Необходимо ли получить разрешение на использование на этикетках детских сосок, детских бутылочек изображения детей?

Необходимо ли получить разрешение на использование на этикетках детских сосок, детских бутылочек изображения детей?

14.08.2017 10:10
1171

Вопрос:

Необходимо ли получить разрешение на использование на этикетках детских сосок, детских бутылочек изображения детей?

Ответ:

В п.1 ст. 18 Конституции РК говорится о том, что «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.»

В ст. 145 ГК РК предусмотрено  положение, регулирующее «Право на собственное изображение».

В упомянутой статье  говорится о том, что «Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти - без согласия наследников.

Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга.

Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату.» Учитывая то обстоятельство, что законными представителями несовершеннолетних являются законные  представители несовершеннолетних (родители/опекуны), следует получить согласие законных представителей на использование изображения несовершеннолетних (п.1 ст. 71 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»).

В ст. 15 ЗРК «О рекламе» говорится о том, что при производстве, распространении, размещении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их доверием и отсутствием у них опыта не допускаются:

  • дискредитация авторитета родителей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;
  • прямое предложение, призывающее убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемую продукцию;
  • прямое указание несовершеннолетним, что обладание той или иной продукцией дает им какое-либо преимущество над другими, а также что отсутствие такой продукции приведет к обратному;
  • размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях, когда это не оправдано профилактическими целями;
  • визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам (работам, услугам) для несовершеннолетних;
  • приуменьшение необходимого уровня навыков использования продукции у несовершеннолетних, за исключением случаев, когда результаты использования продукции показаны или описаны. Реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для несовершеннолетних той возрастной группы, для которой предназначена продукция;
  • создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) продукции для несовершеннолетних, а также прямое или косвенное указание на то, что рекламируемая продукция доступна для любого семейного бюджета.

В законодательство Республики Казахстан, в том числе в закон «О рекламе», включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.  Закон «О рекламе» устанавливает в статье 15 нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта. Их можно условно разделить на несколько групп. К первой группе следует отнести положение, направленное на недопустимость показа в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях, в том числе связанных с возможным вредом для их физического и психологического здоровья. Во вторую группу входят нормы, не допускающие использование в рекламе информации, способной сформировать у несовершеннолетних негативные или искаженные представления о нормах и правилах поведения в обществе и семье, о системе морально-этических ценностей. В третью группу могут быть включены нормы, запрещающие размещать в рекламе информацию, которая непосредственно использует доверие и недостаток опыта у несовершеннолетних (в отношении доступности и стоимости/цене товара).

Как сообщают в Генеральной прокуратуре РК, в этой сфере проверки не проводились.

Вместе с тем там пояснили, что «согласно закону государственное регулирование в области рекламы (т. е. контроль производства, распространения и размещения) осуществляется соответствующими уполномоченными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством РК».

Таким образом, если речь идет о рекламе игрушек, то госрегулирование осуществляют «органы в области индустрии и торговли» и т. д.(подробнее при переходе по ссылке: http://www.zakon.kz/131382-v-kazakhstane-uzhe-5-let-dejjstvuet.html).

Обобщая вышеизложенное, перед тем, как использовать изображение несовершеннолетних в рекламных целях, Вам следует получить письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего, а также согласовать размещение рекламной информации с уполномоченным государственным органом.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.   

Вам также может быть интересно: