Департамент экологии в устном порядке предъявляет претензии в связи с тем, что на территории крестьянского хозяйства разводят костры и вырубают деревья. Целевое назначение земельного участка- ведение крестьянского хозяйства, Земельный участок находится в собственности КХ. Правомерны ли претензии экологов?

Департамент экологии в устном порядке предъявляет претензии в связи с тем, что на территории крестьянского хозяйства разводят костры и вырубают деревья. Целевое назначение земельного участка- ведение крестьянского хозяйства, Земельный участок находится в собственности КХ. Правомерны ли претензии экологов?

12.07.2019 09:00
597

Вопрос:

Департамент экологии в устном порядке предъявляет претензии в связи с тем, что на территории крестьянского хозяйства разводят костры и вырубают деревья. Целевое назначение земельного участка-  ведение крестьянского хозяйства, Земельный участок находится в собственности КХ.  Правомерны ли претензии экологов?

Ответ:

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан деятельность субъектов предпринимательства подлежит обязательному контролю и надзору. В целях защиты прав предпринимателей действует механизм по контролю за действиями контролирующих органов, 

который регламентирован Республики Казахстан «Предпринимательским кодексом Республики Казахстан» (далее – ПК РК) который направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также общих правовых основ государственного контроля и надзора.

Порядок проведения контроля определяется главой 2 ПК РК «Порядок организации и проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора».

Проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом.  Должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить:

  • акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам;
  • служебное удостоверение;
  • при необходимости разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;
  • медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • проверочный лист.

Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту акта о назначении проверки.

Информацию о зарегистрированной проверки вы можете проверить на сайте http://QAMQOR.GOV.kz во вкладке «Бизнес - тiрегi - опора бизнеса».

Порядок проведения контроля определяется главой 2 ПК РК «Порядок организации и проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора».

Целью проверяющих является проведение проверки либо профилактического контроля и надзора. Если посещение проверяющих относится к профилактическому контролю и надзору, то их действия несут предупредительно-профилактический характер, по итогам которых составляется предписание об устранении нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении, за исключением случаев, установленных в части третьей настоящего пункта (указанные действия не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан и уполномоченный орган в области государственной статистики).

Если же действия проверяющих относятся к проверке или профилактическому контролю и надзору, то в этом случае должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на объект, обязаны предъявить:

  • акт о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора (предписание, постановление, приказ) с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам,
  • служебное удостоверение,
  • при необходимости разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов,
  • медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения,
  • проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Проверяющие не указанные в акте о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора не имеют право проводить контрольные надзорные функции.

Началом проведения проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора считается дата вручения субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

По результатам проверки должностным лицом органа контроля и надзора составляется акт о результатах проверки и предписание составляются в трех экземплярах.

Органом контроля и надзора первый экземпляр акта о результатах проверки в электронной форме сдается в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов и его территориальные органы, второй экземпляр на бумажном носителе передается под роспись субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий остается у органа контроля и надзора.

По результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, проведенных на основании системы оценки рисков, должностным лицом органа контроля и надзора в случае наличия нарушений составляется предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписание об устранении выявленных нарушений составляется в трех экземплярах. Органом контроля и надзора первый экземпляр предписания об устранении выявленных нарушений сдается в электронной форме в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов и его территориальные органы, второй экземпляр на бумажном носителе вручается под роспись субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий остается у органа контроля и надзора.

В случае нарушения Ваших прав и законных интересов при осуществлении контроля и надзора Вы вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган, либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, все устные замечания в Ваш адрес не имеют юридической силы. 

Даже при проведении профилактической проверки представитель госоргана обязан иметь Постановление о проведении профилактической проверки. 

В соответствии с нормами Земельного кодекса Республики Казахстан, действия по вырубке деревьев без получения на то разрешения уполномоченного органа и по разведению костров применяются только в отношении земель лесного фонда и земель государственного пользования. 

Имеются статьи Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», которые, чисто теоретически, могут быть применимы в данной ситуации:

Статья 324. Нарушение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды;

Статья 336. Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха и пожарной безопасности при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов;

Статья 338. Нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.

Однако для применения данных статей сам факт правонарушения должен быть установлен (протокол о правонарушении) и доказан уполномоченным на то органом.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.  

Вам также может быть интересно: