Если одно юридическое лицо продает другому юридическому лицу недвижимость, но земельный участок под этой недвижимостью в аренде у государства, в какой срок юридическое лицо-покупатель обязан переоформить право аренды земельного участка на себя, и есть ли штрафные санкции за непереоформление?
Вопрос:
Если одно юридическое лицо продает другому юридическому лицу недвижимость, но земельный участок под этой недвижимостью в аренде у государства, в какой срок юридическое лицо-покупатель обязан переоформить право аренды земельного участка на себя, и есть ли штрафные санкции за непереоформление?
Ответ:
В соответствии с п.3 ст. 37 Земельного кодекса РК, негосударственные землепользователи, кроме указанных в подпунктах 3) – 7) пункта 5 настоящей статьи, выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды),
вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду), за исключением земель сельскохозяйственного назначения, или во временное безвозмездное пользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Ваш случай относится к иным (пп.7) п.5 приведенной отсылочной нормы).
Согласно ст.33 ЗК РК, передачу и отчуждение права землепользования могут производить только лица, выкупившие право временного возмездного землепользования (аренды). Отчуждение права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и другого).
В соответствии со ст.5 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», государственной регистрации в правовом кадастре подлежит и право пользования на срок не менее одного года, в том числе аренда, безвозмездное пользование, сервитуты. В соответствии со ст.ст. 20-22 данного Закона, регистрация осуществляется в электронном формате нотариусом, при оформлении сделки.
При этом, срок уведомления уполномоченного органа, которое упоминается выше, в отношении земель населенных пунктов, не определен законодательством.
По аналогии права (ст.5 ГК РК), данный срок, исходя из схожих правоотношений составляет 3 (три) рабочих дня с момента совершения сделки по отчуждению недвижимости и уступке права землепользования.
Вместе с тем ответственность за неуведомление уполномоченного органа в установленные сроки, предусмотрена ст. 339 КоАП РК исключительно в отношении отчуждения прав на участки сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, законодательство указывает только на факт уведомления без какого-либо срока (по общему правилу – 3 рабочих дня). И не предусматривает ответственности за неуведомление или несвоевременное уведомление по категории земель населенных пунктов.
Однако, учитывая наличие множества внутренних процедур в области земельного кадастра, решений местных исполнительных органов, местных маслихатов, в том числе, не размещенных в Эталонном контрольном банке НПА РК, рекомендуется заблаговременно, до осуществления сделки, обратиться в Управление земельных отношений ВКО для определения правомерности и порядка оформления такого отчуждения, во избежание противоречия возможным планам детальной планировки, распоряжениям и постановлениям МИО.
Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.
-
Автор:Жунусова Жадыра24.08.2026 04:3881Раздел: Аренда
Ответ:
Для объектов общественного питания действующие Санитарные правила, утвержденные приказом Министра здравоохранения РК от 17 февраля 2022 года № ҚР ДСМ-16, предусматривают обязательность медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, а также хранения на объекте личных медицинских книжек с соответствующими отметками и допуском к работе.
-
Автор:Жунусова Жадыра07.08.2026 04:1981Раздел: Аренда
Ответ:
Не рекомендуется соглашаться на замену арендатора (ИП мужа на ИП жены) без одновременного урегулирования вопроса о существующей задолженности.
-
Автор:Гришина03.08.2026 03:22119Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Физическое лицо, сдающее в аренду принадлежащую ему квартиру через агентство недвижимости, получает доход от сдачи имущества в аренду.
-
Автор:Халиева Акмарал13.07.2026 02:3891Раздел: Аренда
Ответ:
Налоговым Кодексом в постановлении Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 2025 года № 970 предусмотрен перечень видов деятельности по которым запрещено применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации.
-
Автор:Халиева Акмарал04.05.2026 03:45400Раздел: Общие вопросы Аренда
Ответ:
Согласно пунктов 1,4 статьи 257 Налогового кодекса РК, расходы подлежат вычету, если они: направлены на получение дохода; документально подтверждены; экономически обоснованы.
-
Автор:Исмагулова Бахытгул19.01.2026 05:37910Раздел: Аренда
Ответ:
Да, можно заключить договор аренды транспортного средства без экипажа (водителя) с индивидуальным предпринимателем (ИП), это стандартная практика, регулируемая Гражданским кодексом РК, где ИП выступает как арендодатель, предоставляющий автотранспорт в пользование без услуг по управлению.
-
Автор:Ана Качибаиа12.12.2025 05:271380Раздел: Аренда
Ответ:
Согласно Статье 293 ГК РК, Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
-
Автор:Жунусова Жадыра05.12.2025 03:051876Раздел: Расторжение договора Аренда
Ответ:
В соответствии с п.1 ст. 273 ГК РК, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, кроме случаев, прямо установленных законодательством или договором.
-
Автор:Жунусова Жадыра22.10.2025 04:23956
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ГК РК, местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего органа.
ИП вправе указать местом нахождения либо свой адрес проживания, либо адрес, где он фактически ведет предпринимательскую деятельность, при наличии правового основания для использования данного помещения.
-
Автор:Ана Качибаиа16.10.2025 02:401310Раздел: Аренда
Ответ:
Заключение договора аренды помещения с индивидуальным предпринимателем (ИП) и/или Товариществом с ограниченной ответственностью (ТОО) требует соблюдения ряда формальностей и учёта особенностей законодательства.
Предварительно, следует учесть следующее: