По заявлению общества слепых в супермаркет пришла проверка, на предмет соответствия требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. На территории области введен режим ЧС. Насколько правомерна такая проверка? Возможно ли проведение проверки на период действия режима ЧС?

По заявлению общества слепых в супермаркет пришла проверка, на предмет соответствия требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. На территории области введен режим ЧС. Насколько правомерна такая проверка? Возможно ли проведение проверки на период действия режима ЧС?

10.05.2024 10:25
104

Вопрос:

По заявлению общества слепых в супермаркет пришла проверка, на предмет соответствия требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. На территории области введен режим ЧС. Насколько правомерна такая проверка? Возможно ли проведение проверки на период действия режима ЧС?

Ответ:

Государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем анализа сведений, полученных из различных источников информации.

При выявлении нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля субъекту контроля направляется рекомендация в срок не позднее 5 рабочих дней со дня выявления нарушений.

Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения.

В случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, предприниматель вправе направить возражение в течение пяти рабочих дней, либо исполнить рекомендацию в течение 10 рабочих дней.

В случае неисполнения в срок рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, уполномоченный орган вправе назначить профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля с применением мер административного характера.

В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при осуществлении контроля и надзора проверяемый субъект вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган, либо в суд.

На основании пункта 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан - проверки проверяемых субъектов делятся на плановые и внеплановые. Основанием для назначения плановой проверки является план, утвержденный контролирующим органом. 

Основаниями назначения внеплановой проверки являются:

  • контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;
  • получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
  • встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
  • инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности; реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка;
  • повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой; основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
  • обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Государственные органы, которые намерены провести проверку, обязаны известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения проверок. При этом о проведении плановой проверки - не менее чем за тридцать календарных дней. При проведении внеплановой проверки - не менее чем за сутки до начала проверки.

Нарушение периодичности проведения проверки, при назначении проверки по особому порядку проведения проверок, а также нарушение периодичности при назначении выборочной проверки являются основаниями для отказа соответствующему государственному органу контроля и надзора в регистрации акта о назначении проверки, осуществляемой уполномоченным органом (Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

В случае же явки должностных лиц органа контроля и надзора на проверяемый объект для проведения проверки и при этом несоблюдения периодичности проверки или несоблюдения временных интервалов по отношению к предыдущей проверке, при назначении плановой проверки, проверяемый субъект (либо его уполномоченный представитель) вправе не допускать прибывших должностных лиц госоргана к проведению проверки, т.е. отказать в ее проведении и обратиться с жалобой в соответствующие государственные органы.

В отношении внеплановых проверок  периодичность их проведения не учитывается и не применяется, т.к. внеплановая проверка назначается по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием назначения проверки, в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта), с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства и зачастую осуществляется без предварительного уведомления проверяемого субъекта.

Акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. Проверить регистрацию проверки при помощи информационного сервиса Комитета по правовой статистике и правовым учетам по следующей ссылке https://qamqor.gov.kz/check.

В исключительных случаях, когда необходимость проверки вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальным интересам Республики Казахстан, а также при проведении проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, регистрация актов о назначении проверок производится в течении следующего рабочего дня после начала проверки.

Наличие регистрации акта о назначении проверки не является доказательством законности такой проверки, так как регистрация акта о назначении проверок носит учетный характер.

Предприниматель вправе фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.

Срок проведения проверки не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены отдельные сроки проведения. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем государственного органа на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан. Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. Уведомление субъекта частного предпринимательства о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.

Что такое проверочный лист?

Регулирующий государственный орган и НПП Атамекен для однородных групп субъектов (объектов) контроля и надзора утверждают совместным актом проверочные листы.

Утвержденные проверочные листы размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов.

Проверочный лист включает в себя перечень обязательных требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Проверочный лист составляется в разбивке для однородных групп субъектов (объектов) контроля и надзора.

Под однородными группами понимаются субъекты (объекты) контроля и надзора, к которым предъявляются одни и те же требования.

При появлении в организации представителя проверяющего органа, осуществляющего проверку, в указанный в извещении срок (при наличии такового), он обязан представиться, предъявить свое служебное удостоверение и представить для ознакомления акт о назначении проверки на служебном бланке проверяющего органа.

Началом проведения проверки считается дата вручения субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, а также ознакомления субъекта контроля и надзора с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в акте о назначении проверки.

Представитель проверяющего органа не вправе проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК.

Все проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

Исключение составляет внеплановая проверка, инициированная в случаях необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения, которая может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни).

Предоставление в процессе проверки ответственными лицами запрашиваемых представителем проверяющего органа данных рекомендуем оформлять составлением соответствующего акта приема-передачи.

Выполнение данной рекомендации необходимо в целях возможности подтверждения в будущем факта представления представителю проверяющего органа определенных документов, а также в целях предотвращения утери документов в процессе проверки.

В случае если представитель проверяющего органа посчитает, что проверяемый субъект препятствует его доступу к материалам, необходимым для проведения проверки, он вправе составить об этом соответствующий протокол, который подписывается представителем проверяющего органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта. При этом уполномоченное лицо проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания такого протокола, предоставив письменное объяснение о причине отказа.

Представитель проверяющего органа не вправе:

  • проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК;
  • проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.

По результатам проверки представителем проверяющего органа составляется:

  • акт о результатах проверки в двух экземплярах;
  • предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений (Предписание составляется в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 152-1 Предпринимательского Кодекса).

Один экземпляр акта о результатах проверки и предписания вручается руководителю субъекта частного предпринимательства, или их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки Вы имеете право их обжаловать в установленном порядке.

В ходе проверки ваша компании имеете право:

  • не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;
  • фиксировать процесс проверки с помощью средств аудио и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;
  • обжаловать акт о назначении, о результатах проверки, а также действия проверяющего лица в вышестоящий государственный орган, либо в суд;
  • не исполнять необоснованные на законе запреты проверяющих, ограничивающих вашу деятельность (например, требование о приостановлении деятельности без наличия на то оснований);
  • присутствовать при проведении проверки, а также привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав.

Проверка признается недействительной, если проведена с грубыми нарушениями требований Предпринимательского кодекса, среди которых:

  • отсутствие оснований проведения проверки;
  • отсутствие акта о назначении проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • нарушение периодичности проведения проверок по особому порядку и выборочных проверок;
  • непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки;
  • назначение проверок по вопросам, не входящих в их компетенцию;
  • проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам;
  • нарушение сроков проведения проверок.

По результатам проверки должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю субъекта частного предпринимательства. В случае наличия замечаний или возражений по результатам проверки предприниматель может изложить их в письменном виде, которые прилагаются к акту о результатах проведения проверки.

Проверка, проведенная государственным органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения субъектами частного предпринимательства требований законодательства, что является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом.

К грубым нарушениям требований Закона относятся: отсутствие оснований проведения проверки; отсутствие акта о назначении проверки; несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного и руководствуясь законодательством Республики Казахстан, все зависит от характера планируемой проверки и государственного органа, который инициирует проверку, согласно утвержденного плана проверок, либо если проверка вне плановая – согласно иным основаниям.

В период действия режима ЧС возможно проводить проверку, так как мораторий на проведение проверок отменен. При этом проверяющий орган должен соблюдать все вышеуказанные требования законодательства.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: