Нужно ли разделять однородные товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам при осуществлении государственных закупок нескольких видов?

Нужно ли разделять однородные товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам при осуществлении государственных закупок нескольких видов?

Автор:
02.02.2017 11:14
4973

Вопрос:

В данный момент у нас возник спор между отделом снабжения и юристами по поводу закупок спецодежды — халатов, фартуков, костюмов. В связи с тем, что на предприятии трудятся разные рабочие — и мужчины и женщины, и у них естественно разные размеры для одежды, то отдел снабжения считает, что под однородностью понимается и половой признак и размеры, поскольку крупный мужчина на сможет одежду мелкой женщины. Т.е., по их мнению, объем закупок спецодежды должен быть разделен на лоты по размерам и по полу — отдельный лот для одежды 48-го размера и отдельный лот для 50-го и т.п. Юристы же полагают, что однородность означает только функциональное назначение — все халаты и спецодежда служат одной цели — защита тела рабочего от вредных факторов производства. Поэтому делить их на лоты неправомерно и просто излишний «мартышкин труд».

1) Необходимо ли разделять объем закупок спецодежды по лотам в зависимости от размерам и пола?

Согласно п. 30 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.12.2015 года № 1181, закупки услуг по аренде помещений относятся к видам закупок, осуществляемых у общественных объединений инвалидов и их организаций. При аренде помещений помимо площади, этажности, наличия коммуникаций и инженерной инфраструктуры, очень важен и район местоположения объекта имущественного найма. От этого критерия зависит стоимость аренды (разница между районами – центром и окраинами – в десятки раз), прогнозные и фактические показатели деятельности (от количества посещений и объема товаропотока напрямую зависит прибыль предприятия) и т.д. В соответствии с п. 2 ст. 38 Закона РК «О государственных закупках» прямой запрет установлен только в отношении места происхождения товара и товаропроизводителя, чтобы исключить преимущество конкретного поставщика. Каких-либо условий и особенностей аренды помещений в действующем законодательстве мы не нашли.

2) Возможно ли указание в условиях закупки услуг по аренде помещений расположения предлагаемого объекта аренды в конкретном районе, квартале, микрорайоне населенного пункта?

Ответ Председателя Комитета по государственным закупкам Министерства финансов от 9 декабря 2016 года на вопрос от 23 ноября 2016 года № 449237 (dialog.еgov.kz)​

1. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), при осуществлении государственных закупок способом конкурса нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок

обязан в конкурсной документации разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания) с учетом требований пункта 2 статьи 20 Закона. Согласно пункту 2 статьи 20 Закона, в случае наличия не менее пяти мест поставок товара, допускается указание в лоте, проводимом способом конкурса, нескольких мест поставок товара. В соответствии со статьей 37 Закона, государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, при этом решающим условием является цена. При осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания). При этом, согласно подпункту 5) статьи 1 Закона, однородные товары, работы, услуги – товары, работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми.

Таким образом, при государственных закупках нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания). В этой связи, полагаем, что однородные товары необходимо разделить по лотам с учетом их вида (халаты, фартуки, костюмы) и места поставки.

2. В соответствии с подпунктом 53) пункта 3 статьи 39 Закона, государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случае приобретения здания, строения, сооружения, помещения, имеющих нежилое назначение, определенных актом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также аренды здания, строения, сооружения, помещения, имеющих нежилое назначение, закупки услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию арендуемого здания, строения, сооружения, помещения, имеющих нежилое назначение, закупки услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование и (или) в оперативное управление заказчику, в случае, если эти услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены нежилые помещения, переданные в безвозмездное пользование и (или) в оперативное управление заказчику.

Таким образом, приобретение услуг по аренде здания, строения, сооружения, помещения, имеющих нежилое назначение осуществляется заказчиками способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках. В свою очередь, полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 51 Закона, организаторы государственных закупок осуществляют закупки отдельных видов товаров, работ, услуг у общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящих товары и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги. При этом, перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1181 (далее – Перечень). В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Перечень, в том числе исключение из Перечня аренды помещений. Данный проект находится на согласовании с заинтересованными государственными органами, по результатам которого будет внесен в Правительство Республики Казахстан.

Председатель Комитета по государственным закупкам Министерства финансов РК: Абдуллаев К.Н. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.

Вам также может быть интересно: