Может ли исполнитель потребовать у заказчика увеличить суммы ранее заключенных Договоров о государственных закупках на сумму исчисленного исполнителем НДС в виду изменения его статуса как субъекта налогообложения?
Вопрос:
Может ли исполнитель потребовать у заказчика увеличить суммы ранее заключенных Договоров о государственных закупках на сумму исчисленного исполнителем НДС в виду изменения его статуса как субъекта налогообложения?
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), основания внесения изменений в проект договора о государственных закупках либо заключенный договор о государственных закупках допустимы при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, при соблюдении следующих взаимосвязанных условий:
- внесение изменений в проект договора о государственных закупках инициировано одной из сторон не позднее пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона);
- внесение изменения допускается в части уменьшения суммы проекта договора о государственных закупках;
- решение о внесении изменения в части уменьшения суммы проекта договора о государственных закупках принято по взаимному согласию сторон;
- внесение изменения в проект договора о государственных закупках в части увеличения срока исполнения договора о государственных закупках на пять рабочих дней, направляемого потенциальному поставщику, занявшему второе место, в случае если потенциальный поставщик, определенный победителем, уклонился от заключения договора о государственных закупках.
Не допускается внесение изменения в проект договора о государственных закупках без соблюдения условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 2 ст. 45 Закона внесение изменений в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается:
1) по взаимному согласию сторон в части уменьшения цены на товары, работы, услуги и соответственно суммы договора о государственных закупках;
2) в части увеличения суммы договора о государственных закупках, если в проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;
3) в части уменьшения либо увеличения суммы договора о государственных закупках, связанной с уменьшением либо увеличением потребности в объеме приобретаемых товаров, работ, за исключением работ, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, услуг, при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги, указанных в заключенном договоре о государственных закупках данных товаров, работ, услуг. Такое изменение заключенного договора о государственных закупках товаров, работ, услуг допускается в пределах сложившейся экономии по данной государственной закупке;
4) в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара, работы, услуги предложил при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом заключенного с ним договора о государственных закупках;
5) в части уменьшения или увеличения суммы договора о государственных закупках на выполнение работ со сроком завершения в следующем (последующих) финансовом году (годах), вызванных изменением налогового, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан;
6) в части уменьшения суммы договора о государственных закупках о выполнении работ со сроком завершения в следующем (последующих) финансовом году (годах);
7) в части изменения сроков исполнения договора о государственных закупках работ или государственных закупках услуг в случае изменения финансирования по годам за счет государственного бюджета при условии неизменности суммы заключенного договора о государственных закупках или уменьшения сметной стоимости выполнения работ или оказания услуг и внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию, в последующем прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
8) в части изменения срока исполнения договора о государственных закупках по работам в случае возбуждения уголовного дела, связанного с исполнением договора о государственных закупках, в отношении должностного лица заказчика и (или) поставщика;
9) в части изменения срока исполнения договора о государственных закупках о поставке товара в случае, если поставщик является товаропроизводителем поставляемого товара. Такое изменение заключенного договора о государственных закупках товаров допускается в пределах текущего финансового года по уведомлению поставщика на срок не более десяти рабочих дней.
Таким образом, Закон не предусматривает увеличение суммы заключенного договора о государственных закупках в виду изменения налогового бремени исполнителя, в виду изменения его статуса как субъекта налогообложения, как в данном случае.
Помимо этого, самим договором данное условие предусмотрено.
Так, в п.п. 2.1 раздела 2 Договора № 50/ 19 от 01 февраля 2019 года указано, что общая стоимость Услуг составляет 29 869 994 (двадцать девять миллионов восемьсот шестьдесят девять тысяч девятьсот девяносто четыре) тенге без НДС и включает все расходы, связанные с оказанием Услуг.
В период действия настоящего Договора общая стоимость Услуг по Договору изменению в сторону увеличения не подлежит, в том числе в случае постановки Исполнителя на регистрационный учет по НДС в течение срока действия Договора.
В пункте 3.2 раздела 3 Договора № 200002370 от 01 февраля 2019 года (далее – Договор) сказано, что общая стоимость Услуг, изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.3 Договора и пунктом 133 Правил.
Пункт 3.3 Договора устанавливает, что внесение изменений в заключенный договор допускаются по взаимному согласию Сторон в следующих случаях:
3.3.1. В части уменьшения цены на услуги и соответственно суммы Договора, если в процессе исполнения договора о закупках цены на аналогичные закупаемые услуги изменились в сторону уменьшения;
3.3.2. В части уменьшения либо увеличения суммы Договора на сумму и объем, не превышающих первоначально запланированных в плане закупок, связанной с уменьшением либо обоснованным увеличением потребности в объеме приобретаемых услуг, а также в части соответствующего изменения сроков исполнения договора, при условии неизменности цены за единицу услуги, указанных в Договоре;
3.3.3. В случае, если Исполнитель в процессе исполнения Договора предложил при условии неизменности цены за единицу более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия оказания услуг;
3.3.4. В части уменьшения или увеличения суммы Договора, связанной с изменением цен, тарифов, сборов и платежей, установленных законодательством Республики Казахстан. Такое изменение допускается в пределах сумм, предусмотренных для приобретения услуг в плане закупок.
Пункт 133 Правил проведения государственных закупок (далее – Правила) отношения к изменению условий Договора о государственных закупках не содержит, так как относится к процедуре повторного рассмотрения заявок, поданных для участия в конкурсе. А вот п. 418 Правил содержит норму о том, что Договор, в соответствии с пунктом 21 статьи 43 Закона содержит условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, таможенного законодательства Евразийского экономического Союза и (или) таможенного законодательства Республики Казахстан.
Исходя из смысла п.3.3.4 Договора: «В части уменьшения или увеличения суммы Договора, связанной с изменением цен, тарифов, сборов и платежей, установленных законодательством Республики Казахстан. Такое изменение допускается в пределах сумм, предусмотренных для приобретения услуг в плане закупок», в части применения к Вашей ситуации дополнительное исчисление суммы НДС к ранее установленной Договором сумме не является правомерным в виду того, что данное увеличение не относится к изменению цен, тарифов, сборов и платежей, а является платежом, возникшим в виду изменения статуса исполнителя услуг как субъекта налогообложения.
Пункт 3.1 Договора устанавливает, что общая стоимость Услуг по Договору составляет 9 005 848 (девять миллионов пять тысяч восемьсот сорок восемь тенге) 00 тиын (без учета НДС), включая все расходы, связанные с оказанием Услуг, включая налоги и иные обязательные платежи в бюджет, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, данным пунктом Договора установлено, что сумма по договору указана без учета НДС, но и, так же, закреплено, что данная сумма включает в себя все расходы, связанные с оказанием Услуг, включая налоги и иные обязательные платежи в бюджет.
Резюмируя вышеизложенное: ни законных, ни договорных оснований у исполнителя для понуждения заказчика увеличить суммы ранее заключенных Договоров о государственных закупках на сумму исчисленного исполнителем НДС в виду изменения его статуса как субъекта налогообложения, не имеется.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Ответ:
Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, является застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо (проектировщик).
-
Ответ:
В соответствии с положениями п. 4 ст. 12 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
-
Ответ:
Возможность установления срока оплаты 2 месяца в договоре о государственных закупках не предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
-
Ответ:
Документы об исполнении договора о государственных закупках оформляются исключительно в электронной форме, в том числе: акт выполненных работ, акт приема-передачи товара, акт оказанных услуг, счет-фактура (ЭСФ).
-
Ответ:
Действующим законодательством, в частности Законом РК «О государственных закупках» возможность признания заказчика «недобросовестным заказчиком» не предусмотрено.
-
Ответ:
Договор о государственных закупках может быть расторгнут по обоюдному (соглашению) сторон в случае нецелесообразности его дальнейшего исполнения.
-
Ответ:
Инструкция по расторжению состоит из четырех действий:
- отправка уведомления о намерении расторгнуть Договор о государственных закупках Поставщику:
- заполнение и подписание заявление на удержание обеспечения заявки;
- отправка уведомления о намерении расторгнуть Договор о государственных закупках Поставщику:
-
Ответ:
После подписания договора поставщиком, договор направляется в камеральный контроль Комитета казначейства РК, где проверяется основание и законность заключения, того или иного вида договора о государственных закупках.
-
Ответ:
Заключение дополнительного соглашения с Заказчиком возможно, если у Товаров будут более лучшие качественные и (или) технические характеристики, при условии неизменности цены за единицу.
-
Ответ:
Избежать ответственности невозможно, так как данная заявка - является формой выражения согласия осуществить поставку товара с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора.