На рабочем месте скончался сотрудник из-за внезапного ухудшения здоровья не связанного с производством, что в соответствии с п. п. 4), п.3., ст. 186 Трудового Кодекса РК, не подлежит учету как несчастный случай связанный с трудовой деятельностью (подтверждается медицинским заключением). Имеет ли право гос. инспектор по труду, который состоит в комиссии по расследованию, проводить проверку ведения документации и запрашивать иную информацию не относящуюся к несчастному случаю?

На рабочем месте скончался сотрудник из-за внезапного ухудшения здоровья не связанного с производством, что в соответствии с п. п. 4), п.3., ст. 186 Трудового Кодекса РК, не подлежит учету как несчастный случай связанный с трудовой деятельностью (подтверждается медицинским заключением). Имеет ли право гос. инспектор по труду, который состоит в комиссии по расследованию, проводить проверку ведения документации и запрашивать иную информацию не относящуюся к несчастному случаю?

02.08.2019 08:07
1047

Вопрос:

На рабочем месте скончался сотрудник из-за внезапного ухудшения здоровья не связанного с производством, что в соответствии с п. п. 4), п.3., ст. 186 Трудового Кодекса РК,  не подлежит учету как несчастный случай связанный с трудовой деятельностью (подтверждается медицинским заключением). Имеет ли право гос. инспектор по труду, который состоит в комиссии по расследованию, проводить проверку ведения документации и запрашивать иную информацию не относящуюся к несчастному случаю?

Ответ:

Вопрос достаточно спорный,если он касается возможных полномочий государственного инспектора труда, при осуществлении установленных законодательством прав и обязанностей.

Во-первых, само расследование несчастного случая связанного с трудовой деятельностью не подпадает под действие предпринимательского кодекса Республики Казахстан, которым четко предусмотрено проводить проверку в рамках конкретного обращения физического или юридического лица, так, согласно п. 5 ст. 144 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее Предпринимательский кодекс) (Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК) – при проведении внеплановой проверки, проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов и объектов предпринимательства и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Предпринимательского кодекса - акт о назначении, дополнительный акт о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами государственных доходов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), в обязательном порядке регистрируются в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов.

Согласно п. 6 ст. 191 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее Трудовой кодекс)(Трудовой кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК) - Проверки, проводимые государственными инспекторами труда в рамках расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, а также контроля за выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших эти случаи, и иные формы контроля с посещением субъекта контроля проводятся без предварительного уведомления работодателя и не подлежат регистрации и учету в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной правовой статистике и специальных учетах.

При этом согласно п. 3 ст. 1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Предпринимательским кодексом, то применяются правила международного договора.

Так же следует учесть, что международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами (ст. 4 Конституции Республик Казахстан).

Согласно ст. 12 Конвенции об инспекции труда в промышленности и торговле (Конвенция 81), принятую в Женеве 30-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 11 июля 1947 года и ратифицированной Республикой Казахстан в соответствии с законом Республики Казахстан от 7 мая 2001 года N 194 «О ратификации Конвенции об инспекции труда в промышленности и торговле».

1. Инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право: 

c) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и в частности: 

i) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений; 

ii) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест; 

iv) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

Таким образом, государственный инспектор труда имеет право проверку ведения документации, и запрашивать иную информацию, которая может и не относится к несчастному случаю, поскольку это допускается конвенцией МОТ № 81.

Тем не менее, за Вами остается право обратиться к вышестоящему государственному инспектору труда или в судебные органы согласно ст. 198 Трудового кодекса Республики Казахстан «Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль».

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: