У ИП имеется нежилое помещение площадью. В 2014 году был оплачен налог на имущество. В 2019 году налоговые органы потребовали сделать переоценку стоимости имущества, после которой требуют доначислить налог на имущество и пересдать отчетность исходя из суммы переоценки с соответствующими суммами пени. Правомерны ли действия налоговых органов по пересдаче отчетов, доначисления налогов и пени с 2014 года исходя из данных оценки имущества в 2019 году?
Вопрос:
У ИП имеется нежилое помещение площадью. В 2014 году был оплачен налог на имущество. В 2019 году налоговые органы потребовали сделать переоценку стоимости имущества, после которой требуют доначислить налог на имущество и пересдать отчетность исходя из суммы переоценки с соответствующими суммами пени. Правомерны ли действия налоговых органов по пересдаче отчетов, доначисления налогов и пени с 2014 года исходя из данных оценки имущества в 2019 году?
Ответ:
Пунктом 1 статьи 520 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено настоящей статьей, налоговой базой по объектам обложения налогом на имущество для индивидуальных предпринимателей является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Согласно пункту 6 статьи 520 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», является совокупность затрат на их приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, а также на реконструкцию и модернизацию.
При отсутствии первичных документов, подтверждающих затраты на приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, реконструкцию и модернизацию, а также по объектам налогообложения, полученным по сделкам, цена (стоимость) которых неизвестна, либо безвозмездно, в том числе в виде дарения, наследования, пожертвования, благотворительной помощи, налоговой базой является рыночная стоимость объекта налогообложения на дату возникновения права собственности на данный актив.
При этом рыночная стоимость определяется в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», субъекты малого предпринимательства осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Субъекты среднего предпринимательства, составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику:
- субъекты малого предпринимательства, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса;
- субъекты среднего предпринимательства, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Пунктом 23 Национального стандарта финансовой отчетности определено, что после первоначального признания основные средства и нематериальные активы учитываются по их себестоимости за вычетом всей накопленной амортизации.
Согласно пункту 17.15 Международного Стандарта Финансовой Отчетности (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса, после первоначального признания предприятие должно оценивать все объекты основных средств по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
В соответствии с пунктами 29-31 и 34 Международного стандарта финансовой отчетности IAS 16 «Основные средства», организация в качестве своей учетной политики должна выбрать либо модель учета по первоначальной стоимости, либо модель переоценки, и обязана применять выбранную учетную политику ко всему классу основных средств.
После первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
Будучи признанным в качестве актива, объект основных средств, справедливая стоимость которого поддается достоверной оценке, подлежит учету по переоцененной величине, равной его справедливой стоимости на дату переоценки, за вычетом любой накопленной впоследствии амортизации и любых накопленных впоследствии убытков от обесценения. Переоценки должны производиться с достаточной регулярностью во избежание существенного отличия балансовой стоимости от той, которая определяется при использовании справедливой стоимости на отчетную дату.
Частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости переоцениваемых объектов основных средств. Если справедливая стоимость переоцененного актива существенно отличается от его балансовой стоимости, требуется дополнительная переоценка. Некоторые объекты основных средств характеризуются значительными и волатильными изменениями справедливой стоимости, что вызывает необходимость в проведении ежегодной переоценки. Проведение таких частых переоценок не требуется для объектов основных средств, справедливая стоимость которых подвергается лишь незначительным изменениям. В таких случаях необходимость переоценки может возникать только каждые 3-5 лет.
На основании выше изложенного, обязанность по проведению переоценки имущества и ее отражению в бухгалтерском учете возникает только в случае осуществления ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, при условии выбора «метода переоценки» учета основных средств после их первоначального признания.
В остальных случаях, стандартами ведения бухгалтерского учета проведение переоценки основных средств не предусмотрено.
В рассаживаемой ситуации не указано осуществляет ли ИП ведение бухгалтерского учета или нет.
При прочих равных условиях, если ИП не осуществляет ведение бухгалтерского учета и у него имеются документы, подтверждающие стоимость приобретения объекта обложения налогом на имущество, то в данном случае налоговые органы не вправе требовать от него проведения каких-либо переоценок данного имущества (налог на имущество должен исчисляться от стоимости приобретения имущества).
Если же ИП осуществляет ведение бухгалтерского учета, но не применяет модель учета «по переоцененной стоимости» согласно МСФО IAS 16 «Основные средства», то налоговые органы также не вправе требовать от ИП проведение переоценки имущества (налог на имущество исчисляется от остаточной стоимости (стоимость приобретения – амортизация) имущества по бухгалтерскому учету).
Если же ИП не осуществляет ведение бухгалтерского учета и у него отсутствую документы, подтверждающие стоимость приобретения имущества, то он должен провести его оценку на дату приобретения и исчислять налог на имущество от оценочной стоимости (Например, в рассматриваемой ситуации ИП сделал в 2019 году оценку имущества по состоянию на 2010 год. Тогда у него возникаю обязательства по исчислению налога на имущество от оценочной стоимости в пределах исковой давности, т.е. за 2014-2019 годы).
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Местные налоги Общие вопросы
Ответ:
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 126 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» до 31 декабря 2020 года был введен поправочный коэффициент «0»:
-
Раздел: Местные налоги
Ответ:
Для начала, чтобы определить, нужно ли уплачивать за эти краны налог на транспорт, нужно определиться, к какой категории имущества относятся эти краны, либо это – машины и оборудование (так сказать «обездвиженные объекты») т.е. – основные средства, которые облагаются налогом на имущество, либо эти краны подпадают под категорию транспорта, тогда за них необходимо платить налог на транспорт.
-
Раздел: Местные налоги
Ответ:
Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества:
1) жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
-
Раздел: Местные налоги
Ответ:
На основании статьи 530 Налогового кодекса по объектам обложения, используемым (подлежащим использованию) в предпринимательской деятельности (в деятельности, связанной с частной практикой), физическое лицо, в том числе лицо, занимающееся частной практикой, исчисляет и уплачивает налог на имущество и представляет налоговую отчетность по данному виду налога в порядке, определенном главой 64 настоящего Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.
-
Раздел: Местные налоги
Ответ:
С 1 января 2020 года в НК РК внесены изменения по исчислению единого земельного налога для крестьянских и фермерских хозяйств. Согласно изменениям в законодательстве с 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим для крестьянских
-
Раздел: Общие вопросы Местные налоги
Ответ:
Статья 522. (Порядок исчисления и уплаты налога) Кодекса, предусматривает:
1. Исчисление налога производится налогоплательщиками самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.
-
Ответ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 521 НК РК, 3 Юридические лица, указанные ниже, исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к налоговой базе:
-
Ответ:
Согласно пунктам 2, 5, и 6 Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) от 27 января 2016 года № 28 плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов (далее – плата) – плата оператору,
-
Ответ:
Согласно статье 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включается в том числе доход от прироста стоимости.
Доход от прироста стоимости на основании статьи 228 Налогового кодекса образуется при реализации активов, не подлежащих амортизации.
-
Ответ:
Согласно статье 373 Налогового кодекса выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, если стоимость таких работ, услуг не включена в таможенную стоимость импортируемых товаров.