У ИП имеется нежилое помещение площадью. В 2014 году был оплачен налог на имущество. В 2019 году налоговые органы потребовали сделать переоценку стоимости имущества, после которой требуют доначислить налог на имущество и пересдать отчетность исходя из суммы переоценки с соответствующими суммами пени. Правомерны ли действия налоговых органов по пересдаче отчетов, доначисления налогов и пени с 2014 года исходя из данных оценки имущества в 2019 году?
Вопрос:
У ИП имеется нежилое помещение площадью. В 2014 году был оплачен налог на имущество. В 2019 году налоговые органы потребовали сделать переоценку стоимости имущества, после которой требуют доначислить налог на имущество и пересдать отчетность исходя из суммы переоценки с соответствующими суммами пени. Правомерны ли действия налоговых органов по пересдаче отчетов, доначисления налогов и пени с 2014 года исходя из данных оценки имущества в 2019 году?
Ответ:
Пунктом 1 статьи 520 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено настоящей статьей, налоговой базой по объектам обложения налогом на имущество для индивидуальных предпринимателей является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Согласно пункту 6 статьи 520 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», является совокупность затрат на их приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, а также на реконструкцию и модернизацию.
При отсутствии первичных документов, подтверждающих затраты на приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, реконструкцию и модернизацию, а также по объектам налогообложения, полученным по сделкам, цена (стоимость) которых неизвестна, либо безвозмездно, в том числе в виде дарения, наследования, пожертвования, благотворительной помощи, налоговой базой является рыночная стоимость объекта налогообложения на дату возникновения права собственности на данный актив.
При этом рыночная стоимость определяется в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», субъекты малого предпринимательства осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Субъекты среднего предпринимательства, составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику:
- субъекты малого предпринимательства, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса;
- субъекты среднего предпринимательства, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Пунктом 23 Национального стандарта финансовой отчетности определено, что после первоначального признания основные средства и нематериальные активы учитываются по их себестоимости за вычетом всей накопленной амортизации.
Согласно пункту 17.15 Международного Стандарта Финансовой Отчетности (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса, после первоначального признания предприятие должно оценивать все объекты основных средств по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
В соответствии с пунктами 29-31 и 34 Международного стандарта финансовой отчетности IAS 16 «Основные средства», организация в качестве своей учетной политики должна выбрать либо модель учета по первоначальной стоимости, либо модель переоценки, и обязана применять выбранную учетную политику ко всему классу основных средств.
После первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
Будучи признанным в качестве актива, объект основных средств, справедливая стоимость которого поддается достоверной оценке, подлежит учету по переоцененной величине, равной его справедливой стоимости на дату переоценки, за вычетом любой накопленной впоследствии амортизации и любых накопленных впоследствии убытков от обесценения. Переоценки должны производиться с достаточной регулярностью во избежание существенного отличия балансовой стоимости от той, которая определяется при использовании справедливой стоимости на отчетную дату.
Частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости переоцениваемых объектов основных средств. Если справедливая стоимость переоцененного актива существенно отличается от его балансовой стоимости, требуется дополнительная переоценка. Некоторые объекты основных средств характеризуются значительными и волатильными изменениями справедливой стоимости, что вызывает необходимость в проведении ежегодной переоценки. Проведение таких частых переоценок не требуется для объектов основных средств, справедливая стоимость которых подвергается лишь незначительным изменениям. В таких случаях необходимость переоценки может возникать только каждые 3-5 лет.
На основании выше изложенного, обязанность по проведению переоценки имущества и ее отражению в бухгалтерском учете возникает только в случае осуществления ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, при условии выбора «метода переоценки» учета основных средств после их первоначального признания.
В остальных случаях, стандартами ведения бухгалтерского учета проведение переоценки основных средств не предусмотрено.
В рассаживаемой ситуации не указано осуществляет ли ИП ведение бухгалтерского учета или нет.
При прочих равных условиях, если ИП не осуществляет ведение бухгалтерского учета и у него имеются документы, подтверждающие стоимость приобретения объекта обложения налогом на имущество, то в данном случае налоговые органы не вправе требовать от него проведения каких-либо переоценок данного имущества (налог на имущество должен исчисляться от стоимости приобретения имущества).
Если же ИП осуществляет ведение бухгалтерского учета, но не применяет модель учета «по переоцененной стоимости» согласно МСФО IAS 16 «Основные средства», то налоговые органы также не вправе требовать от ИП проведение переоценки имущества (налог на имущество исчисляется от остаточной стоимости (стоимость приобретения – амортизация) имущества по бухгалтерскому учету).
Если же ИП не осуществляет ведение бухгалтерского учета и у него отсутствую документы, подтверждающие стоимость приобретения имущества, то он должен провести его оценку на дату приобретения и исчислять налог на имущество от оценочной стоимости (Например, в рассматриваемой ситуации ИП сделал в 2019 году оценку имущества по состоянию на 2010 год. Тогда у него возникаю обязательства по исчислению налога на имущество от оценочной стоимости в пределах исковой давности, т.е. за 2014-2019 годы).
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ: Деятельность физического лица, направленная на систематическое получение дохода,
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
По товару, за который неплательщиком НДС был уплачен НДС при импорте, при реализации после постановки на учет по НДС придется платить НДС. Но этот НДС будет не повторным.
При этом НДС, уплаченный при импорте, будет учитываться в будущем, так как подлежит отнесению в зачет. Тем самым, НДС, подлежащий уплате в бюджет при реализации, будет уменьшен на сумму НДС, уплаченную при импорте.
Согласно Классификации поступлений бюджета (приказ Министра финансов РК от 18 сентября 2014 года № 403) две последние цифры КБК обозначают специфику.
При этом НДС, уплачиваемый при импорте:
из стран, не входящих в ЕАЭС, уплачивается по коду бюджетной классификации (КБК) 105102 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь»
из стран ЕАЭС уплачивается по КБК 105115 «Налог на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС».
НДС при реализации на территории Казахстана уплачивается по КБК 105101 «Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан».
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Если денежные средства являются оплатой за выполненные работы, оказанные услуги, то могут быть перечислены без НДС при условии, что данные работы, услуги относятся к оборотам, освобожденным от НДС или к облагаемым по нулевой ставке. В этом случае счета-фактуры исполнителем будут выставлены без НДС или с нулевой ставкой.
По дополнительной информации, в данной ситуации оплата производится за транспортные услуги. Тогда, если такие услуги подпадают под международные перевозки, то счет-фактура за такие перевозки подлежит выставлению резиденту США по нулевой ставке и, значит, оплата на счет ТОО поступит без НДС.
Данный вывод основан на положениях статьи 387 Налогового кодекса РК, которой установлено, что оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.
При этом международной перевозкой признается:
1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
2) перевозка пассажиров, багажа и груз багажа в международном сообщении.
Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами.
В рассматриваемом вопросе не уточнены вид груза, способ перевозки, вид транспорта, поэтому ниже приводятся виды международных перевозочных документов для различных видов транспорта.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: С начала 2015 года появился упрощенный порядок ликвидации ИП, предусмотренный ст.67 НК РК. Упрощенной процедурой могут воспользоваться предприниматели, одновременно удовлетворяющие условиям:
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Во-первых, если ТОО на упрощенке, то необходимо сдавать налоговую форму 910
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Расходы допускается брать на вычет в целях ИПН, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Основанием при этом
-
Ответ:
Данный вопрос решается согласно Кодексу «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Налоговому Кодексу Республики Казахстан. -
Ответ:
Данный вопрос регулируется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» -
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ: Данный вопрос решается по Налоговому законодательству РК.
-
Раздел: Налоги и Налогообложение
Ответ:
Срок исковой давности, предусмотренный Налоговым кодексом, распространяется на налоговые обязательства. Это период времени, в течение которого: