Как определить полученный доход, определенный самостоятельно для исчисления ОПВ в свою пользу для ИП, применяющих специальный режим налогообложения?
Вопрос:
Законом РК от 2 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения» внесены изменения в пункт 4 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан в части уточнения объекта исчисления дохода, а именно, удержание обязательных пенсионных взносов (далее - ОПВ) с получаемого дохода - адвокатами, частными судебными исполнителями, частными нотариусами, а также индивидуальными предпринимателями, которые введены в действие с 1 января 2016 года. При этом получаемым доходом является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, частным судебным исполнителем, частным нотариусом, профессиональным медиатором, а также индивидуальным предпринимателем для исчисления ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу.
Таким образом, ОПВ должны удерживаться и переводиться индивидуальными предпринимателями в порядке и сроки, установленные законодательством. Хочу отметить, что Ваша зарплата является Вашим личным доходом и является объектом исчисления социальных отчислений с установленным пределом в 10 МЗП и объектом исчисления пенсионных отчислений с установленным пределом в 75 МЗП лично за Вас. Но доход, получаемый адвокатами, частными судебными исполнителями, частными нотариусами, а также индивидуальными предпринимателями, это валовый доход, из которого выплачивается зарплата наемным работникам, закупается товар и прочие расходы. И неоднократно является базой для исчисления пенсионных и социальных отчислений за ИП и наемных работников. Так как, не все имеют навыки бухгалтерского учета и расчета чистой прибыли, для определенной категории самостоятельно занятых установлен упрощенный метод исчисления налогов.
Прошу, дать разъяснение в части объекта исчисления социальные отчисления для этой категории налогоплательщиков и округления 11 429,50 (максимальная сумма социальных отчислений) до целого для заполнения форм отчетов 910 и 911 согласно Правилам заполнения.
Ответ Министра здравоохранения и социального развития РК от 11 марта 2016 года на вопрос от 1 марта 2016 года № 307409 (dialog.еgov.kz)
Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон) определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.
С 1 января 2016 года адвокаты, частные судебные исполнители, частные нотариусы, а также индивидуальные предприниматели, должны
производить уплату ОПВ с «получаемого дохода».
При этом «получаемым доходом» является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, частным судебным исполнителем, частным нотариусом, профессиональным медиатором, а также индивидуальным предпринимателем для исчисления ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в свою пользу.
Кроме того, в целях повышения ответственности за уровень пенсионного обеспечения граждан, предоставлено право в случае отсутствия дохода, уплачивать в свою пользу ОПВ из расчета 10 % от минимальной заработной платы.
Необходимо отметить, что нормы по определению объекта налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим определены Налоговым кодексом РК.
Так, объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 Налогового Кодекса РК).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 427 Налогового Кодекса РК специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, не указанным в настоящем пункте, производятся в общеустановленном порядке.
Таким образом, ОПВ должны удерживаться и переводиться в ЕНПФ по ставкам, порядку и срокам, установленные законодательством о пенсионном обеспечении.
Касательно исчисления социальных отчислений
Согласно Закону Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», объектом для исчисления социальных отчислений самостоятельно занятого лица являются получаемые им доходы.
При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете.
В случае, если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы. В этой связи, максимальный размер социальных отчислений за месяц составляет в 2016 году 11 429,5 тенге (5% от 10 МЗП), минимальный размер – 1 142,95 тенге (5% от 1 МЗП).
По вопросу отражения сумм социальных отчислений с учетом тиын, в налоговой отчетности для субъектов малого бизнеса, Вам необходимо обратиться в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
Министр здравоохранения и социального развития РК: Дуйсенова Т. К.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения» поправочный
-
Ответ:
Блог Председателя КГД МФ РК
В соответствии с пунктом 2 статьи 353 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017г. № 120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О введении в действие Кодекса Республики
-
09.02.2017 10:231625
Вопрос:
Ситуация:организация производит выплату дивидендов из чистой прибыли по итогам года. Впоследствии производится корректировка доходов в бухгалтерском учете. Какие последствия наступают для предприятия в данном случае в бухгалтерском и налоговом учете?Должно ли предприятие производить корректировку дохода, отраженного в бухгалтерском и налоговом учете, включая корректировку сумм дивидендов, выплаченных ранее из чистого дохода?
Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
Согласно пункту 3 статьи 23 ЗРК «Об акционерных обществах» решение о выплате дивидендов по простым акциям общества должно содержать следующие сведения:
-
09.02.2017 10:171821
Вопрос:
При расчете расходов (Б) по долгосрочному контракту, которые должны быть произведены в соответствии с ПСД в последующие налоговых периодах для завершения работ, подлежащих отнесению на вычеты, необходимо учитывать удорожание ТМЗ и прочих расходов, которое фактически ежегодно происходит?Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
Согласно пункту 2 статьи 130-1 Налогового кодекса сумма понесенных за налоговый период расходов по долгосрочному контракту подлежит отнесению на вычеты в соответствии со статьями 100 - 125 Налогового кодекса.
-
09.02.2017 10:141962
Вопрос:
Если доход, определенный для налоговых целей по методу завершения затрат, оказался меньше признанного в бухгалтерском учете, отразить в декларации о СГД за налоговый период меньшую сумму?Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
При применении метода завершения доход по долгосрочному контракту в целях налогообложения за отчетный налоговый период определяется в следующем порядке:
-
09.02.2017 10:101810
Вопрос:
Сумма курсовой разницы определяется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК. Можно ли включать при исчислении КПН, курсовую разницу, возникшую в связи с девальвацией курса валют?Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
Учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с применением рыночного курса обмена валюты.
-
09.02.2017 10:051483
Вопрос:
Расчет дохода для целей налогообложения по долгосрочному контрактуметодом завершения, когда валюта контракта доллар/евро. А именно, нужно ли каждый год делать перерасчет налогооблагаемого дохода по контракту за все года такого контракта?
Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
Пунктом 1 статьи 130-3 Налогового кодекса установлено, что при применении метода завершения доход по долгосрочному контракту в целях налогообложения за отчетный налоговый период определяется в следующем порядке:
-
09.02.2017 09:531575
Вопрос:
Если компания предоставляет для обеспечения жизнедеятельности работникам, работающим вахтовым методом собственные общежития, квартиры или контейнера, оборудованные под жилье, являются такие расходы работодателя доходом работника?
Или же согласно п10) п3 ст 155 не рассматриваются в качестве дохода работника только расходы по найму работодателем жилья за плату?
Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
Подпункт 10) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса предусматривает освобождение от обложения индивидуальным подоходным налогом доход работника в виде расходов работодателя для
-
09.02.2017 09:401350
Вопрос:
- Согласно приказу Министра финансов Республики Казахстан от 31 октября 2016 года № 579 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» (далее – соответственно Приказ № 579 и Приказ № 587) абзацы сто семнадцатый, сто восемнадцатый введены в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования (опубликован в Информационно-правовой системе нормативных правовых актов РК «Әділет» 14 декабря 2016 г.). То есть, форма декларации (расчета) об исполнении налогового обязательства в натуральной форме (форма 531.00) (приложение 114 к приказу № 587) и правила ее составления (приложение 115 к приказу № 587) действуют с 25 декабря 2016 года. В соответствии с Приказом № 579 дополнены пунктом 1-1 Правила составления налоговой отчетности расчета о размерах и сроках уплаты (передачи) доли Республики Казахстан по разделу продукции, установленных контрактом на недропользование, в натуральной форме (форма 531.00) (приложение 41 к приказу № 587), согласно которому указанные правила распространяются на обязательства по представлению налоговой отчетности с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Таким образом, с 25 по 31 декабря 2016 года одновременно действуют правила составления формы 531.00 по приложению 41 и приложению 115 к Приказу № 587. В соответствии с какими приложениями к Приказу № 587 (40 и 41 или 114 и 115) следует представить отчетность по форме 531.00 за 4 квартал 2016 года недропользователям, осуществляющим передачу полезных ископаемых в счет исполнения налогового обязательства по уплате в натуральной форме налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт, роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции, и получателям таких ископаемых от имени государства? Должны ли получатели от имени государства представить Декларацию об исполнении налогового обязательства в натуральной форме за 2016 год не позднее 31 марта 2017 года по форме 531.00 в соответствии с приложениями 114 и 115 к Приказу № 587 в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 308-2 Налогового кодекса?
- Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 308-2 Налогового кодекса получатель от имени государства представляет в налоговый орган по месту нахождения расчет текущих платежей по исполнению налогового обязательства в натуральной форме не позднее 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии с пунктом 3 статьи 308-2 Налогового кодекса для получателя от имени государства в части уплаты денег, полученных от фактической реализации полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства по налогам в натуральной форме, является календарный год. В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Правил составления отчетности декларации (расчета) об исполнении налогового обязательства в натуральной форме (форма 531.00) (приложение 115 к приказу № 587) получателем от имени государства при представлении расчета указывается «соответствующий квартал». Из содержания нормативно-правовых актов не совсем понятно, один раз в год (не позднее 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом - годом) или за каждый квартал (не позднее 15 числа второго месяца «соответствующего квартала») представляется Декларация (расчет) об исполнении налогового обязательства в натуральной форме (форма 531.00) получателем от имени государства при представлении расчета?
- В соответствии с Приказом № 579 дополнены пунктом 1-1 правила составления налоговой отчетности (декларации) по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства (форма 210.00) (приложение 19 к Приказу № 587), согласно которому указанные правила распространяются на обязательства по представлению налоговой отчетности с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Какая форма налоговой отчетности представляется за 1 и 2 кварталы 2017 года по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства, в соответствии с какими приложениями к Приказу № 587?
Ответ Председателя Комитета по государственным доходам Министерства финансов РК от 23 января 2017 года на вопрос от 11 января 2017 года № 452476 (dialog.еgov.kz)
Согласно статье 308-2 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства по уплате роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции в денежной форме может быть заменено на натуральную форму временно, полностью или частично при одновременном соблюдении следующих условий: 1) соглашениями (контрактами) о разделе продукции, контрактом на недропользование, утвержденном Президентом Республики Казахстан, указанными в статье 308-1 настоящего Кодекса, предусмотрена передача полезных ископаемых в счет исполнения недропользователем налогового обязательства по уплате роялти и (или) доли Республики Казахстан по разделу продукции в натуральной форме; 2) решением Правительства Республики Казахстан определен получатель от имени государства полезных ископаемых, переданных недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме.
- Согласно приказу Министра финансов Республики Казахстан от 31 октября 2016 года № 579 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» (далее – соответственно Приказ № 579 и Приказ № 587) абзацы сто семнадцатый, сто восемнадцатый введены в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования (опубликован в Информационно-правовой системе нормативных правовых актов РК «Әділет» 14 декабря 2016 г.). То есть, форма декларации (расчета) об исполнении налогового обязательства в натуральной форме (форма 531.00) (приложение 114 к приказу № 587) и правила ее составления (приложение 115 к приказу № 587) действуют с 25 декабря 2016 года. В соответствии с Приказом № 579 дополнены пунктом 1-1 Правила составления налоговой отчетности расчета о размерах и сроках уплаты (передачи) доли Республики Казахстан по разделу продукции, установленных контрактом на недропользование, в натуральной форме (форма 531.00) (приложение 41 к приказу № 587), согласно которому указанные правила распространяются на обязательства по представлению налоговой отчетности с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Таким образом, с 25 по 31 декабря 2016 года одновременно действуют правила составления формы 531.00 по приложению 41 и приложению 115 к Приказу № 587. В соответствии с какими приложениями к Приказу № 587 (40 и 41 или 114 и 115) следует представить отчетность по форме 531.00 за 4 квартал 2016 года недропользователям, осуществляющим передачу полезных ископаемых в счет исполнения налогового обязательства по уплате в натуральной форме налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт, роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции, и получателям таких ископаемых от имени государства? Должны ли получатели от имени государства представить Декларацию об исполнении налогового обязательства в натуральной форме за 2016 год не позднее 31 марта 2017 года по форме 531.00 в соответствии с приложениями 114 и 115 к Приказу № 587 в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 308-2 Налогового кодекса?
-
09.02.2017 09:381820
Вопрос:
Облагается ли доход в виде дивидендов, полученный физическим лицом от компании-резидента? Если физическое лицо владеет долей участия в этой компании со дня ее образования более 5 лет и дивиденды между участниками до сих пор не распределялись. Компания не является недропользователем.
Ответ Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (kgd.gov.kz)
Дивиденды, полученные физическим лицом от юридического лица,