к гражданину РК при применении налогов и социальных взносов (удержания с заработной платы и начисления работодателем).
-
Автор:Смаилова Шугыла25.02.2025 04:27855
Ответ:
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 331 НК РК Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации механических транспортных средств и прицепов,
-
Автор:Смаилова Шугыла15.01.2025 05:18825
Ответ:
В соответствии с п. 5 ст.2 НК РК Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом Кодексе, применяются правила указанного договора.
-
Автор:Шляхова Наталья24.12.2024 05:19995
Ответ:
На основании ст.342 Налогового кодекса РК, физическое лицо имеет право на применение следующих видов налоговых вычетов:
1) налоговый вычет в виде обязательных пенсионных взносов – в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении
-
Автор:Аманжулова Гульмира23.05.2024 04:383251
Ответ:
В соответствии с положениями пп. 1) п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РК резидентом РК в целях Налогового кодекса РК признается физическое лицо:
- постоянно пребывающее в РК;
- непостоянно пребывающее в РК, но центр жизненных интересов которого находится в РК.
-
Автор:Аманжулова Гульмира17.05.2024 02:37985
Ответ:
Статья 23 Закона "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" предусматривает, что Уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью образуется путем объединения вкладов учредителей (участников).
-
Автор:Исхакова Ариндия28.02.2024 04:191441
Ответ:
Согласно ст. 319 Налогового кодекса РК, годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:
-
Автор:Сагимбекова Айжан28.02.2024 03:521471
Ответ:
Следовательно, если в управление передан объект недвижимости, то обязанность по уплате налогов лежит на доверительном управляющем.
Порядок передачи или приема имущества в доверительное управление регламентируется главой 44 ГК Республики Казахстан.
-
Автор:Куренкеева Алия12.01.2024 04:45976
Вопрос:
ИП будет заниматься поставкой верблюжьего молока на молочный завод. (т.е закупщик - посредник), ИП будет скупать у населения, соответственно каких либо документов они дать не могут. Имеет ли право ИП без подтверждающих документов производить отгрузку на молочный завод. т.е отписывать накладные от себя, завтра у налоговой будут ли вопросы: откуда молоко, где приход? Не нарушает ли ИП законодательство и как можно законно скупать у населения молоко, которые не имеют ИП и т.д?